Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:41, реферат
Физические и психологические требования к водителю определяются его деятельностью. Водитель должен воспринимать большие объемы информации об участниках движения, средствах регулирования, о состоянии дороги и окружающей среды, а также о работе систем и агрегатов автомобиля. Кроме того, ему необходимо непрерывно анализировать эту информацию и принимать соответствующие решения, часто в условиях жесткого дефицита времени. Нередко только последнее обстоятельство становится причиной ДТП, обусловленных перечисленными выше ошибками водителя.
1. Введение 3
2. Психофизиологические характеристики водителя 5
2.1 Ощущение 5
2.2 Восприятие 6
2.3 Память 8
Список использованной литературы 9
Московский
Автомобильно-дорожный
институт
(Государственный технический
университет)
Заочный
факультет
Р е ф е р а т
по дисциплине:
«Дорожные условия
и безопасность движения»
Тема:
«Психофизиологические характеристики
водителя (ощущение, восприятие,
Факультет: 6зДп
Москва
2011г.
Содержание
1. Введение
Работа
водителя, управляющего автомобилем, очень
ответственна, так как транспортное
средство является источником повышенной
опасности. Водительский труд далеко не
для всех может оказаться оптимальным
и соответствовать физиологическим
и психологическим возможностям. Поэтому
в системе "водитель - автомобиль - дорога"
главным элементом, с точки зрений безопасности
дорожного движения, является водитель.
Он воспринимает необходимую информацию
об условиях движения, окружающей обстановке,
перерабатывает ее и воздействует на автомобиль
(или другое транспортное средство) через
органы управления. От точности, быстроты
и надежности действий водителя, мастерства,
его личных качеств и навыков зависит
безопасность дорожного движения.
Желание овладеть профессией водителя,
которая в наши дни стала одной из самых
массовых, очень велико. Но одного желания
еще недостаточно, нужны соответствующие
данные. А если их нет у поступающих на
курсы водителей? Здесь необходимы самые
решительные меры, вплоть до отчисления.
Однако в большинстве случаев занимающихся
на курсах, психофизиологические особенности
которых не соответствуют требованиям,
предъявляемым водителям, все-таки доводят
до экзаменов, после которых они получают
удостоверение на право управления автомобилем.
Чтобы надежно управлять автомобилем,
каждый водитель должен хорошо знать те
свои качества, от которых зависят быстрая
оценка дорожной обстановки, принятие
правильного решения и его своевременное
выполнение, а следовательно, и предотвращение
ДТП в неблагоприятной дорожной ситуации.
Физические и психологические требования к водителю определяются его деятельностью. Водитель должен воспринимать большие объемы информации об участниках движения, средствах регулирования, о состоянии дороги и окружающей среды, а также о работе систем и агрегатов автомобиля. Кроме того, ему необходимо непрерывно анализировать эту информацию и принимать соответствующие решения, часто в условиях жесткого дефицита времени. Нередко только последнее обстоятельство становится причиной ДТП, обусловленных перечисленными выше ошибками водителя.
Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их - максимально разрядить опасную обстановку.
Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождения.
Основными
психофизиологическими
2.
Психофизиологические
характеристики водителя
2.1
Ощущение
Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.).
При движении автомобиля к водителю поступает разнообразная информация. Она воздействует на органы чувств, возбуждая у водителя ощущения, т. е. разнообразные психические образы отдельных свойств объектов и явлений системы ВАД (водитель – автомобиль - дорога). В деятельности водителя проявляется большинство видов присущих человеку ощущений.
Посредством зрительного ощущения водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге и относительно других объектов на ней, о форме, цвете, размерах этих объектов, о показаниях приборов и др. Разнообразные источники звуков (шум в отдельных частях автомобиля, звуковые сигналы участников движения и др.) дают водителю информацию через слуховые ощущения. Кожные и суставно-мышечные ощущения информируют о положении его тела и взаимодействии рук и ног с органами управления, вестибулярные — об изменении скорости и направлении движения автомобиля, а вибрационные — о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных частей автомобиля. Обонятельные ощущения могут информировать о наличии в кабине паров топлива и отработавших газов, а тепловые — об изменении температуры в ней.
Ощущения субъективны и зависят главным образом от природных данных человека, его возраста, тренированности и опыта, профессиональных знаний, навыков и других личностных качеств. Так, например, водитель со значительным стажем более тонко, чем молодые водители, ощущает разницу в освещенности дороги при ограниченной видимости, шумы, типичные для отдельных неисправных сопряжений автомобиля. Характеристики ощущений у одного и того же человека изменяются в широких пределах в зависимости не только от его опыта, но и от психического состояния.
Главным источником информации является зрительное ощущение, благодаря ему поступает около 85% всех необходимых для управления автомобилем сведений. Причем количество и качество этой информации зависят не только от собственно восприятия водителя, но и от светотехнических и оптических характеристик среды движения (погода, время суток.и пр.).
Ощущение
— это исходный психический процесс
получения информации, благодаря
ему водитель обнаруживает предметы
и явления и судит об отдельных их свойствах.
На основе ощущений формируется более
сложный психологический процесс — восприятие,
посредством которого в сознании отражаются
свойства предметов и явлений во взаимосвязи,
в виде единого целостного образа.
2.2
Восприятие
Восприятие
- это психический процесс
Восприятие пространства,
осуществляемое зрительными, вестибулярными,
двигательными и кожными ощущениями, также
одно из основных качеств водителя движущегося
транспортного средства.
Качество восприятия водителя зависит от способности правильно и быстро воспринимать пространство и время, что лежит в основе водительского расчета. При восприятии пространства (формы, объема предмета и расстояния между предметами) для водителя автомобиля наиболее важна оценка расстояния между предметами и удаленности их от него.
Водителю для восприятия предметов необходимо фиксировать их зрением на 0,1—0,3 с. С увеличением скорости, чтобы рассмотреть объект на дороге, водитель направляет свой взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносит взгляд водитель, тем шире участок дороги он воспринимает, тем больше объектов в его поле зрения. Так, на расстоянии 30 м водитель воспринимает участок дороги шириной 1,5 м, на расстоянии 500 м — около 16 м. Для обгона впереди движущегося автомобиля водитель, чтобы обеспечить наибольшую безопасность движения, должен видеть перед собой дорогу на расстоянии 600—800 м.
Вниманием обычно охватывается не более трех объектов, кроме опасного. Так, например, при наличии пешеходов водитель наблюдает, кроме того, за встречными, попутными автомобилями и за проезжей частью.
Характер распределения и концентрации внимания зависит от специфики конкретной дорожной обстановки и интенсивности ее изменения. Так, например, при перестроении водитель затрачивает для бокового обзора дороги 0,8—1,6 с, а для осмотра дороги сзади — 0,8—1,0 с. При подготовке к пересечению главной дороги время визуального поиска вероятной помехи составляет 1,1—2,6 с. Причем, чем сложнее ДТС, тем в течение большего отрезка времени взгляд водителя фиксируется на отдельных объектах.
Умение
точно оценивать временные
На
точность восприятия времени также
влияют индивидуальные особенности
человека и его эмоциональное
состояние. При хорошем настроении,
выполнении интересной работы время
летит очень быстро и временные
интервалы недооцениваются. И, наоборот,
при плохом настроении, отрицательных
эмоциях время как бы замедляется и временные
интервалы переоцениваются. Эти состояния
сказываются и на точности оценки микроинтервалов
времени водителями автомобилей.
2.3
Память
Память - процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте. Двигательная (моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.
Рассмотрим
теперь психологический план сохранения
информации, необходимой и достаточной
для управления А — СД. Уже
на уровне восприятия познавательная
функция психики осуществляется
посредством активной переработки
материала, относящегося к первичному,
исходному психическому уровню информации,
т. е. к ощущениям. Эта переработка невозможна
без удержания и сохранения образов ощущений,
т. е. без участия процессов памяти.
Благодаря психической способности к
сохранению накопленного опыта возникает
возможность использовать его для истолкования
текущей информации, а значит обеспечения
более глубокого, точного и быстрого познания
действительности. В соответствии с этим
в процессе восприятия постоянно осуществляется
сличение психических образов, возникающих
в каждый данный момент в результате воздействия
наличных объектов, с соответствующими
образами памяти — представлениями.
Можно считать,
что способность водителя эффективно
и надежно управлять подсистемой А — СД
существенным образом зависит от запаса
накопленных представлений. Понятно, что
эти представления памяти должны относиться
именно к тем объектам и их характеристикам
и параметрам, информация о которых важна
с точки зрения управления А — СД.
Таким образом,
при управлении А — СД решающее значение
имеют:
- зрительная память, прежде всего на пространственные свойства и отношения объектов (форма, величина, расстояние, положение);
Информация о работе Психофизиологические характеристики водителя (ощущение, восприятие, память)