Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:39, реферат

Краткое описание

Цель написания реферата заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике.

Оглавление

Введение 3
1. Технические характеристики оборудования
1.1.Гидротурбина 4
1.2.Генератор 4
1.3.Маслонапорная установка МНУ 25 – 2/40 4
1.4.Регулятор – электрогидравлический 4
1.5.Сервомоторы направляющего аппарата 4
2. Техническая характеристика системы ГРАМ
2.1. Функциональная схема системы ГРАМ 5
2.3. Аппараты системы ГРАМ 8
2.2.1. Центральные регуляторы (стойка ЦР) 8
2.2.2 Панель автоматики и сигнализации 11
2.2.3. Датчики мощности блоков 12
2.2.4. Регуляторы частоты вращения 1

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

          1.2 Свойства ощущений. Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.

Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Большой дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека – от полного отключения мозга, впадения в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций. Явление сенсорной депривации частично или полностью может быть ослаблено через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряются слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная система. 

                                          2. Понятие «восприятия» 

Ощущение  – исходный источник информации. Благодаря  ощущениям мы познаем отдельные  качества и свойства предметов и  явлений. Однако в реальном психическом  процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

           Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Ощущения  и восприятия неразрывно связаны  друг с другом. Восприятия – результат  деятельности системы анализаторов. 
 
 

2.1 Виды восприятий.

                В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире, особое значение имеют двигательные (кинестезические) восприятия: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом – большое значение имеет движение языка и т.п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

Восприятие  видимого движения определяется данными  о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием  степени удаленности предмета и  оценкой направления, в котором  расположен тот или иной предмет.

Восприятие  пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с  помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также  на восприятии объема и удаленности  предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

            Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. 

                Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими «биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.

                Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Если отметить начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а между ними оставить паузу (неполный интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком, заполненным серией щелчков.

Любопытно, что более коротким по времени, кажется, произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени. Заполненные интенсивной деятельностью временный интервал кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для человека событиями.

Мы осознаем длительность (так же, как и пространство) лишь тогда, когда существует временный  интервал между моментом пробуждения  потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания на переживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

          Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы».

Основные механизмы восприятия пространства и времени имеют, видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности в определенных условиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новых условиях. Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля восприятия начинала меняться, все более частыми становились галлюцинации и самовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где оно не происходило и т.п.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении  иногда происходит повышение восприимчивости  к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска  окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери  звучит, как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которое выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

           От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

             Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

              Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

2.2 Свойства восприятия

            .В психологии выделяются пять основных свойств или качеств восприятия: целостность, константность, осмысленность, избирательность и апперценция.

Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная сторона вещи). В восприятии образы ощущений как бы достраиваются, приобретают определенность предмета. Это возможно потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук и туловища. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в непосредственном восприятии в данный момент частей объекта.

Информация о работе Ощущение и восприятие