Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:18, контрольная работа
сущность памяти, ее виды
нет
Министерство образования
Российской Федерации
Уральский
Гуманитарный институт
Факультет психологии
Общая психология
Психические познавательные процессы
Контрольная работа
В - 5
Выполнила студентка
Екатеринбург
2009
Вариант 5
1. Раскрыть сущность памяти, ее виды.
2. Составить схему физиологических механизмов восприятия.
3. Провести диагностику мышления (методика Расстановка чисел).
4. Решить задачи.
1.
Из перечисленных понятий
Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.
2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1.
Основным источником наших
2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер.
3. Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений
материального мира.
4.
Генетически самое раннее
3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3.
Основные свойства ощущений — это... а)
константность; б) интенсивность; в) предметность;
г) обобщенность; д) все ответы верны; е)
все ответы неверны.
Раскрыть сущность памяти, ее виды.
Память - это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения
Человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).
Осуществляя
связь между прошлыми состояниями
психики, настоящим и процессами
подготовки будущих состояний, память
сообщает связность и устойчивость
жизненному опыту человека, обеспечивает
непрерывность существования
Существует много подходов к классификации видов памяти.
Наиболее часто выделяют:
– Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.
–
Эмоциональная память связана с фиксированием
переживаний, которыми сопровождаются
те или иные события. Эмоции выполняют
регуляторную функцию в обеспечении поведения
и адаптации организма к окружающей среде.
Биологический смысл эмоциональной памяти
заключается в выработке системы предупреждения.
Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются
непроизвольно и практически мгновенно.
Эмоциональная память самая прочная, поэтому
имеет очень большое значение в процессе
обучения. Если вы хотите лучше усвоить
учебный материал, привлекайте резервы
эмоциональной памяти: придумайте способы
насытить информацию эмоциями, сделайте
ее интересной для себя, например, нарисуйте
комические иллюстрации к скучному тексту.
– Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.
–
Логическая память и в филогенезе,
и в онтогенезе возникает позже
всех остальных видов памяти. Логическая
память формируется только на базе
второй сигнальной системы в процессе
обучения. Вторая сигнальная система,
по определению физиолога И.П. Павлова,
— это человеческая речь. Сложно запомнить
какой-либо материал без понимания, без
логического восприятия.
Никаких природных готовых программ у
этой памяти нет. Логическая память —
результат тех интеллектуальных возможностей,
которые есть у человека. Логическая память
у младших и старших школьников различна.
Лучше выражена она у старшеклассников.
- Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.
Синестезия– возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин — при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».
С
точки зрения временной характеристики
сохранения способности к воспроизведению
запечатленной информации, различают
следующие виды памяти:
– Сенсорная (иконическая, следовая)
память, которая обеспечивает сохранение
воспринятого образа на протяжении долей
секунды.
–Кратковременная (первичная) память - позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.
–Долговременная
(вторичная) память - простирается на очень
большой временной диапазон, начиная
от нескольких десятков (точнее, 20) секунд
и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы,
годы. По всей видимости, это понятие включает
несколько достаточно существенно различных
видов памяти. Так, в частности, во вторичной
памяти выделяют оперативную память, т.е.
по существу, пролонгированную кратковременную
память. Суть ее заключается в том, что
под влиянием внутренней мотивации или
каких-либо внешних обстоятельств способность
к воспроизведению продлевается на промежуток
времени более 20 с.
Выделяют еще так называемую "вечную"
или третичную память, когда способность
воспроизводить когда-то запечатленную
информацию сохраняется на протяжении
всей оставшейся жизни (например, имена
свое и ближайших родственников и т.п.).
И только в патопсихологических ситуациях
разрушается и этот вид памяти.
Механизм памяти.
Поступающая
от органов ощущений информация обрабатывается
сенсорной памятью, которая обеспечивает
удержание этой информации в течение
очень короткого времени (обычно
меньше одной секунды). В соответствии
с видом стимула сенсорная память
может быть иконической (связанной со
зрением), эхоической (связанной со слухом)
и пр. Психологи полагают, что в сенсорной
памяти удерживаются физические признаки
информации: иными словами, на этом этапе
происходит различение — мы «запоминаем»
глазами или, скажем, носом.
Процесс забывания начинается сразу же
после поступления информации. Исследования
показывают, что если испытуемому в течение
50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем
попросить назвать эти буквы, то сразу
после предъявления он вспоминает около
70% увиденного.
Через 150 миллисекунд объем запомненной
информации равен 25–35%, а через 250 миллисекунд
уже вся информация из сенсорной памяти
теряется.
Но если информация сохранилась (на нее
обратили внимание), то она попадает в
кратковременную память. Кратковременную
память часто называют еще оперативной,
или рабочей, потому что она нужна нам
для выполнения определенных операций
в процессе какой-то деятельности. Например,
при чтении предложения в этом тексте
в кратковременную память отправляются
значения отдельных букв или предыдущих
слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего
предложения. Информация в кратковременной
памяти долго не задерживается: либо она
сразу используется сознанием, либо она
отправляется в соседний зал долговременной
памяти, либо ее проглатывает ненасытное
забывание.
Для кратковременной памяти верен закон
«7 ± 2»(Герман Эббингауз):
в
ней может храниться лишь ограниченный
объем информации, включающий от пяти
до девяти объектов.
Например, если обычному человеку предъявить
на несколько секунд рисунок, на котором
изображено пятнадцать или двадцать предметов,
то он по памяти сможет воспроизвести
названия не более чем девяти из них.
Означает ли это, что учителя предъявляют
на уроках непосильные требования к учащимся,
заставляя их воспроизводить тексты, содержащие
количество слов, в десятки, раз превышающие
объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем
запомнить гораздо больший объем осмысленного
материала. Почему? Потому что многое зависит
от того, как мы сгруппируем запоминаемый
материал. Если его разбить на части так,
что в каждой из них будет ярко представлена
какая-то одна, самая важная, «опорная»
мысль, то мы легко воспроизведем текст.
Конечно, при условии, что количество частей
будет подчинено закону «7 ± 2». Таким образом,
происходит укрупнение единиц информации.
Однако
заучивать материал надо так, чтобы
он сохранился в памяти надолго, а
еще лучше — навсегда. Для этого
его следует переправить в
долговременную память. Для перевода
следов события в долговременную
память требуется от пятнадцати минут
до часа. Это время называется периодом
консолидации.
Самым простым и привычным способом такого
перевода обычно считается повторение.
Однако механическое повторение, зазубривание
не является эффективным. Давно доказано,
что осмысленное запоминание имеет целый
ряд преимуществ по сравнению с запоминанием
механическим.
Для того чтобы запомнить материал, нужно:
1) понять его;
2) установить логику изложения или событий;
3) соответственно разбить
Информация, которая перешла в долговременную
память, может быть извлечена через длительное
время. В процессе жизни человека часть
информации из долговременной памяти
теряется, а около 72% остается на всю жизнь.
В долговременной памяти данные накапливаются
в соответствии с их «значимостью». Извлечение
информации из долговременной памяти
происходит дольше, чем из кратковременной
Исследователи
установили, что в обычных условиях
человек может запомнить 8 десятичных
знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту,
4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически
не бывает. По мнению специалистов, обычно
бывает достаточно запомнить не более
4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных
цифр. Но объем памяти уменьшается, если
альтернатива увеличивается. Так, например,
объем памяти на различные предметы и
цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы
- 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
Закономерности запоминания и сохранения информации.
Память
состоит из запоминания, сохранения
и последующего воспроизведения информации.
Один из самых первых исследователей памяти
— Герман Эббингауз (кстати, именно он
открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя
на самом себе, проверял, сколько повторений
потребуется для запоминания без специальных
приемов набора бессмысленных слогов
и насколько прочным будет это запоминание.
Он обнаружил, что быстрее всего забывание
происходит в течение первого часа после
предъявления материала (теряется почти
60% информации). Потом процесс забывания
замедляется. Через шесть дней остается
уже не более 20% от общего объема информации,
и эта часть сохраняется в памяти достаточно
прочно.