Познавательные психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Ощущение…………………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………………...5
Представление…………………………………………………………………….6
Внимание………………………………………………………………………….8
Воображение и мышление………………………………………………………..9
Память и речь…………………………………………………………………….12
Библиографический список……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 28.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Ощущение…………………………………………………………………………4

Восприятие………………………………………………………………………...5

Представление…………………………………………………………………….6

Внимание………………………………………………………………………….8

Воображение и мышление………………………………………………………..9

Память и  речь…………………………………………………………………….12

Библиографический список……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

         Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая  при этом внимание на различные моменты  или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов  человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические  процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и  сами представляют собой особые виды деятельности.

       Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

 Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ощущение

 

Ощущение  – это отражение в сознании свойств и качеств предметов  или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный  этап всякого познания.

Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Посредством зрения человек получает основной объем  информации, в частности, отражает такие  стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число  впечатлений и прежде всего о  форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам  различные стороны действительности.

Каждый  орган чувств характеризуется чувствительностью, которая, в свою очередь, определяется минимальным порогом ощущения. Последний  оценивается по минимальной силе раздражителя, впервые ощущаемого данным органом чувств. Например, нижняя граница  ощущения высоты звука составляет 15 гц, света – 0,001 свечи.

Качество  ощущений зависит от различительной чувствительности органов чувств, которая, в свою очередь, характеризуется  минимальной величиной различия между раздражителями, впервые замечаемого  человеком. По данным психологических  исследований, величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в  звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины.

Существует  и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает  адекватно ощущаться. Например, звуковое колебание силой более 12000 дб ощущается  уже как болевое.

Важным  в определении рабочих возможностей человека показателем является диапазон чувствительности, которым может  характеризоваться каждый орган чувств. Им определяется пропускная способность органа чувств. Она равна "рабочей зоне", лежащей между минимальным и максимальным порогами.

Органы  чувств не сразу включаются в оптимальный  режим работы. Этот процесс называют адаптацией, и он происходит в течение  определенного времени для различных  органов чувств и различных людей  и условий. Например, глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут  частично, 40 минут – достаточно и 80 минут полностью.

Влияет  на пропускную способность органов  чувств и взаимодействие между ними. Это влияние может носить как  положительный, так и отрицательный  характер.

 

2. Восприятие

 

Восприятие - это процесс целостного отражения  предметов и явлений, воздействующих на человека. Восприятие происходит на основе ощущений. Однако это не значит, что закономерностями ощущений исчерпывается  содержание этого процесса. Как познавательный процесс, восприятие характеризуется  рядом особенностей.

Восприятие  носит предметный характер. Это выражается в том, что человеку присуща тенденция  вычленять предметное содержание во всякой отражаемой информации. И если информация недостаточна, то он вносит в нее эту предметность. Осмысленность  – другая особенность восприятия. Она заключается в том, что  любая информация имеет то или  иное объективное отношение к  человеку. Восприятие носит избирательный  характер. Это значит, что из всего  потока информации какая-то ее часть  составляет объект восприятия, а все  остальное – фон. Объект воспринимается полно и отчетливо.

Одной из особенностей восприятия является его зависимость от прошлого опыта, полноты и содержания знаний, настроения человека. Это явление получило название капперцепции.

Восприятие  может носить искаженный характер, что называется иллюзией. Наиболее распространенной является зрительная иллюзия.

В зависимости  от наличия сознательно-познавательной цели и волевых усилий различают  восприятие непроизвольное и произвольное (преднамеренное). Особой формой произвольного  восприятия является наблюдение. Оно  представляет собой целенаправленное, организованное и непосредственное восприятие какого-либо объекта или  деятельности. В зависимости от того, что воспринимает человек, бывает восприятие движения, пространства и времени.

 

    3. Представление

 

Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются  содержанием. Содержание представлений  выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов.

Мир представлений человека может характеризоваться  и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. Ценность, верность представлений зависит  от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Ведь человек  планирует свои действия в сознании на базе представлений. Затем он действует  в соответствии с планами. Планы  предопределяют результативность действий, но сами зависят от верности представлений, от их соответствия действительности.

От  связи с действительностью зависит  и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления  позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные  практическим знакомством с лежащей  в их основе действительностью, менее  практичны, менее действенны.

Мера  связи с действительностью и  действенность представлений зависит  от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в  их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Например, представление  или образ знакомого лица, образ  оборудования, на котором проводятся практические занятия. Обобщенность представлений  – в преимущественной выраженности в них сущности предметов или  явлений. Представления, в которых  находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам  или явлениям, называют обобщенными  или абстрактными. Например, представление  о работе ракетного двигателя. В  обобщенных представлениях расширяется  понимание действительности и углубляется  понимание конкретного.

Представления человека могут характеризоваться  также их яркостью, отчетливостью, образностью. В этих качествах отражается опорная  возможность представлений для  творческой деятельности сознания: понимание  учебного материала, осмысление событий, принятия планов, предвидения. Яркость, отчетливость и образность представлений  развиваются на базе всестороннего  изучения предметов и материалов, на базе широкого использования всех средств обучения. Существуют различные  виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, осязательные и смешанные представления. Причем тот или иной вид может быть преимущественно развит. И это  зависит от жизненного и профессионального  опыта, а также от уровня развития соответствующих органов чувств. Например, телеграфист обладает большим  запасом звуковых представлений, механик-водитель – двигательных.

 

 

4. Внимание

 

Внимание  – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.

Устойчивость  внимания измеряется периодом, в течение  которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельности.

Противоположностью  устойчивости является колебание внимания, когда человек не может длительно  сосредоточится на чем-либо одном. Главная  причина такого явления – слабая воля.

Объем внимания характеризуется количеством  объектов или видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Он равен  примерно 5-8 объектам.

Концентрация  – это степень его сосредоточенности  на каком-либо объекте или виде деятельности с одновременным отвлечением  от всего остального. При большой  концентрации внимания человек не замечает, что происходит вокруг. Антиподом  этого свойства выступает рассеянность, когда человек не может сосредоточиться  на какой-либо деятельности.

Распределением  внимания оценивается возможность  человека одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя при  этом сознательный контроль над ними. Классическим примером распределения  внимания на занятиях является прослушивание, осмысление и запись лекции слушателями. Переключение внимания – это способность  последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на выполняемой деятельности.

Различают внимание непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. При непроизвольном внимании человек не ставит перед  собой цели на чем-то сосредоточится и не напрягает для этого волевые  усилия. Причиной такого внимания является новизна, яркость, сила, значимость раздражителя. Если же человек сознательно поставил цель быть внимательным и напрягает при этом волевое усилие, такое внимание называется произвольным. На основе произвольного внимания может возникнуть послепроизвольное, характеризующееся усилением интереса человека и ослаблением его волевых усилий.

 

5. Воображение  и мышление

 

Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов на основе материалов прошлых восприятий. Строительным материалом для воображения выступают представления. От качества представлений человека зависят его творческие возможности.

Сам процесс воображения заключается  в реконструкции представлений  путем оттенения и усугубления  одних элементов, ослабления – других; путем сочетания представлений.

Различают воображение непроизвольное, возникающее  помимо воли человека и не требующее  от него волевых усилий, и произвольные, когда человек сознательно поставил цель создать что-то новое и для  ее достижения прилагает волевые  усилия. В свою очередь, произвольное воображение подразделяется на воссоздающее, при котором новые образы создаются  по описаниям, чертежам, схемам, и творческое, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются  в оригинальных и ценных продуктах  деятельности.

Мышление  является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения  действительности. В отличие от ощущения и восприятия, оно заключается  в отражении сущности предметов  и явлений, сложных причинно-следственных связей между ними. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов  и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно  ощущаться и восприниматься. Например, человек не может непосредственно охватить движения со скоростью света. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи. Сущность связи предметов и явлений раскрываются на основе их анализа, синтеза, сравнения, обобщения. При анализе изучаемый предмет, явление, учебный материал расчленяется на составные части, в каждом из которых выделяется основная мысль, между ними выявляются связи и отношения. Синтез – это обратный процесс. Он представляет собой восстановление расчлененного в целое на основе выявленных связей. В процессе сравнения человек сопоставляет изучаемые предметы и явления, находит в них общее и различия. При обобщении многие предметы и явления, их свойства объединяются на основе какого-либо общего признака.

К мыслительным операциям, как способам подхода  к изучаемым явлениям, относятся  также абстракция, конкретизация, систематизация и классификация. Абстракция (абстрагирование) заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств и качеств  изучаемого предмета и сосредоточении на главном, существенном. Конкретизация  – это всесторонний анализ конкретного  предмета или явления. Систематизация представляет собой мысленное упорядочение изучаемых предметов и явлений, расположение их в определенной логической последовательности. При классификации  изучаемые предметы и явления  относятся по какому-либо признаку к определенной их группе.

Информация о работе Познавательные психические процессы