Познавательные психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Ощущение…………………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………………...5
Представление…………………………………………………………………….6
Внимание………………………………………………………………………….8
Воображение и мышление………………………………………………………..9
Память и речь…………………………………………………………………….12
Библиографический список……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 28.23 Кб (Скачать)

Мышление  осуществляется в определенных формах, таких как понятие, суждение, умозаключение  и рассуждение. Понятие представляет собой отражение в сознании человека общих и наиболее существенных свойств  и качеств предметов и явлений. Пример понятий: граница, служба, охрана, автомат, карабин и т.д. В суждении излагается определенная мысль, утверждающая или отрицающая какие-либо факты, события. Например: "Воин-пограничник должен бдительно нести службу по охране государственной границы". Умозаключение  – это выведение из одного или  нескольких суждений нового суждения. Умозаключение – наиболее результативный способ доказательства. Рассуждение представляет собой последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений.

Методами  мышления, выведения умозаключения  являются индукция, дедукция и аналогия.

Индукция  – это такой метод мышления, при котором выводы, обобщения  делаются на основе конкретных фактов. При дедуктивном мышлении мысль  движется в обратном направлений  – от общего к частному.

Метод мышления по аналогии имеет место  тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.

В процессе решения мыслительных задач могут  быть использованы различные виды мышления: наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и абстрактное.

Наглядно-действенное  мышление функционирует на основе восприятия реальных предметов, обращения с  ними. Этот вид мышления "вплетен" в деятельность, неотделим от нее. Те у кого он более развит, лучше  понимают учебный материал, когда  он излагается по ходу практических упражнений с реальными предметами.

Образное  мышление – протекает на основе представлений, наглядных образов, демонстрации реальных объектов. Люди с более развитым образным мышлением  лучше усваивают мысль, переведенную в наглядные образы. Словесно-логическое мышление функционирует преимущественно  на основе речевых и логических эквивалентов действительности. Яркий рассказ, описывающий  обстоятельства или факты, передающий во всей тонкости развитие событий  или процессов, поднимающиеся над  действительностью обобщения несут  в себе очень большую информационную нагрузку, превосходящую непосредственные впечатления.

Абстрактное мышление осуществляется на основе понятий. Оно обладает самой высокой проникающей  в суть действительности возможностью.

 

6. Память  и речь

 

Память  имеет большое общественное и  личное значение. Благодаря памяти, накапливается, сохраняется и передается подрастающим поколениям общественный опыт, закрепленный в знаниях, навыках  и умениях.

Память  – слагаемое интеллектуального  потенциала, от которого во многом зависит  социально-экономическое развитие страны. Историческая память – необходимый  атрибут человека – патриота своей  Родины. В личном плане развитая память является важнейшей психологической  предпосылкой успешного овладения  знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.

Что же такое память как психический  познавательный процесс?

Память  – это запоминание, сохранение и  воспроизведение человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую  основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.

Основными процессами памяти, как это видно  из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание  может быть механическим как результат  многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них  выделяется и формулируется главная  мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся  знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание  во много раз продуктивнее механического.

Сохранение  изученного материала предполагает дальнейшую его доработку, повторение и практическое применение. Без этого  активно будет протекать обратный процесс – забывание. Оно начинается сразу же после восприятия учебного материала и идет все быстрее: так, на пятые сутки в памяти остается только 25% изученного.

Воспроизведение – третий процесс памяти. Оно  бывает двух видов: узнавание, которое  не может быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный  материал мысленно воспроизводится  без использования каких-либо источников.

Различают следующие виды памяти: а) образная – память на предметы, их внешние  признаки; б) двигательная – память на движения; в) эмоциональная –  память на переживания; г) словесно-логическая – память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.

В зависимости  от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Качествами  памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.

Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь – это  процесс общения людей с помощью  языка. Она тесно связана с  мышлением, ибо является процессом  обмена мыслями между людьми. Слово  выступает компонентом речи, а  как носитель понятия является компонентом  мышления. Вот почему в речи проявляются  интеллектуальные особенности человека.

Речь  может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная  сложность.

Устная  речь выступает в виде монолога или  диалога. Монолог – речь одного лица, диалог – двух лиц и более. Эффективность  диалога во многом зависит от культуры речи собеседников.

Библиографический список

  1. Балин.Л.К. Психология человека. М.: Издательство "Мир", 2008
  2. Коломейцев С.Г. Основы психологии. М.: 2006
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности. – М., 2007
  4. Общая психология. Курс лекций / Под ред. Е.И.Рогова. – М., 2008
  5. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007
  6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2008
  7. Практическая психология. Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс",2008
  8. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 2006

 

 

 


Информация о работе Познавательные психические процессы