Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:18, контрольная работа

Краткое описание

сущность памяти, ее виды

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

контрольная псих.поз. процессы.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      

     Общие условия успешного запоминания: 

     1. Когда материал интересен для  запоминающего.

     2. Когда у запоминающего есть  уже большой объем знаний в  той области, к которой относится заучиваемый материал.

     3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания.

     4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации.

     5. Когда при заучивании материала  до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

     6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

     7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

     8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут.

     Советы  по развитию памяти (прежде всего механической).

     1. "Не подряд". Научное название  здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и за несколько.

     2. Необходимо систематически чередовать  пассивное восприятие запоминаемого  материала с активными попытками  припоминания с психологической  установкой на запоминание. Переход  на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

     3. По возможности чаще применять  мнемотехнические (то есть не  связанные с содержанием запоминаемого)  приемы. Например: "Каждый охотник  желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

     4. Разнообразие, избежание монотонности  в работе памяти.

     Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо.

     Информацию  для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и  тонального слухового восприятия.

     Необходимо  стремиться, чтобы в запоминании  и воспроизведении участвовали  все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).

     Совмещать запоминание лучше в сочетании  с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.).

     Если  ввести себя в состояние самогипноза  с помощью аутотренинга или медитации  с мысленным перевоплощением  в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее.

     Запоминание и воспроизведение в гипнозе  происходит более быстро и качественно.

     Сон после обучения (запоминания) уменьшает  забывание примерно в 2 раза. 
 
 
 

     2.    Схема физиологических механизмов восприятия.

     Восприятие — психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. 

      Восприятие, как и ощущение — процесс рефлекторный. В его основе лежат условные рефлексы, временные нервные связи появляющиеся в коре головного мозга в результате воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы.

     Физиологическая основа восприятия — комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной деятельностью мозговых звеньев корковых отделов анализаторов, где происходит анализ и синтез комплексных раздражителей. Анализ дает возможность выделить объект из общего фона и благодаря свойствам объекта восприятия объединить его в целостный образ.

     При восприятии человек может видеть, слышать, ощущать, и весь комплекс действующей  сенсорной информации вызывает у  него возбуждение зрительных, слуховых, двигательных рецепторов. Это возбуждение  передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия. 
 

     3.   Методика «Расстановка чисел»

     Цель: оценка произвольного внимания.

     Инструкция: "В течение 2 мин. Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.  
      Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя".

     Обработка результатов: 
      Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше.  
 

     Аналитическая записка

     02.03.09 г. было проведено исследование  по методике « Расстановка чисел». В нем принимала участие студентка УРГи факультета психологии Нуреева Е. Н., 33 лет. Исследование проходило дома в спокойной непринужденной обстановке.

     Цель: оценка произвольного внимания.

     Задачи: определить концентрацию внимания. 

     Были  получены следующие результаты:

     За  две минуты были правильно расставлены числа в возрастающем порядке, в количестве 11.

     Вывод: концентрация произвольного внимания очень низкой нормы.

     Рекомендации: системные тренировки произвольной памяти путем выполнения упражнений для данного вида памяти. 
 
 
 
 
 
 

     имя        Елена          возраст         33  г       дата       02.03.09                

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.    Решение задач. 

     1. Психика, познание, ощущение, отражение, осязание, чувственный образ.

     2. Основным источником наших знаний  о внешнем мире являются ощущение и восприятие.

     Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

     Особенность ощущений в том, что в них происходит чувственное отражение предметов и явлений материального мира.

     Генетически самое раннее чувственное психическое  явление — ощущение.

     3. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... б) физиологического процесса и в) психического процесса;

     К экстерорецептивным ощущениям относят зрительные ощущения; органические ощущения;

     Основные  свойства ощущений — это интенсивность, предметность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература: 

  • http://www.effecton.ru/148.html
  • www.koob.ru   Маклаков, А. Г. Общая психология.
  • "www.effecton.ru 
  • Вартинян, Г.А., Пирогов, А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1988г.
  • Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,1968г
  • Розанов, С. И. "Память в психологии". Большая РоссийскаяЭнциклопедия. 2001 г.
  • Токарева, Ю. А. Основы общей психологии (курс лекций). – Екатеринбург: УГПУ, 2004.
  • Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком. 1998

Информация о работе Психические познавательные процессы