Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
7
1.1. Развитие познавательных психических процессов без речевой патологии
7
1.2. Особенности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи
11
Выводы по первой главе
14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
15
2.1. Организация и описание исследования
15
2.2. Обоснование и выбор методов и методик
16
2.3. Представление и анализ результатов исследования
21
Выводы по второй главе
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра педагогики и психологии

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология»

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Курсовая работа

 

 

Выполнил:

Студент группы ПОз-12                                                       И.Л.Молчанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

7

1.1. Развитие познавательных психических  процессов без речевой патологии

7

1.2. Особенности развития познавательных  психических процессов при общем недоразвитии речи

11

Выводы по первой главе

14

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

15

2.1. Организация и описание исследования

15

2.2. Обоснование и выбор методов и методик

16

2.3. Представление и анализ результатов  исследования

21

Выводы по второй главе

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

ЛИТЕРАТУРА

25

ПРИЛОЖЕНИЯ

27




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно речь в значительной степени влияет на наш образ мыслей и действий. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.

Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка в школе. Одним из важнейших показателей уровня познавательных процессов человека, является его речь. Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Детская речь является предметом научного исследования в психологии, лингвистике и педагогике. Оценка речевого развития ребенка обязательна при определении достаточной в возрастном отношении сформированности интеллекта.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств. Специальная

3

работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих.

В познавательной деятельности отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления, уровень развития которого имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности познавательной деятельности и наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

Вопросами взаимосвязи развития речи и познавательных процессов занимались многие отечественные и зарубежные учёные: Ананьев Б.Г., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Мухина В.С., Н.Н. Поддъяков Н.Н., Левина Р.Е. 

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему своего исследования: «Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов».

Объектом нашего исследования является познавательная сфера.

Предмет исследования – взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов.

Цель исследования – изучить влияние речи на формирование познавательных процессов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным  понятиям исследования.

3. Изучить взаимосвязь развития  речи и познавательных психических

4

процессов с помощью специально подобранных методов и методик.

4. Обработать результаты исследования, сделать выводы.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень развития речи влияет на уровень развития познавательных процессов.

Методологическую основу исследования составили:

- исследования коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);

- психолого-педагогические исследования познавательных психических процессов (Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков и др.);

- исследования  в области логопедии и специальной  психологии (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.).

Методы исследования: (классификация по Б.Г. Ананьеву)

- организационные методы – сравнительный, заключающийся в сравнении разных индивидов по точности и скорости выполнения экспериментальной задачи;

- эмпирические  методы   - эксперимент, тестирование;

-  методы  обработки данных – количественные  и качественные;

- интерпретационные методы.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ № 105». Экспериментальную выборку составили дети подготовительной к школе группы в составе 15 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы при планировании образовательного процесса в дошкольных учреждениях города с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

 

5

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст представлен на 30 страницах текста, включает 2 таблицы и 3 рисунка. Список литературы содержит 22 наименования источников.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Развитие познавательных психических процессов без речевой патологии

Познавательные психические процессы формируют информационную базу, ориентировочную основу психики, обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Исследования Л.С. Выготского, а за ним отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна доказали, что необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревание создает лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определенной социальной среды и воспитания.

Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий, от максимального использования ведущей деятельности возраста. Психическое развитие ребенка осуществляется как процесс овладения социальным опытом, одновременно являясь процессом формирования человеческих способностей и функций. Процесс присвоения общественно-исторического опыта происходит в ходе активной деятельности ребенка, опосредствованной его отношением со взрослым, в ходе которой он овладевает явлениями, предметами и способами действия с ними. Такое взаимодействие с миром вещей развертывается при активном участии чувственных форм познания.

 

7

В настоящее время в зарубежной психологии также признается роль общественной среды в умственном развитии детей (Т. Бауэр,  Дж. Брунер, Р. 3аззо, Э.Стоунс и др.).

Таким образом, в изучении мышления были достигнуты определенные успехи. Вместе с тем, еще многое в сложнейшем процессе формирования детской психики оставалось неясным, требовались дальнейшие исследования.

Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Умственное воспитание ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик, ведь об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.

Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти. Ведь именно для формирования этих процессов, старший дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности, которая имеет свою специфику. Предметом её является информация, которую несут в себе объект

или явление. Именно на неё направлено внимание ребёнка. В познавательной деятельности вместе с действиями работает система знаний субъекта, его активность не меняет предмет, а лишь отображает его свойства, создаёт соответствующие образы.

 

8

Познавательная активность и возникает, и всегда осуществляется на основе мышления, а так же включает в себя обязательно внимание, память, воображение и другие психические процессы. Наконец, в познавательной деятельности всегда выражено отношение человека к окружающему миру, который познаётся (Г.С. Костюк, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн).

Познавательная деятельность предусматривает как способ решения заданий целенаправленность восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. От уровня такой целенаправленности в большей степени зависит продуктивность познавательной деятельности, что уже у пятилетних дошкольников имеет свои специфические черты. Это период взлёта познавательной активности (переход от интереса к любознательности), который не происходит сам собою, а только при определённых условиях жизнеобеспечения ребёнка [10].

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому, для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил общественный сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгер и других авторов сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений.

В развитии восприятия у дошкольников ведущее значение имеет речь детей. Обогащение речи ребёнка – очень важный фактор развития целенаправленного, осмысленного восприятия. Так же сенсорное воспитание детей предусматривает формирование у них перцептивных действий, направленных на решение сложных познавательных задач.

Мышление является средством познания внутренних скрытых существенных свойств, предметов, связей между ними.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для познания окружающего мира,

Информация о работе Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов