Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
7
1.1. Развитие познавательных психических процессов без речевой патологии
7
1.2. Особенности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи
11
Выводы по первой главе
14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
15
2.1. Организация и описание исследования
15
2.2. Обоснование и выбор методов и методик
16
2.3. Представление и анализ результатов исследования
21
Выводы по второй главе
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.02 Кб (Скачать)

9

которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Важным условием развития детей является формирование их воображения. Познавательность и воображение психологи считают основой формирования личности ребёнка, его желаний, интересов, надежд [10].

В старшем дошкольном возрасте ребёнок в своём воображении может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Неустанная работа воображения – это важнейший путь познания и освоение ребёнком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Внимание играет важную роль во всей психической деятельности ребёнка. Если ребёнок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть несколько часов подряд. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. Известно, что дети запоминают много и легко. То, что привлекает, вызывает интерес, имеет определённую ценность для ребёнка, запоминается наилучше. Работа над реализацией задачи в отношении развития интереса, познавательной активности ребёнка, необходимо одновременно создавать условия для обогащения непроизвольной памяти ребёнка. Важным механизмом тут является переживание радости «открытия», познание нового, удивление, удовлетворение, увлечение. Они подкрепляют интерес к объекту познания, к деятельности и повышают продуктивность непроизвольного запоминания.

Память не бывает изолированной от психической деятельности в целом. Поэтому ее развитие обеспечивается активным участием ребёнка в разных видах специфически детской деятельности, ведь каждая из них не возможна без

участия памяти [24].

Таким образом, каждая из характеристик умственной деятельности, опираясь на физиологические особенности, показывает необходимость  развития познавательных психических процессов, т.к. познавательная активность и возникает и осуществляется на их основе.                                     10

1.2. Особенности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи

 

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается

формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [19].

Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность.

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [22].

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер [20].      11

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

12

Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Детям с общим недоразвитием речи просто необходимо проводить каждый день пальчиковые гимнастики.

Несовершенство речевых умений и навыков не обеспечивает необходимого структурного и смыслового оформления высказывания, не является, в свою очередь, базой для дальнейшего речевого развития и затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей [20].

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний невозможна.

Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента приводит к задержке развития другого - мышления. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.

 

13

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций. Правильная оценка недостаточности в сфере неречевых процессов и моторной деятельности

необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения компенсаторного фона.

Выводы по 1 главе

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что патологические проявления речевой недостаточности обусловлены совокупностью нарушения речевых средств, деятельности общения и вторично обусловленным отставанием опосредованных речью психических процессов.

Для их преодоления требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.[21].

 

 

 

 

 

14

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

2.1. Организация и описание исследования

Объектом нашего исследования является познавательная сфера.

Предмет исследования – взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов.

Цель исследования – изучить влияние речи на формирование познавательных процессов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным  понятиям исследования.

3. Изучить взаимосвязь развития  речи и познавательных психических

процессов с помощью специально подобранных методов и методик.

4. Обработать результаты исследования, сделать выводы.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень развития речи влияет на уровень развития познавательных процессов.

 База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ № 105». Экспериментальную выборку составили дети подготовительной к школе группы в составе 15 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы при планировании образовательного процесса в дошкольных учреждениях города с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст представлен на 27 страницах текста, включает 2 таблицы, 2 рисунка. Список литературы содержит 22 наименования источников.                

 

15

2.2. Обоснование и выбор методов и методик

Методологическую основу исследования составили:

- исследования коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);

-     психолого-педагогические исследования познавательных психических процессов (Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков и др.);

-    исследования в области логопедии и специальной психологии (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.).

Методы исследования: (классификация по Б.Г. Ананьеву)

- организационные методы – сравнительный, заключающийся в сравнении разных индивидов по точности и скорости выполнения экспериментальной задачи;

-   эмпирические методы   - эксперимент, тестирование;

-   методы обработки данных – количественные и качественные;

-   интерпретационные методы.

Методики, используемые в исследовании:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном

детстве. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 С.

В пособии обобщены результаты более 200 экспериментальных исследований по изучению развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения в дошкольном детстве. Особый акцент сделан на описание стратегий, техник, которые может использовать взрослый для развития тех или иных высших психических функций ребенка.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком

планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.                                                                      16

Данное пособие содержит мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств), составленный в соответствии с программой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Основная задача мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

Информация о работе Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов