Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
7
1.1. Развитие познавательных психических процессов без речевой патологии
7
1.2. Особенности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи
11
Выводы по первой главе
14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
15
2.1. Организация и описание исследования
15
2.2. Обоснование и выбор методов и методик
16
2.3. Представление и анализ результатов исследования
21
Выводы по второй главе
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.02 Кб (Скачать)

программа дошкольного образования/ Руководители авторского коллектива - Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. -  – М: Мозаика-Синтез, 2010.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является

инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными

государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,

обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

  1. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. и др. Тетрадь для  

диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы.  – 2-е издание, исправленное. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 97 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной

17

моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Диагностические методики специально разработаны для педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, для того, чтобы они могли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности психического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада.

Описание выборки испытуемых.

Экспериментальную выборку составили дети подготовительной к школе группы в составе 15 человек. Из них мальчиков – 6, девочек – 9. Все дети из благополучных семей, в которых их  воспитанию и обучению уделяется особое внимание.

Описание условий и процедуры исследования.

  1. Работа с тетрадями.

Перед началом обследования педагог раздаёт детям карандаши и тетради с заданиями. Он предупреждает детей о том, что работать нужно самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. В случае затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог объясняет детям каждое задание и даёт время на его выполнение. Каждый раз он ждёт, пока все дети справятся с заданиями, и только потом переходит к следующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

После проведения обследования педагог оценивает результаты каждого ребёнка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие у дошкольников в образовательном процессе.

  1. Беседа.

Беседа – это организованный подготовительный диалог. Беседа мной рассматривалась как метод ознакомления, исследования и одновременно как

18

метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи: умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли.

  1. Экспериментирование.

Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

  1. Метод проблемного обучения.

Метод проблемного обучения включает в себя: логические задачи, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, шарад, головоломок, опытно-исследовательская деятельность и т.д. Актуальность этого метода в том, что он дарит детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их интеллектуальных качеств и творческой активности.

  1. Наблюдение.

Наблюдение за детьми в течение всего дня помогает дать более полную

характеристику развития познавательных психологических процессов испытуемых.

Дети ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют

19

характерные признаки времён года. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно: дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; с помощью отчетливого образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений; воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям [20].

6.Дидактическая игра.

В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы,  воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В ходе игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру.

Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как кукушка кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, познавательных процессов.

20

2.3. Представление и анализ  результатов исследования

С целью изучения уровня развития речи и познавательных психологических процессов детей подготовительной группы нами использовались диагностические методики под редакцией Н.Е. Вераксы.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития речи и

познавательных психологических процессов

 

 

Испытуемый

 

Балл

Результат

%

уровень

1.

Г.Д.

2

87

высокий

2.

Г.А.

3

100

высокий

3.

Г.К.

2

50

средний

4.

М.М.

3

90

высокий

5.

М.К.

3

100

высокий

6.

Н.К.

2

50

средний

7.

П.А.

2

78

средний

8.

П.К.

3

96

высокий

9.

П.М.

2

50

средний

10.

П.Д.

2

65

средний

11.

Р.Ю.

2

85

высокий

12.

Р.В.

2

43

средний

13.

С.С.

2

57

средний

14.

С.Л.

3

100

высокий

15.

Ю.Н.

3

91

высокий


По данной таблице видно, что отсутствуют дети с низким уровнем развития речи и познавательных психологических процессов, со средним уровнем – 7 детей (47 %). Таким образом, преобладают дети с высоким уровнем развития (53 %).                                                                                                      21

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования развития речи и познавательных психологических процессов.

С целью сравнения показателей по развитию речи и познавательных процессов нами был проведён анализ диагностических обследований за три года. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица  2

Результаты анализа диагностических обследований

за 2011г. – 2013г.

 

Уровни/ года

 

2011 г.

 

2012г.

 

2013 г.

Высокий

13%

33%

53%

Средний

60%

54%

47%

Низкий

27%

13%

-


По данной таблице видно, что по развитию речи и познавательных психических процессов к концу подготовительной группы наблюдается положительная динамика.

 

22

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты анализа диагностических обследований

за 2011г. – 2013г.

Выводы по 2 главе

По данным проведённого нами исследования можно сделать следующий вывод:  что у испытуемых детей с общим недоразвитием речи были недостаточно сформированы познавательные психические процессы. Эти отклонения проявлялись в следующем: неустойчивое внимание; низко развиты способности к переключению; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; незаконченное развитие словесно-логического мышления; слабая способность к запоминанию; невысокий уровень развития самоконтроля [8].

Благодаря кропотливой работе педагогов совместно с логопедом к концу подготовительной группы наблюдается положительная динамика.

 

 

 

 

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение особенностей познавательной деятельности позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих.

Настоящая работа показала своеобразие развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В результате проделанной работы можно утверждать, что существуют трудности при всестороннем развитии детей с общим недоразвитием речи. В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для их преодоления требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

24

ЛИТЕРАТУРА

1. Брежнева О.  Формирование познавательной активности у старших дошкольников,  Дошкольное воспитание, 1998, №2, 12 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4. Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -  – М: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Веракса Н.Е., Булычева А.И., Варенцова Н.С., и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы.  – 2-е издание, исправленное. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 97 с.

Информация о работе Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов