Память как один из основных познавательных психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение памяти как психического, познавательного процесса. Без него невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику памяти;
- проанализировать основные виды памяти;
- рассмотреть основные процессы и механизмы памяти.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1 Память и её основные функции....................................................................................................................4
2 Классификация видов памяти...........................................................................10
3 Процессы памяти................................................................................................14
4 Развитие памяти в онтогенезе...........................................................................19
Заключение............................................................................................................22
Список используемых источников......................................................................24

Файлы: 1 файл

Память.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО Уральская государственная  сельскохозяйственная академия

Инженерный  факультет

Кафедра педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 

ПАМЯТЬ  КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Реферат 
 
 
 
 

Руководитель                                                                              Е.Ю. Бирюкова    

ст. преподаватель           (подпись)                   (дата) 

Студент                                                                                          Ю.А. Потапова

  ПО-1                              (подпись)                     (дата)

                                                 

Екатеринбург 2010

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1 Память и её основные функции....................................................................................................................4

2 Классификация  видов памяти...........................................................................10

3 Процессы памяти................................................................................................14

4 Развитие памяти  в онтогенезе...........................................................................19

Заключение............................................................................................................22

Список используемых источников......................................................................24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Память - способность  к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной  системы, выражающееся в способности  длительно хранить информацию и  многократно вводить ее в сферу  сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. 
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству  или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. 

Целью работы является рассмотрение памяти как психического, познавательного процесса. Без него невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую  характеристику памяти;

- проанализировать  основные виды памяти;

- рассмотреть  основные процессы и механизмы  памяти. 
 
 

1)Память и её основные функции

   На сегодняшний день существуют различные подходы к определению памяти. В своей работе обратимся к классическому определению памяти.

Память - форма  психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта. (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.125.)

  Память  удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатления.

  Память  необходима человеку. Она позволяет  ему накапливать, сохранять и  в последствие использовать жизненный  личный опыт. Все закрепление и  знание навыков относятся к работе памяти. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

  Память  участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает  и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

  Значения  памяти в жизни человека огромно, без нее была бы невозможна не какая  деятельность. Прав И.М. Сеченов, указывающий, что без памяти наши ощущения и  восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека  вечно в положении новорожденного».  Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. 

   Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

  Образы  предметов и явлений, которые  возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта..

  Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в  определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведения. Связи которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями.

    Память  является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.  

      Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

    В целом, память человека можно представить  как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования  жизненного опыта.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит  в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Основная функция  памяти состоит в координации  функционирования всех элементов психики  и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

Память можно  определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических  записей. Ему нет необходимости  полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.                                           

Более точно  и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

 Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят  и довольно долго хранят в  памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной  памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Экспериментально  доказано, что в процессе запоминания  однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно – средняя часть. Запоминание улучшается, если постепенно повышать сложность усваиваемого материала. 
Повторять изучаемый материал очень важно с интервалами. Непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообразно и неэкономично. 
Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже усвоен один из них. 
За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания могут еще протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. 
Но при двустороннем повреждении способность сознания к записи и хранению информации полностью пропадает. Это происходит в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных  клеток — нейронов. 
Сигналы от одного нейрона к другому передают так называемые нейромедиаторы 
— особые вещества (ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма. 
Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолина в мозгу. При гармонично протекающем старении организма количество синтезируемого ацетилхолина уменьшается, но остается достаточным для того, чтобы нормально мыслить.

 Одним из  возможных последствий недостатка  ацетилхолина и других нейромедиаторов  может служить торможение мыслительных  процессов, наносящее ущерб памяти: у человека наблюдается несколько  замедленная реакция на внешние  сигналы как во время наблюдения  и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере старения не терять способности к нормальной жизнедеятельности, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что память человека слабеет пропорционально росту его беспокойства). Если человек начинает нервничать по поводу кратковременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для компенсации снижения умственной активности нужно обучиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная работа до глубокой старости.

Вывод по вопросу № 1: Таким образом, память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему.

Память выполняет  очень важные функции в познавательной деятельности. Первая функция заключается  в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Информация о работе Память как один из основных познавательных психических процессов