Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:10, реферат
Познавательные процессы
Сферы применения психологии в социальной работе
1. Познавательные процессы - это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Познавательные процессы — общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления.
Психические познавательные процессы взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Осмысление информации способствует се запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует се и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Ощущения являются основой всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
Мышление человека - это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.
Без способности запоминать человек не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и другие виды памяти
Одной
из содержательных сторон личности является
подструктура психических форм отражения,
которая включает познавательные процессы.
К ним относятся: ощущение и восприятие,
с помощью которых человек
принимает воздействие
Вся
познавательная сфера имеет ярко
выраженный индивидуальный характер и
в силу этого во многом определяет
личностные особенности человека, на
их основе формируются и развиваются профессионально
важные качества сотрудников, обеспечивающие
эффективность их профессиональной деятельности.
Основная задача, которую ставит перед собой психология, это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.
К ее целям относят:
1)
увеличение степени
2) создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3)
адаптация или реадаптация
4)
создание условий, при которых
человек, несмотря на
Главное в процессе работы психолога – особый тип взаимоотношений между психологом и клиентом. Аналогично и социальные работники входят в межпрофессиональные группы, где вместе с врачами, учителями, юристами, психологами комплексно решают проблемы клиентов. Как профессиональная группа, социальные работники участвуют в решении вопросов на государственном уровне, предлагая рекомендации по ключевым вопросам законодательства и его исполнения, при необходимости оказывая давление на общественное мнение и на правительство.
Психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Она дает огромное множество приемов, используемых для решения задач социальной работы.
В наше трудное время органы социальной защиты обеспечивают социальную помощь следующим категориям граждан:
1) граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
2) участники ВОВ и приравненные к ним лица, труженики тыла во время ВОВ;
3)
одинокие пожилые люди и семьи,
4) вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и в мирное время;
5)
бывшие несовершеннолетние
6) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и в последующем реабилитированные;
7)
зарегистрированные беженцы,
8) лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных взрывов, ядерного испытания;
9) лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
10) лица без определенного места жительства;
11)
семьи, имеющие в своем
12)
семьи, имеющие детей-
13)
семьи, имеющие на попечении
детей-сирот и детей,
14) семьи с низким уровнем дохода;
15) многодетные семьи;
16)
семьи несовершеннолетних
17) молодежь, в том числе студенческие семьи;
18) матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
19) беременные женщины и кормящие матери;
20)
самостоятельно проживающие
21) дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
22) безнадзорные дети и подростки;
23) дети и подростки с девлантным поведением;
24)
дети, испытывающие жестокое
25) разводящиеся семьи;
26)
семьи с неблагоприятным
27)
граждане (взрослые и дети), имеющие
психологические затруднения,
В социальной работе активно используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия. Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума.
Психологические методы
Существенные результаты в
В социальной работе широко
применяются методы оказания
психологической помощи. Одним из
самых простых и доступных
в понимании методов оказания
психологической помощи
Психологическое
К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди, военнослужащие и т.д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность, социально-психологическая, медицинская, профессиональная реабилитация
В
социальной сфере, функционируют различные
виды психологических служб, складывающиеся
в сложную многоуровневую структуру.
Она включает социально-реабилитационные
центры для несовершенно летних, социальные
приюты для детей и подростков,
центры помощи детям, оставшимся без
попечения родителей.