Познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:10, реферат

Краткое описание

Познавательные процессы
Сферы применения психологии в социальной работе

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 23.73 Кб (Скачать)
 
  1. Познавательные  процессы
  2. Сферы применения психологии в социальной работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Познавательные процессы - это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

     Познавательные процессы — общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления. 

     Психические познавательные процессы взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Осмысление информации способствует се запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует се и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов

     Познавательные  процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать  в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими  по мере выполнения.

     Ощущения являются основой всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

     Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

     Мышление  человека - это активная познавательная деятельность и внутренний процесс  планирования и регуляции внешней  деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и  как используем эти знания для  управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.

     Воображение  - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

     Без способности запоминать человек  не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и другие виды памяти

     Одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает познавательные процессы. К ним относятся: ощущение и восприятие, с помощью которых человек  принимает воздействие окружающего  мира, отражает свойства, различает  признаки предметов, ощущает состояние  собственного организма; мышление и  воображение, представляющие собой  высшие формы отражения в сознании человека объективной реальности; память - один из основных психических процессов, без которого бы настоящее по мере протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом; внимание - благодаря которому происходит отбор необходимой информации, обеспечивается избирательность психической  деятельности.

     Вся познавательная сфера имеет ярко выраженный индивидуальный характер и  в силу этого во многом определяет личностные особенности человека, на их основе формируются и развиваются профессионально важные качества сотрудников, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  Психология – это организация службы личностной помощи людям.

       Основная задача, которую ставит перед собой психология, это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.

     К ее целям относят:

     1)  увеличение степени самостоятельности  клиентов, способности контролировать  свою жизнь, эффективно решать  возникающие проблемы;

     2)  создание условий, в которых  клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

     3)  адаптация или реадаптация клиентов  в обществе;

     4)  создание условий, при которых  человек, несмотря на физическое  увечье, душевный срыв, жизненный  кризис, может жить, сохраняя чувство  собственного достоинства и уважения  к себе со стороны окружающих.

     Главное в процессе работы психолога –  особый тип взаимоотношений между  психологом и клиентом. Аналогично и социальные работники входят в  межпрофессиональные группы, где  вместе с врачами, учителями, юристами, психологами комплексно решают проблемы клиентов. Как профессиональная группа, социальные работники участвуют  в решении вопросов на государственном  уровне, предлагая рекомендации по ключевым вопросам законодательства и  его исполнения, при необходимости  оказывая давление на общественное мнение и на правительство.

     Психология  занимает одно из важнейших мест в  обеспечении социальной работы. Она  дает огромное множество приемов, используемых для решения задач социальной работы.

     В наше трудное время органы социальной защиты обеспечивают социальную помощь следующим категориям граждан:

     1)  граждане (взрослые и дети), являющиеся  инвалидами;

     2)  участники ВОВ и приравненные  к ним лица, труженики тыла  во время ВОВ;

     3)  одинокие пожилые люди и семьи,  состоящие из одних пенсионеров  (по возрасту, инвалидности);

     4)  вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и в мирное  время;

     5)  бывшие несовершеннолетние узники  фашизма;

     6)  лица, подвергшиеся политическим  репрессиям и в последующем  реабилитированные;

     7)  зарегистрированные беженцы, вынужденные  переселенцы;

     8)  лица, подвергшиеся радиационному  воздействию вследствие аварии  на Чернобыльской АЭС, ядерных  взрывов, ядерного испытания;

     9)  лица, вернувшиеся из мест лишения  свободы;

     10)  лица без определенного места  жительства;

     11)  семьи, имеющие в своем составе  лиц, злоупотребляющих алкоголем,  наркотиками;

     12)  семьи, имеющие детей-инвалидов  до 16 лет;

     13)  семьи, имеющие на попечении  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

     14)  семьи с низким уровнем дохода;

     15)  многодетные семьи;

     16)  семьи несовершеннолетних родителей;

     17)  молодежь, в том числе студенческие  семьи;

     18)  матери, находящиеся в отпуске  по уходу за ребенком;

     19)  беременные женщины и кормящие  матери;

     20)  самостоятельно проживающие выпускники  детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости  и социальной зрелости);

     21)  дети, осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей;

     22)  безнадзорные дети и подростки;

     23)  дети и подростки с девлантным  поведением;

     24)  дети, испытывающие жестокое обращение  и насилие в семье, оказавшиеся  в условиях, угрожающих здоровью  и развитию;

     25)  разводящиеся семьи;

     26)  семьи с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, конфликтными отношениями,  педагогической несостоятельностью  родителей;

     27)  граждане (взрослые и дети), имеющие  психологические затруднения, испытывающие  психологические стрессы, склонные  к суицидальным поступкам.

     В социальной работе активно используются психологические методы познания, прогнозирования  и регулирования социального  взаимодействия. Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума.

         Психологические методы регулирования  социального взаимодействия, применяемые  в социальной работе, также принято  делить на индивидуальные и  групповые.

         Существенные результаты в социальной  работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи  изучения социально-психологических  характеристик личности, коллективов,  воспитательных, экономических отношений.

         В социальной работе широко  применяются методы оказания  психологической помощи. Одним из  самых простых и доступных  в понимании методов оказания  психологической помощи является  психологическое консультирование.

         Психологическое консультирование  – это вид психологической  помощи, заключающейся в разъяснении  клиенту его психологических  трудностей, коррекции неадаптивных  способов поведения человека, активизации  его внутренних ресурсов для  личного развития и решения  психологических проблем, с которыми  он сталкивается в личной жизни,  профессиональной деятельности, обучении  и других ситуациях.

         К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди, военнослужащие и т.д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность, социально-психологическая, медицинская, профессиональная реабилитация

     В социальной сфере, функционируют различные  виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без  попечения родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Литература

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956
  2. Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. - М., 1989
  3. Петровская А.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  4. Технология социальной работы» И.Г. Зайнышев учебное пособие для ВУЗов: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» «Московский государственный социальный университет»/ Москва, 2002г.

Информация о работе Познавательные процессы