Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов социальной работы с данной категорией граждан.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Система социальной защиты пожилых людей в России…………..
1.1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………….
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……...
1.3. Формы и методы социального обслуживания пожилых людей….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми…………….
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)…………………………………………………………………
2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я) по социальным вопросам с пожилыми людьми……………………………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ.doc

— 415.50 Кб (Скачать)
  • принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
  • принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в Центр;
  • принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
  • принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и т.д.);
  • принцип самостоятельности Центра в деле организации   и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями.

Центр осуществляет свою деятельность на территории всего Хангаласского улуса, с охватом всех населенных пунктов. В Центре функционирует 7 отделений:

  • 2 отделения социальной помощи на дому: выявление и учет одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, предоставление перечня гарантированных государством услуг, для клиентов, проживающих в городском и сельском социуме;
  • отделение дневного пребывания: предоставление социально-медицинских, психологических, социокультурных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • отделение социально-психологической помощи населению: оказание психологической поддержки, помощь лицам, испытывающим различного рода трудности, в предотвращении возможного эмоционального и психического кризиса;
  • отделение временного проживания: предоставление гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жилья  сроком на 6 месяцев;
  • социальное общежитие: предоставление жилой площади одиноким инвалидам и престарелым, супружеским парам из их числа, самостоятельно себя обслуживаемых;
  • отделение социально-бытового обслуживания: предназначено для осуществления социально-бытового обслуживания незащищенных слоев населения по льготным ценам (швейный цех, услуги парикмахера, столярная мастерская).

За отчетный период строил свою деятельность, руководствуясь следующей нормативно-правовой базой:

Учредительные документы:

- Распоряжение администрации  Хангаласского улуса «О создании  Центра социально-бытового обслуживания»  от 21.05.2002г. №281;

- Постановление Правительства  Республики Саха (Якутия) «О передаче  учреждений социального обслуживания  населения в ведение МТиСР  РС (Я) от 21.12.2004г. №638;

- Регистрация в МРФ  по Н и С за №102140094332 от 29.10.2002г.  ИНН 1431000060;

- Свидетельство государственной регистрации права, серия 14-АА 266 179 от 21.12.2005г.;

- Устав ГУСО «Хангаласский  Центр социально-бытового обслуживания»  от 22.06.2005г.;

- Коллективный договор  ГУСО «Хангаласский Центр социально-бытового  обслуживания» от 18.05.2006г. №48;

Лицензия на осуществление медицинской деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 14-01-000 193 от 24.07.2007г.

Сметное количество коек всего – 25.

Всего штатное количество сотрудников по нормативу – 72 единиц. Фактически занятые ставки физическими лицами – 72 человек.

Всего койко-мест в ГУСО «Хангаласский центр социально-бытового обслуживания» - 25 (полустационар),

в т.ч. отделение временного проживания – 10 койко-мест;

          отделение дневного пребывания – 15 койко-мест;

Отделение временного проживания рассчитано на 10 койко-мест, в т.ч. 2 жен., 8 муж.

Полустационарная форма  социального обслуживания стала  одной из приоритетных, поскольку в той или иной степени нуждается большинство населения

 

Предоставление социальных услуг

Тип учреждения, предоставляющий социальные услуги

2008 г.

2009 г.

полустационарное

294

310

комплексное

1302

1382

учреждения (отделения) соц. обслуживания на дому

226

280


 

 

Отделение социального  обслуживания на дому №1 осуществляет следующие формы лечебной работы:

- доставка лекарств  по рецептам для льготной категории  граждан, 

- сопровождение в лечебные  учреждения (улусные больницы: Мохсоголлох,  Покровск, Октемцы; Медцентр, ЯРОД, Республиканские  поликлиники);

- сопровождение на МСЭК, в оформлении ИПР;

- вызов врача;

- выписка рецептов;

- посещение в стационаре;

- помощь в получении  путевок на санаторно-курортное  лечение.

 

Отделение временного проживания предполагает следующие  формы работы медсестры:

  • вакцинации, осмотр кожных покровов, прием анализов (стафилококк, диз. гр., дифтерия, ВИЧ, кровь)
  • вызов участкового врача-терапевта;
  • взятие на диспансерный учет;
  • выписка рецептов;
  • лечение в стационаре ЦРБ;
  • проведение обследований;
  • оформление инвалидности;

 

Активно проводится профилактическая работа: выпуски санбюллетеней на темы: «ЗОБ», «ОРВИ», «Профилактика заболевания гриппом», профилактика туберкулеза проводится обследованием в кабинете ФЛГ и консультацией врача фтизиатра.

В отделении временного проживания  3-х разовое питание; отделение дневного пребывания  предоставляет комплексный обед.

Работа отделения  социально-психологической помощи населению ведется по нескольким направлениям:

- Диагностическая деятельность;

- Индивидуальная работа;

- Профилактическая, просветительская  деятельность;

- Групповые формы работ.

Работа проводится в отдельном кабинете и кабинете психологической разгрузки, которая оборудована специальной техникой, занимаемые помещения соответствует санитарным и противопожарным нормам.

В целях повышения компетентности работников, проводятся групповые занятия для работников отделения социального обслуживания на дому №1,  обучающие занятия с сотрудниками отделения социально-бытового обслуживания «Правила и техники общения», групповые занятия с социальными работниками ОСО №2.

А также в течение  всего периода, 2 раза в неделю проводится групповая работа для клиентов отделения  дневного пребывания. Цель таких занятий  направлена на снятие эмоционального напряжения, преодоление психологических  барьеров. Тренинговая работа осуществляется на трех уровнях: с отдельными участниками (в группе), с группой как единым целым, с отдельными участниками средствами самой группы. По рекомендациям врача-терапевта, а, также учитывая желание клиента, проводится индивидуальные формы работ.

В отделении временного проживания, социальном общежитии проводятся индивидуальные консультирования и групповая работа с клиентами – с целью расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

Также проводится работа с населением:

По заявкам родительского комитета проводятся групповые занятие для учащихся по программе межгрупповое общение и сплочение коллектива. Проводится выездная работа в с. Исит, Кытыл Дюра, Синск, Тит Ары, с целью оказания психолого-социальной поддержки населению. Оказывается экстренная социально-психологическая помощь учащимся.

Статьи на актуальные темы публикуются в газете «Хангалас»

Своевременно оказывается психолого-социальные услуги всем гражданам, обратившимся по собственной инициативе и по направлению УСЗН, наслежных администраций.

Организацию социального  обслуживания пожилых людей в  современных условиях следует рассматривать  как конструктивный вклад в социальной развитие. В перспективе организация  социального обслуживания должна быть нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с представлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальное лицо и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

Таким образом, сегодня в Хангаласском улусе интересы людей преклонного возраста концентрируются вокруг необходимости предоставления им индивидуальных услуг высокого качества, что осуществимо как в стационарных, так и не в стационарных условиях.

 

 

 

2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я)

по социальным вопросам с пожилыми людьми

 

 

В настоящее время  в России преобладающей моделью  нестационарного социального обслуживания стали центры социального обслуживания.                       В качестве объекта изучения взят Комплексный центр социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я), формы и методы работы с пожилыми людьми в данном Центре. Центр осуществляет на территории района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Центр размещается в отдельном здании по адресу: Хангаласский улус, г. Покровск, ул. Братьев Ксенофонтовых, 24, А.

Перечень документов, имеющихся в социальном учреждении:

  1. Журнал учета инфекционных заболеваний ф № 060/у и наблюдения за контактными.
  2. Договор на санитарно-гигиенические, санитарно-бактериологические лабораторные исследований (№ дата заключения, наименования организации, срок действие договора).
  3. Договор с организациями на вывоз мусора (№ дата заключения, наименования организации, срок действие договора).
  4. Договор с организациями на утилизацию отходов и изделий медицинского назначения, в т.ч. и ртутносодержащих (№ дата заключения, наименования организации, срок действие договора).
  5. Договор с организациями на утилизацию отходов и изделий медицинского назначения (№ дата заключения, наименования организации, срок действие договора).
  6. Договор с организациями на стирку белья (№ дата заключения, наименования организации, срок действие договора).
  7. Наличие обменного фонда белья, в т.ч.: в карантинном блоке.
  8. Карты профпрививок ф.063/у.
  9. Журнал учета времени работы бактерицидных облучателей.
  10. Журналы для записи приема: а) амбулаторных больных; б) для учета госпитализации.
  11. Журнал прихода и расхода медикаментов, в т.ч сильнодействующих, психотропных препаратов.
  12. Журнал учета расхода спирта или салфеток.
  13. Журнал учета процедур.
  14. Журнал мед. осмотров  на гнойничковые заболевания.
  15. Журнал контроля количества  предстерилизационной очистки и дезинфекции изделий мед. назначения.
  16. Журнал контроля работы стерилизационной аппаратуры.
  17. Журнал расхода дезинфекционных средств.
  18. Наличие постсиндромного набора лекарственных средств: -противошоковый,  -АнтиСПИД.
  19. Количество личных мед.книжек работников соц.учреждения.
  20. Журнал регистрации поступающих и выписываемых обеспечиваемых (пронумерован, прошнурован, и скреплен печатью приказ № 170 от 28.07.1995 г. МСЗ РФ).
  21. Ведение истории болезни.
  22. Мед.карта амбулаторного больного.
  23. Бракеражный журнал.
  24. Графики генеральных уборок.
  25. Организация диет питания.
  26. Номенклатура дел, дата утверждения .
  27. Другие документы:

1. Пожарная безопасность.

2. Охрана труда.

3. Техника безопасности.

4. Национальный стандарт.

5. Внутренние проверки и т.д.

Социальное  обслуживание на дому 

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг  гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи [15].

Отделение социального  обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создано 21 мая 2002 года  одним из первых в республике. В настоящее время функционируют 2 отделения социального обслуживания на дому – 1 отделение  курирует г. Покровск, пригородные микрорайоны и п.Мохсоголлох. Социальные работники 2 отделения предоставляют социальные услуги для клиентов, проживающих в сельской местности. Основные направления работы отделений – выявление и учет одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, максимальное   продление нахождения граждан в привычной для них среде обитания, поддержка их личностного «социального статуса», защита их прав и законных интересов, предоставление перечня гарантированных государством услуг. 41 статья Конституции установила, что пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях [1].

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших, организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, доставки воды, оплата коммунальных услуг и др.), помощь в оформлении документов и т.д.  Бытовые услуги, как приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры, также выполняют дополнительно социальные работники.

Обслуживание граждан  осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. Организуются разнообразные социально-бытовые услуги: ремонт жилья, заготовка дров, доставка воды, льготный пошив, услуги парикмахера на дому. На летний период социальные работники помогают подопечным в подсобном хозяйстве, ухаживают за огородом (полив, рыхление, прополка), осенью – помогают консервированию и засолке.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса