Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов социальной работы с данной категорией граждан.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Система социальной защиты пожилых людей в России…………..
1.1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………….
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……...
1.3. Формы и методы социального обслуживания пожилых людей….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми…………….
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)…………………………………………………………………
2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я) по социальным вопросам с пожилыми людьми……………………………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

В социальной работе важным направлением стала пропаганда здорового  образа жизни, чтобы физические и  духовные возможности человека осуществлялись гармонично. В течение всего года проводится плановая культурно-досуговая работа с клиентами отделений: проводятся музыкальные, литературные часы, занятия по фольклору, трудотерапии, интеллектуальные игры, лекция медика, экскурсии в музеи «Самартай», библиотеку-архив                         М.Е. Николаева, зоопарк «Орто Дойду», занятия по рукоделию, концерты и инсценировки силами самих клиентов и т.д.;

Традиционно с большим  волнением отмечается праздник День Победы:  в отделениях дневного пребывания и социального общежития,   проводятся традиционное чествование ветеранов войны и тыла – клиентов отделения, вручение памятных подарков, организовывается концерт, чаепитие.

Клиенты Социального общежития принимают активное участие в улусном фестивале творчества инвалидов Хангаласского улуса «Вместе мы сможем больше», по итогам конкурса 2009 года клиенты Центра заняли призовые места, награждены дипломами 1, 2 степени, благодарности за активное участие, за лучшее исполнение танца, шитье из меха, аппликации из пластилина. Для досуга клиентов организованы: просмотр телепередач, настольные игры. Традиционно в декаде инвалидов проводится турнир по шашкам.

В рамках декады инвалидов проводятся Дни открытых дверей для инвалидов.

Такие встречи для  пожилых людей имеют большое значение, оставляют память на долгое время.

            Работа с кадрами, повышение профессионального уровня сотрудников Центра.

            Важным направлением в работе  Центра является работа с кадрами,  повышение профессионального уровня  сотрудников. Ежедневно на планерных совещаниях заведующих служб и отделений рассматриваются вопросы, направленные на организационную, методическую и материальную работу, утверждаются планы общих мероприятий. Регулярно рассматриваются вопросы:

    • Об эффективности работы консультативного пункта.
    • О плане проведения Дня пожилых людей.
    • О работе с общественными организациями района.
    • О взаимодействии служб Центра и православной церкви по оказанию помощи верующим в проведении религиозных обрядов.
    • О пополнении банка данных о категориях населения, нуждающихся в социальном обслуживании на дому.
    • О работе отделения срочной службы по оказанию социальных услуг участникам Великой Отечественной войны.

На планерных совещаниях в отделениях и службах, которые  проводятся не реже 4-х раз в месяц, обсуждаются такие вопросы, как проведение декад по формированию внебюджетных средств, выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в социальном обслуживании, распределение и выдача гуманитарной помощи, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий с подопечными (праздников, «Посиделок», клубов, тематических вечеров), результаты контроля за работой социальных работников и специалистов по социальной работе в виде тематических и фронтальных проверок, заслушивание отчетов о выполнении служебных обязанностей, работе со средствами массовой информации (материалы в газету, на радио и телевидение).

Практикуются практические занятия с социальными работниками  по приемам оказания первой медицинской  помощи (измерение артериального  давления, помощи при ушибах, ранении, обмороках, кровотечении, рвоте и др.), делопроизводству, обмен опытом. Ежеквартально планируются общие собрания, в повестку которых включены вопросы по итогам работы Центра за истекший период и задачи на год (квартал), ход выполнения Федеральных законов, лекции по психологии, медицине, экономическим проблемам, выступления руководителей района, юристов, психологов.

Составной частью социального  обслуживания пожилых людей является повышение квалификации социальных работников, призванное дать новейшее знание по теории, методам и технологиям социальной работы.

Так, в 1995 году впервые  в республике, работники отделения  провели практические курсы в п. Покровск. Занятия проводились по психологии, пенсионному обеспечению, по основам правовых знаний и практических занятий по оказанию доврачебной помощи. По окончании курсов 19 социальным работникам были вручены удостоверения по специальности «Социальный работник». Постоянно происходит обмен опытом работы с коллегами из г.Олекминска, г.Нерюнгри, г.Якутска.

Сотрудники отделения  социального обслуживания на дому граждан  пожилого возраста и инвалидов Центра в настоящее  время активно  проходят курсы повышения квалификации. Так, в 2001 году два работника прошли обучение на курсах повышения квалификации, организованные Управлением по работе с учреждениями социального обслуживания в г. Якутске. С 2002года ежегодно обучаются 2-3 социальных работника в ГУ «Республиканский Центр профессионального обучения», Якутском филиале Челябинского юридического техникума, учатся заочно в Якутском филиале Московского государственного педагогического университета им.Шолохова, 5 специалистов повышали квалификацию в ГОУ «Уральский межрегиональный Центр обучения персонала» в г.Екатеринбурге. В 2003 году 10 социальных работников закончили дистанционные курсы и получили дипломы социальных работников.

Центр организует и проводит разные формы работы повышения квалификации социальных работников, например,  совместный семинар с ЦСБО г.Якутск, на тему «Эффективность взаимодействия органов социального обслуживания», где социальные работники обменивались  опытом работы.

Проводятся занятия  для социальных работников «Гипертония», «Оказание 1 доврачебной помощи», организованные работниками центральной улусной  поликлиникой №1.

Развитию корпоративного духа способствуют профессиональный праздник «День социального работника» и профессиональный конкурс «Лучший социальный работник», проведение которых уже стало традиционным.      

 

В соответствии с Приказом Министерства социальной защиты населения  Российской Федерации № 265 от 7.12.92 года «О проведении аттестации работников учреждений, организаций и предприятий системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании» и в целях совершенствования деятельности Центра, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты работы, развитие инициативы и творческой активности регулярно проводится аттестация. При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, способность работать с пожилыми и престарелыми гражданами и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. По результатам аттестации отдельным сотрудникам потом повышаются разряды оплаты труда, включаются в резерв на должности заведующих отделениями, или им предлагают в течение года повысить деловую квалификацию, повысить профессиональный уровень с последующей переаттестацией.

Аттестация работников Центра проводится 1 раз в 2 года для  работников центра, по 2 этапам: 1 этап – тестирование, 2 этап – аттестация.

 

Выводы по 2 главе:  Ученые и практики вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм работы с пожилыми людьми. Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить качество помощи престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов- интернатов в соответствии с требованиями жизни.

Таким образом, социальная работа должна быть, прежде всего ориентирована  на потребности, запросы и интересы этой категории пожилых людей. Осуществляя дифференцированный подход можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддерживать их потенциал как социально активной группы.

Заключение
Глубокий  социально-политический кризис в современной России привел к серьезным последствиям прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности.

Пожилые люди принадлежат  к наиболее незащищенным категории населения. Это довольно разнородная социальная категория. В ее составе - около 95 % инвалиды труда, подавляющее большинство которых пенсионеры по старости.

Для повышения эффективности  и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов этой группы населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Создание демократического общества в России предусматривает более действенную политику в отношении пожилых людей. Одной из ее составных частей  стала разработка российскими правительством основных направлений социальной политики РФ, к ним относятся и пенсионеры. В указанном документе содержится утверждение, что нуждающиеся пенсионеры должны получать прежде всего материальную помощь, например, в форме бесплатного обеспечения продуктами питания. Ее оказание возлагается на региональные органы власти, которые могут учесть демографические особенности и местный прожиточный минимум. Однако в ее реализации есть одно существенное препятствие - в России до сих пор не принят закон о социальной помощи.

Целью дипломной работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучена научно-теоретическая литература, проанализирована деятельность ГУСО  «Комплексный центр социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я)» и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

  1. социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.
  2. из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
  3. в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста.
  4. в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания, важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.
  5. главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода.
  6. установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими путями.
  7. выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя  итог исследования, нами достигнута поставленная цель, выявлены социальные проблемы пожилых людей, решены следующие задачи:

  1. определены основные социальные проблемы пожилых людей.
  2. исследованы проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека.
  3. выявлены основные формы обслуживания граждан.
  4. проанализированы приоритетные направления социального работника с пожилым человеком.

Мы считаем, что выдвинутая гипотеза исследования о том, что социальная работа с пожилыми людьми будет наиболее эффективной, если:

- организовать систему  социального обслуживания, основываясь  на принципах адресности, гарантированности,  дифференцированного подхода, комплексности,  самостоятельности местных органов  власти социальной защиты;

- активно внедрять разнообразные формы и методы социального обслуживания пожилых людей;

- систематически и  планомерно осуществлять повышение  профессиональной квалификации  социальных работников получила  свое подтверждение. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Старость – самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует  от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми является одной из самых актуальных для нашего государства.  

Методические рекомендации:

 

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к  которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:

- разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;

- защитить пожилых  людей от экономических потрясений;

- обеспечить качество  жизни в специализированных учреждениях  для престарелых.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса