Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов социальной работы с данной категорией граждан.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Система социальной защиты пожилых людей в России…………..
1.1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………….
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……...
1.3. Формы и методы социального обслуживания пожилых людей….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми…………….
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)…………………………………………………………………
2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я) по социальным вопросам с пожилыми людьми……………………………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

Причины создания групп  самопомощи:

  1. самореализация и развитие личности;
  2. кризисная ситуация или горе;
  3. плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие инвалидности;
  4. принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам. Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны профессионального работника, а также самопомощь.

Итак, человек ищет новые  формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.

Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все проблемы могут быть решены с их помощью. По мнению специалистов Дании, группы такого рода «антипрофессиональны, дают своим членам костыль и изолируют их от общества», их помощь недостаточна, эффективность их деятельности не документирована, носит эксклюзивный характер, излишне авторитарна, в группах не соблюдается договор о неразглашении и др.

Опыт такого рода групп  в России настолько мал, что серьезная  экспертиза пока невозможна. Однако, как  отмечает З.А. Янкова, группы самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников, работающих в органах самоуправления. Связь «группы взаимопомощи — социальный работник» нуждается в дальнейшем анализе, равно как и характер связей со всей системой социальной защиты населения.

 

Вывод по 1 главе:

 

Социальное положение  и психические особенности пожилых людей как социальной группы очень трудное, так как испытывают трудности в общении; склонны к самоубийствам; страдают от депрессии; переживают чувство вины перед умершими близкими; испытывают страх перед смертью и страх быть недостойно погребенными. Для решения их проблем им нужно создавать условия для достижения своих целей. Им нужны независимость, посильное их участие, уход за ними, реализация внутреннего потенциала, соблюдение их достоинства.

Нужно решить вопросы  расселения пожилых людей вблизи проживания их взрослых детей, что во многом бы скрашивало их одиночество, позволяло бы им чаще общаться с детьми и внуками. Необходима также организация специализированных учреждений для отдыха пожилых людей в местах постоянного их жительства.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.

Рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми

 

2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)

 

Пожилые граждане нуждаются  в гарантированном обеспечении  своих жизненно важных потребностей, а именно: в надежном жилище, в полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после кончины.

Резко ухудшилось торгово-бытовое  обслуживание ветеранов, инвалидов, особенно проживающих в сельской местности. В ряде городов и районов в  ведении управлений по социальным вопросам имеются социальные столовые, социальные гостиницы. Кроме того, администрации многих городов и районов предусматривают дополнительную социальную помощь для малообеспеченных категорий граждан из муниципальных средств.

Российская Федерация  в своём исключительном ведении  регулирует основы социальной политики в области социального развития и защите прав человека и гражданина (ст. 71 Конституции РФ) [1].Нормативно-правовая база, закрепляющая правовой и социальный статус пожилых граждан, представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Так же выделяется несколько уровней законодательства о социальной защите граждан. Первый уровень (законодательство общего характера) – это Конституция РФ. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством [1].

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает  защиту законных интересов пожилых  граждан. Вместе с тем с учетом социально-экономических реальностей потребовалась разработка и внедрение целого комплекса льгот и компенсаций для пожилых людей в целях более полного отражения потребностей и интересов их отдельных групп. Главным образом это касается предоставления им дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию; получению, приобретениях, строительству и содержанию жилых помещений, коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию; по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами; обеспечению транспортными средствами, оплате проезда.

Смягчению проблем населения  служит практика социального обслуживания. Несмотря на сложную социально-экономическую  ситуацию, снижение объемов бюджетных ассигнований, управления по социальным вопросам администрации городов и районов продолжают проводить работу по расширению сети нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам, совершенствованию и внедрению новых форм их обслуживания.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей  функцией общества. Появляются и формы  социальной защиты частного характера  – обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий  населения, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют неполностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

В процессе развития системы  социальной защиты населения Хангаласского  улуса функции меняются, наполняются  новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов. В этом находит свое отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

Социальное обслуживание в Хангаласской улусе представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Приоритетные направления  развития системы социальной защиты населения в Хангаласской улусе:

  • совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение;
  • поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: в центре социально-бытового обслуживания, центре социальной помощи семье и детям и т.д.;
  • содействие расширению номенклатуры и повышению качества социальных услуг;
  • технологизация социальной работы, формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами населения;
  • обеспечение дифференцированного  подхода к осуществлению социальной защиты различных категорий нуждающихся;
  • реализация принципа семейного подхода, забота об укреплении потенциала семьи, его максимальной реализации в целях выполнения ею своих основных функций;
  • обеспечения адресности в осуществлении социальной помощи;
  • активизация участия общественности в разработке и реализации федеральных и местных программ по социальной защите социальной уязвимых слоев и групп населения, расширение активных форм социальной помощи.

В 2002 году Распоряжением Главы администрации Хангаласского улуса от 21.05.2002 года №281  во исполнение закона РФ 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», на основании Постановления Правительства РС (Я) «О перспективном плане развития сети учреждений социального обслуживания в РС (Я)» на 2001-2005 гг. от 29 ноября 2000 г. с 1 июля 2002 года открыто государственное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Хангаласского улуса», который действует на основании Устава, утвержденного министром труда и социального развития РС (Я) от 22.06.2005 г.

Работа учреждения построена таким  образом, чтобы комплексно решать проблемы пожилых людей, которые сюда приходят, оказывать им действенную помощь. В этих целях в центре осуществляются социальная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация и бытовые услуги.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим, в том числе и пожилым гражданам. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается:

1) дополнительная бесплатная  медицинская помощь, в том числе  предусматривающая обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских  показаний путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд  на пригородном железнодорожном  транспорте, а также на междугородном  транспорте к месту лечения  и обратно.

Статья 5 Закона установила, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают законы и иные нормативные  правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации [9].

Опираясь на Федеральный закон «О государственной социальной помощи», основными направлениями деятельности Центра являются:

  • выявление одиноко проживающих престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • предоставление различных социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, реабилитационных, социокультурных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • разработка перспективных направлений социально-бытового обслуживания наименее защищенных слоев населения;
  • внедрение в практику новых видов и форм социальной помощи;
  • дальнейшая разработка и усовершенствование механизма предоставления платных социальных услуг.

Основные принципы деятельности Центра:

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса