Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа
Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов социальной работы с данной категорией граждан.
Введение
ГЛАВА 1. Система социальной защиты пожилых людей в России…………..
1.1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………….
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……...
1.3. Формы и методы социального обслуживания пожилых людей….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми…………….
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)…………………………………………………………………
2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я) по социальным вопросам с пожилыми людьми……………………………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Причины создания групп самопомощи:
На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам. Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны профессионального работника, а также самопомощь.
Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.
Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все проблемы могут быть решены с их помощью. По мнению специалистов Дании, группы такого рода «антипрофессиональны, дают своим членам костыль и изолируют их от общества», их помощь недостаточна, эффективность их деятельности не документирована, носит эксклюзивный характер, излишне авторитарна, в группах не соблюдается договор о неразглашении и др.
Опыт такого рода групп в России настолько мал, что серьезная экспертиза пока невозможна. Однако, как отмечает З.А. Янкова, группы самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников, работающих в органах самоуправления. Связь «группы взаимопомощи — социальный работник» нуждается в дальнейшем анализе, равно как и характер связей со всей системой социальной защиты населения.
Вывод по 1 главе:
Социальное положение
и психические особенности пожи
Нужно решить вопросы расселения пожилых людей вблизи проживания их взрослых детей, что во многом бы скрашивало их одиночество, позволяло бы им чаще общаться с детьми и внуками. Необходима также организация специализированных учреждений для отдыха пожилых людей в местах постоянного их жительства.
Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.
Рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)
Пожилые граждане нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: в надежном жилище, в полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после кончины.
Резко ухудшилось торгово-бытовое обслуживание ветеранов, инвалидов, особенно проживающих в сельской местности. В ряде городов и районов в ведении управлений по социальным вопросам имеются социальные столовые, социальные гостиницы. Кроме того, администрации многих городов и районов предусматривают дополнительную социальную помощь для малообеспеченных категорий граждан из муниципальных средств.
Российская Федерация в своём исключительном ведении регулирует основы социальной политики в области социального развития и защите прав человека и гражданина (ст. 71 Конституции РФ) [1].Нормативно-правовая база, закрепляющая правовой и социальный статус пожилых граждан, представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Так же выделяется несколько уровней законодательства о социальной защите граждан. Первый уровень (законодательство общего характера) – это Конституция РФ. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством [1].
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает защиту законных интересов пожилых граждан. Вместе с тем с учетом социально-экономических реальностей потребовалась разработка и внедрение целого комплекса льгот и компенсаций для пожилых людей в целях более полного отражения потребностей и интересов их отдельных групп. Главным образом это касается предоставления им дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию; получению, приобретениях, строительству и содержанию жилых помещений, коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию; по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами; обеспечению транспортными средствами, оплате проезда.
Смягчению проблем населения
служит практика социального обслуживания.
Несмотря на сложную социально-
В современных условиях
социальная защита становится важнейшей
функцией общества. Появляются и формы
социальной защиты частного характера
– обеспечение социальными
В процессе развития системы социальной защиты населения Хангаласского улуса функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов. В этом находит свое отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.
Социальное обслуживание в Хангаласской улусе представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Приоритетные направления развития системы социальной защиты населения в Хангаласской улусе:
В 2002 году Распоряжением Главы администрации Хангаласского улуса от 21.05.2002 года №281 во исполнение закона РФ 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», на основании Постановления Правительства РС (Я) «О перспективном плане развития сети учреждений социального обслуживания в РС (Я)» на 2001-2005 гг. от 29 ноября 2000 г. с 1 июля 2002 года открыто государственное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения Хангаласского улуса», который действует на основании Устава, утвержденного министром труда и социального развития РС (Я) от 22.06.2005 г.
Работа учреждения построена таким образом, чтобы комплексно решать проблемы пожилых людей, которые сюда приходят, оказывать им действенную помощь. В этих целях в центре осуществляются социальная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация и бытовые услуги.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим, в том числе и пожилым гражданам. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается:
1) дополнительная бесплатная
медицинская помощь, в том числе
предусматривающая обеспечение
необходимыми лекарственными
2) бесплатный проезд
на пригородном
Статья 5 Закона установила,
что органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
принимают законы и иные нормативные
правовые акты, определяющие размеры,
условия и порядок назначения
и выплаты государственной
Опираясь на Федеральный закон «О государственной социальной помощи», основными направлениями деятельности Центра являются:
Основные принципы деятельности Центра: