Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов социальной работы с данной категорией граждан.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Система социальной защиты пожилых людей в России…………..
1.1. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………….
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема……...
1.3. Формы и методы социального обслуживания пожилых людей….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация социальной работы с пожилыми людьми…………….
2.1. Анализ системы социальной защиты населения Хангаласского улуса РС (Я)…………………………………………………………………
2.2. Основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса РС (Я) по социальным вопросам с пожилыми людьми……………………………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

Л.С.Ржаницына раскрывает понятие «социальная защита»  следующим образом: «...Под социальной защитой мы понимаем политику государства  по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от места его жительства, национальности, пола, возраста и других характеристик. ... При таком широком толковании социальной защиты в ней, по сути, нуждаются практически все конституционные права и свободы личности - от права на имущество и свободу занятий до личной неприкосновенности и экологической безопасности» [42].

Е.И.Холостова подразумевает  под социальной защитой «систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также систему социальных служб, призванных обеспечить уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в  
соответствии с конкретными условиями общественного развития [85, с.84].

Определение категории  «социальная защита населения», которое  дает В.И.Щербаков, отражает ее сущность с конкретно-экономических позиций: «Под социальной защитой населения  понимается многогранная система взаимоувязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества. Так, для трудоспособного населения - это, прежде всего, право на труд, на получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего ему достойный уровень и качество жизни, нормальные условия работы, отдыха». При определении сущности понятия ученый делает акцент на социальных гарантиях и правах трудящихся, а также разграничивает социальную защиту трудоспособного и нетрудоспособного населения. На наш взгляд, такая позиция является принципиальной и важной, так как она предполагает дифференцированный подход при формировании социальной защиты, учитывающий особенности различных групп населения. Включая в систему социальной защиты нетрудоспособную часть населения, В.И.Щербаков определяет источники и формы социальной защиты [89].

Развивая и совершенствуя  деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.

Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения» [87, с.287]. Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав.

Наиболее острой проблемой  является ограничение жизнедеятельности  пожилых людей и инвалидов. Под  ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности  осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [30, с.21].

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная защита –  это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан  пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия  и милосердия по отношению к нуждающимся  членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах. Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время -  поддержание уровня жизни пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям развития рыночной экономики [78].

Социальная защита населения  пожилого и старческого возраста  состоит из профилактики, поддержки  и представительства.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению [30, с.25]. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации  или  нейтрализации  критических  жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Таким образом, наряду с  предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий) [6, 7, 8, 9] натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным [9].

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900  отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной  психологической помощи и т.д.) [30, с.65].

В настоящее время  в системе социальной защиты населения  действуют около 1.000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома – интернаты поступают  в основном люди, требующие постоянного  ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности:  они нуждаются в посторонней помощи, 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71,1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69,1% - в доставке медикаментов, 12,2% - топлива, 33,3% - в доставке горячей пищи, 77,1% в стирке белья, 72,7% - в уборке жилища, 31,4% - в ремонте жилья, 23,6% - в приготовлении пищи [57, с. 23].

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых  и инвалидов обеспечивается медицинское  обслуживание, осуществляется целый  ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций [88, с.68].

Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т.д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке.

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они                  в семьях или одиноки [30, с.126]. В эти отделения зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность                           к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром,                    а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались  при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют  такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей  в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений  не ограничивался. Оплата за питание  взималась с посетителей отделения дифференцирование,            в зависимости от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще  не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются  пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию                и активному передвижению, на основании личного заявления и справки                    из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию              в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной  медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные  и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание  в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает  в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными                  и иными особенностями.

Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста                    и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные  государством услуги: разовое обеспечение  остронуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи           в пределах своей компетенции и другие виды и формы помощи.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы (на примере работы Комплексного центра социального обслуживания населения Хангаласского улуса