Социально-психологические проблемы пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования в том, что в пожилом возрасте происходят не только физические, но и личностные изменения и возникают различные социально-психологические проблемы.
Цель работы: изучить социально-психологические проблемы пожилого возраста, показать пути их решения.

Файлы: 1 файл

Социально-психологические проблемы пожилых.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие  в литературе все чаще встречаются  утверждения о старости как о возрасте развития. Несмотря на то, что указанные и многие другие исследователи позднего онтогенеза отмечают, что этот процесс не является простым продвижением к большей эффективности и приросту, но состоит из сочетания периодов приобретения и упадка, остается открытым вопрос о том, что позволяет личности пожилого человека развиваться в условиях, этому не способствующих.

Возрастные изменения, старение человека - это реальный, но чрезвычайно сложный, стоящий перед  обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. Это проблема личности, нравственности, это проблема кадровой динамики профессионализма и преемственности поколений, это проблемы индивида и общества. И не случайно возраст взрослого человека, старение стали предметом изучения многих научных дисциплин: социологии, этнографии, геронтологии, медицины, психологии и др.

Психологии в этом плане отводится особое место - изучить  самого человека во всей сложности  его взаимоотношений в обществе, изменение его состояния, взглядов и факторы, влияющие на старение и на отношение общества к этому явлению, того общества, которое само становится «миром старых людей». Знание обществом специфики протекания процесса старения, возможностей профессиональной деятельности, степени и характера включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптации к изменяющемуся своему состоянию, положению и месту в обществе чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь», поиска новых возможностей.

Актуальность исследования в том, что в пожилом возрасте происходят не только физические, но и  личностные изменения и возникают различные социально-психологические проблемы.

Цель работы: изучить  социально-психологические проблемы пожилого возраста, показать пути их решения.

Предмет исследования: пожилой  возраст.

Объект исследования: социально-психологические проблемы пожилого возраста.

Метод исследования: анализ документов.

1. Психологические  и социальные аспекты старения

 

Геронтология (греч. herontos - старик, logos - наука) - наука о старости и старении, изучающая биологические процессы старения, суть старости и влияние ее наступления на человека и общество в целом.1

В нашей стране и за рубежом существуют различные классификации старческого возраста. Наиболее адекватной можно считать периодизацию старости, разработанную Н.С. Пряжниковым:

1) пожилой, предпенсионный возраст  (примерно с 55 лет до выхода  на пенсию);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости (стабильная  старость до момента серьезного  ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство  в условиях значительного ухудшения  здоровья;

5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75-80-ти лет).

Человеческий мозг является органом  высшей нервной деятельности. Через  нервную систему он управляет  организмом человека, регулирует функции  его психики. Нервные ткани мозга  также подвержены старению. В зависимости  от интенсивности этого процесса, весьма индивидуального для каждого человеческого организма, происходят изменения в нервной системе и психике человека. Ухудшается кровоснабжение, уменьшается число здоровых клеток мозга, развивается склероз, который может привести к старческому слабоумию или маразму.2

Из самого факта старения у большинства  людей возникает состояние грусти и пессимизма, а иногда и отчаяния, от невозможности приспособиться к  новому физическому состоянию, остановить необратимые процессы. У пожилого человека нередко бывают и другие причины для стрессов и депрессии. Уход на пенсию часто воспринимается как некоторая социальная деградация, снижение престижа пожилого человека в кругу товарищей по работе, среди знакомых и в семье.

Поскольку жизненные силы и способность к адаптации снижаются, то инициатива и стремление к активной деятельности чаще всего идут на убыль, пропадает кураж или, как сейчас говорят, «драйв». Человеку трудно прогнозировать свои потенциальные физические возможности.

Первые признаки психологических и социальных аспектов старения - пессимизм и инфантильность. Возникает безразличие к жизненным приоритетам и ценностям, которые ранее казались важными и незыблемыми. Теряется смысл жизни, пропадает целеполагание. Изменяется мировосприятие, оно становится более эгоистичным и прагматичным. Человека больше волнуют личные проблемы, нежели проблемы окружающего мира. Изменяется восприятие течения времени. Дни становятся более серыми и однообразными и очень быстро пролетают.

В рамках современной социальной геронтологии возрастной процесс старения рассматривается с позиции совокупности влияний его трех составляющих: биологического старения, психологического старения, социального старения.

Биологическое старение связано с  биологическими возрастными изменениями организма (инволюция).

Психологическое старение, характеризуемое  снижением интеллекта, эмоциональным  обеднением, содержит еще и субъективную оценку старения самим индивидом.

Социальное старение характеризуется  изменениями социальных ролей, влекущих за собой изменения паттернов поведения и социального статуса.3

Личностные новообразования  неоднозначны. Осмысление прожитой жизни  у одних формирует позитивное чувство гармоничности жизни, ее целостности, полноценной реализации своих усилий; у других - негативные переживания, связанные с незавершенностью, нереализованностью своих лучших помыслов, с ощущением «забытости» недавними коллегами и друзьями.

 

 

2. Особенности  личности в старости

 

Различные формы поведения  пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же, как и новое восприятие окружающего. Этот факт породил коренное расхождение точек зрения по поводу того, изменяется ли личность человека в старости.4

По мнению ряда авторов, личность старого человека, претерпевая  известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются». Иными словами, эта позиция заключается в признании того, что характер личностного реагирования сохраняется и, по существу, не подвергается изменениям под влиянием возрастного фактора, вплоть до долголетия.

Другая позиция по этому вопросу заключается в  том, что при нормальном течении  старости личность пожилого человека изменяется, но эти изменения не носят выраженный негативный характер. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, К. Рощак обнаружил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых по сравнению с людьми зрелого возраста. Специфика изменений заключается в изменении их структуры: потребности пожилых смещены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и независимости, потребность в проецировании на других своих психических проявлений (потребности приведены в порядке их значимости). Другая особенность потребностной сферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потребность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, которое тоже становится потребностью. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит в возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определенная дисгармония в проявлении потребностей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нарушается «динамика равновесия» потребностей, что затрудняет общий процесс саморегуляции. В этих условиях возникают «периферические» механизмы, предназначенные для реализации отдельных потребностей. Так, стремление к шаблонизации выступает как средство осуществления потребности в постоянстве; проявление упрямства - как путь защиты собственной независимости. Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуется таким образом, что происходит как бы «децентрализация» ее отдельных звеньев.

В целом надо отметить, что существует достаточно мало фундаментальных  исследований личности пожилого человека. Несмотря на широко декларируемые в настоящее время идеи поступательного развития личности в течение всей жизни, продуктивного старения, возможности счастливой старости, которые могут быть обеспечены включением защитных, естественно образуемых (при активном поиске смысла в новой жизни и включении в определенные социальные связи и виды деятельности) и специально моделируемых компенсаторных механизмов, последние оказываются в меньшей степени изученными, экспериментально исследованными. Здесь в качестве примера можно привести исследования К. А. Страшниковой и М. М. Тульчинского, утверждающих, что одним из проявлений процесса реституциализации в старости является формирование мотива деятельности с эстетической направленностью. В другом исследовании утверждается, что социальная адаптация пожилых людей осуществляется за счет включения следующих защитных механизмов: проявления высокой степени позитивности личностной и социальной идентичности, приписывания положительных личностных качеств при игнорировании неблагоприятных данных о себе, замыкания интересов на проблемах узкого социального пространства.5

Что касается особенностей Я-концепции в позднем возрасте, то имеющиеся работы по данной проблеме содержат весьма противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что с возрастом Я-концепция становится все более негативной, самооценка снижается, растет число людей, не удовлетворенных своей жизнью; в других отмечаются противоположные факты. Такая разнородность в результатах экспериментальных исследований, вполне вероятно, обусловлена реальным, внутренне противоречивым характером психологического старения, который находит свое отражение, в частности, в Я-концепции человека, обусловливая ее качественное своеобразие и разнонаправленные тенденции.

 

3. Социально-психологические  проблемы пожилого возраста

 

Социальная ситуация развития в старости связана с  постепенным отдалением человека от общества в связи с выходом  на пенсию.

Человек, уходя на пенсию, сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора - между социальной и индивидуальной жизнью. Возраст в полной мере заявляет о себе как адаптогенный фактор именно в тот момент, когда человек, в связи с уходом на пенсию, лишается обязательной поддержки общества и системы определенных социальных связей, обусловленных профессиональной деятельностью, занимаемым в обществе местом. Уходя на пенсию, человек теряет (во все большей степени) общественные связи, пенсионное время и соответствующее положение одновременно «уравнивают» людей в их пенсионном (оторванном от производительного труда) состоянии.

Социальные приобретения в прошлом, достигнутый за время  работы материальный уровень жизни  не избавляют человека от выбора стратегии  старения. По сути, человек на пороге старости решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять и формировать новые сферы своих социальных связей или перейти к жизни, ограниченной кругом своих интересов и интересов близких, т. е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Это решение определяют две основные стратегии адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.6

Кризисное состояние  у пожилых людей может проявляться  по-разному. Труднее всего допустить  в сознание мысль о конечности своей жизни, что часто проявляется  в неприятии самого факта наступления  старости, стремлении рассматривать ее проявления как симптомы болезни, которые, как и всякая болезнь, могут исчезнуть. Поэтому так много времени тратится на лечение, соблюдение предписаний врачей. Иногда борьба с болезнями становится основным занятием человека. В этом случае возможны сверхценное отношение к медицинским препаратам и ипохондрическая фиксация на своих болезненных ощущениях.

В этот период почти половина людей испытывает специфическое  расстройство настроения – возрастно-ситуационную депрессию. Для нее характерно чувство пустоты, ненужности, отсутствие интереса к чему-либо. Остро переживается одиночество, которое может быть только переживанием, а не фактическим одиночеством.

Одна из проблем то, что люди перестают активно трудиться.

Люди, имеющие конкретные планы того, как использовать свободное время, легче принимают решение отказаться от прежней работы. Не откладывая время выхода на пенсию, они относительно легко принимают статус еще не старых, физически здоровых пенсионеров. Первично настороженное отношение к пенсионному образу жизни после работы с психологом уступает место согласию с новым положением, в котором пожилые люди находят положительные стороны. Задача консультанта - помочь пожилому человеку рассмотреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его личный и социальный смысл. Решение этих вопросов требует не одной встречи с психологом, особенно в тех случаях, когда пожилой человек осуществляет этот выбор методом проб и ошибок. Результаты каждой пробы требуют профессионального обсуждения и оценки, и общение с психологом может выполнять функцию обратной связи для самоутверждения человека в верности выбранного пути.

Одна из проблем пожилого и старческого возраста – одиночество.

Одиночество в любом возрасте может стать причиной многообразных эмоциональных, поведенческих и социальных проблем.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилых людей