Социально-психологические проблемы пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования в том, что в пожилом возрасте происходят не только физические, но и личностные изменения и возникают различные социально-психологические проблемы.
Цель работы: изучить социально-психологические проблемы пожилого возраста, показать пути их решения.

Файлы: 1 файл

Социально-психологические проблемы пожилых.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Пожилые люди, нашедшие для  себя адекватный, интересующий их вид  деятельности, оцененный ими как  социально значимый, реже испытывают одиночество, поскольку через свое дело они общаются с семьей, группой людей и даже со всем человечеством.

Проблема одиночества  тесно связана с проблемой  общения. По сей день существует негативный стереотип одиноких пожилых людей, оказавшихся на старости лет не у дел и проживающих свои дни в уединении. Однако некоторые американские исследователи не согласны с такой однозначной трактовкой старости. Более того, они полагают, что одиночество - проблема главным образом молодых. Действительно, до 80 % пожилых людей отмечают, что никогда не чувствуют себя одинокими. Американские ученые пришли к выводу, что хотя пожилые люди в большей степени предрасположены жить одиноко, они не чувствуют себя одинокими.

По мнению других зарубежных исследователей, самой серьезной  проблемой для пожилых является проблема вовлеченности в общение. Главная задача этих людей - выжить и сохранить чувство собственного достоинства. Однако в ряде случаев - при болезни, упадке сил - выживание зависит от посторонней помощи. Служба социальной и психологической помощи позволяет пожилым людям осознать свою независимость и избавляет от замкнутости и одиночества путем вовлечения в общение.

Одиночество устойчиво  ассоциируется с ощущением неблагополучия. Это обстоятельство можно было бы интерпретировать как тесную связь  между удовлетворенностью, получаемой в сфере социальных связей, и общим благополучием, т. е. ощущением эмоционального комфорта. Однако одиночество является источником отрицательного эмоционального состояния.7

Если у человека остается неудовлетворенной потребность в многочисленных дружеских связях, он испытывает тревогу и озабоченность. Страдая от отсутствия прочных близких взаимоотношений, он с большей вероятностью окажется склонным к депрессии. Обычно даже имея друзей, он страдает от одиночества. Такие люди недостаточно откровенны с другими и неспособны к полному самораскрытию. Интересно, что независимо от пола, т.е. и мужчинам, и женщинам, разговоры с женщинами помогают сглаживать чувство одиночества. Подобные беседы считаются более приятными, душевными, откровенными и в целом более значимыми, чем разговоры с мужчинами. Замечено, что подопечные службы социальной помощи также предпочитают в качестве социальных работников именно женщин.

Одиноким людям присуща  нехватка навыков общения и в  других аспектах: они меньше интересуются окружающими их людьми, задают меньше вопросов, в меньшей степени склонны поощрять и подбадривать собеседника, проявлять в меньшей степени благожелательность и доверие. Они часто неспособны к экстраверсии и положительным невербальным проявлениям при помощи интонации, мимики.

Неоднократно отмечалось, в том числе и отечественными исследователями, что у пожилых  возрастает роль общения в жизни. Более того, можно считать, что  общение играет ведущую роль в  пожилом возрасте.

Общение есть первый вид  деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе, и считается, что именно это достаточно рельефно показывает значение общения в человеческой жизни как условия успешного осуществления всех других видов деятельности.

Более молодые члены  общества часто отказываются следовать советам пожилых, тем более не всегда понимают их переживания. Поиски выхода из этого круга вызывают у пожилых людей стремление общаться со сверстниками. Обращает на себя внимание именно актуальность контактов со сверстниками, а не с членами своей семьи. При этом помощь и понимание многие пожилые люди стремятся найти тоже у сверстников, а не у родных. Это связано и с экономическим положением молодых, которые часто не могут взять на себя полностью содержание престарелых родителей, а также с тем, что, как и в подростковом возрасте, другое поколение плохо понимает их.

Таким образом, преодолеть возникающие проблемы, найти способ адекватной социально-психологической  адаптации к той ситуации, в  которой они находятся, пожилые  люди могут скорее в общении со сверстниками, которые сталкиваются с теми же проблемами, имеют примерно такие же жизненный опыт и стереотипы восприятия. При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по социальному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным эталонам, а потому общение необходимо налаживать среди людей со сходным социальным статусом, общими ценностными ориентациями и установками.

При работе с пожилыми людьми применяется широкий спектр социально-психологических методов: беседа, дискуссия, личностно-ориентированная психотерапия, ролевые игры и др. Места работы с пожилыми людьми могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психотерапевтическую работу пожилого человека было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект. Несмотря на то, что существуют различные формы психотерапии для пожилых людей, большинству из них недостает теоретического обоснования. Поэтому, приступая к работе с пожилым человеком, необходимо разрабатывать концептуальную основу психотерапевтического воздействия или вмешательства.8

Чтобы оказывать реальную психологическую и психотерапевтическую помощь одиноким людям, необходимо знать специфические проблемы конкретной личности.

С переходом в категорию  пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения. С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей.

Уход в прошлое типичен  лишь для глубоких стариков, остальные  больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее  будущее начинает преобладать над  отдаленным, короче становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные – прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.

Предвосхищение старости в воображении часто бывает болезненнее, чем реальность. Так, В.В.Вересаев, в  юности безумно боявшийся постареть, на склоне лет писал, что страх  этот был напрасен, а природная  мудрость компенсировала неизбежные потери. С возрастом появляется мысль о повышении ценности жизни.

Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой  и изменение привычных жизненных  стандартов, и болезни, и тяжелые  душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Необходимо учитывать  особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых  людей.

Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача – это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, «растягивание» событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо «растянутости» событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.

Вторая особенность  определяется своеобразным ощущением  времени. Во-первых, пожилой человек  всегда живет в настоящем. Его  прошлое также присутствует в  настоящем – отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности.

Во-вторых, движение времени  в пожилом возрасте замедляется  и становится более плавным.

Мы коснулись здесь психологических проблем, но главной, наверно, является, как справедливо назвал ее Б.З. Вульфов «драма невостребованности». Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность) драма невостребованности - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.

Больше того, потенциал  пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует  очень мало) менталитету новых  поколений. Но у них всех есть общая  основа, куда более значимая, чем расхождения, - общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное. Нарушение преемственности поколений, предполагающей, - если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, - нарушение такого единства болезненно для всех и во все времена.

В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию. Пусть не сразу по всей России, а хотя бы... в своем социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социально-психологическая помощь лицам пожилого и старческого возраста

 

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в «контроле самоопределения» и найти альтернативные способности обеспечить улучшение условий их жизни.

Социальная поддержка  имеет разнообразные виды: эмоциональная  поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими. Во многих исследованиях анализировалось общее (семьи, друзей и других людей) влияние социальной поддержки. Было обнаружено, что большую роль играет интенсивность взаимоотношений. Наиболее значительным, а в некоторых исследованиях и единственным источником влияния оказывался супруг (супруга). Однако значительное число исследований показывает, что тесная, близкая дружба помогает противостоять стрессу и может предотвратить психическое расстройство. Ту же роль в жизни человека могут играть родственники, особенно те из них, которые в детстве были товарищами по играм. Общение с соседями также имеет большое значение в жизни человека, а для пожилых людей нередко является основным источником социальных контактов.9

Социальная поддержка  является важным фактором, содействующим  адаптации к позднему периоду  жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

  • пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;
  • пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т. е. соответствуют их возрасту и положению;
  • общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;
  • общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Обеспечение обратной связи  не только дает возможность пожилым  людям успешно выполнять социальные роли и адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, но и повышает чувство самоуважения.

Социальная поддержка  от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

В самом общем виде психологическая помощь в психологических  словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: «Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности».10

Определение Британской ассоциации консультирующих психологов: «Психологическое консультирование есть специфические отношения между  двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий».

В последние годы, благодаря  стараниям М.Р. Битяновой и питерских практических психологов, стало широко употребляться словосочетание «психологическое сопровождение».

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилых людей