Социально-психологические проблемы пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования в том, что в пожилом возрасте происходят не только физические, но и личностные изменения и возникают различные социально-психологические проблемы.
Цель работы: изучить социально-психологические проблемы пожилого возраста, показать пути их решения.

Файлы: 1 файл

Социально-психологические проблемы пожилых.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Психотерапия – это более длительная психологическая работа, в основе которой лежит желание клиента изменить свою жизнь, стать более гармоничной личностью, научиться более эффективно взаимодействовать с окружающими.

Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Существуют следующие направления такой помощи: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психотерапия.11

Психологи оказывают  помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации. Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека.

Существующая в обществе установка на старость как на период «заслуженного отдыха» и покоя  способствует тому, что пожилой человек психологически не готов и не обучен переживать такого рода стрессы.  Большинство людей ожидают от собственной старости слабости, дряхлости, социальной бесполезности. Многие испытывают страх перед собственной беспомощностью.

Проблема подготовки человека к выходу на пенсию достаточно хорошо разработана в практической психологии. Как отмечалось ранее, человек  может пройти три этапа подготовки к пенсии: «сбрасывание оборотов», планирование будущей жизни на пенсии и «жизнь в ожидании пенсии». Консультант, помогая клиенту пройти эти этапы, учитывает следующие специфические факторы: располагает ли человек предпенсионного возраста достаточным доходом и сбережениями; есть ли у него собственное жилье; планирует ли он продолжить работать или чем-то заниматься после выхода на пенсию. Совокупность ответов на эти вопросы называют индексом пенсионной зрелости – показателем того, насколько человек готов к выходу на пенсию. Люди с более высоким индексом пенсионной зрелости более позитивно смотрят на будущее и легче адаптируются к статусу пенсионера (Крайг, 2003).

Совладание человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых жизненных ориентиров – вторая важная задача возрастно-психологического консультирования.

Психолог должен побуждать  процесс размышления пожилого человека над вопросами, связанными со смыслом  жизни. Направленность на поиск смысла жизни выступает как шанс обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости. Пожилой человек может и не воспользоваться этим шансом, отклониться от признания своего нового психофизиологического и социального статуса и от размышлений о смысле своей новой жизни.12

У стариков часто происходит сужение, угасание смысла жизни, который сводится к идее выживания; при этом они либо вообще стараются не думать о смысле жизни, либо осознают сам факт сужения смысла, что проявляется в репликах типа «Выжить бы...», «День прошел - и ладно».

Однако есть и другая группа пожилых людей, эмоционально-потребностная сфера которых характеризуется расширением, обогащением новыми смыслами, углублением главного смысла.

Социальная ситуация развития в старости связана с  постепенным отдалением человека от общества в связи с выходом  на пенсию. Одной из теорий, пытающихся объяснить положение пожилых людей в обществе, является широко распространенная на Западе теория разобществления, которую впервые обосновали Дж. Розен и Б. Ньюгартен, а затем дополнили Е. Камминг и В. Генри. Разобществление – это психосоциальное явление, объясняющееся не только изменениями психологии стареющей личности, но и, прежде всего, воздействиями на нее социальной среды. Явление разобществления выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и в спаде коммуникативности. Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъективное и объективное проявление. Объективно разобществление находит свое выражение в утрате прежних социальных ролей, снижении дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов - сосредоточении их на своем внутреннем мире. Суть теории заключается в том, что после выхода на пенсию происходит разрыв человека с обществом. Прежние профессиональные связи становятся искусственными и постепенно прерываются, в целом социальные связи сокращаются до семейных, но и последние часто приобретают формальный характер. Количество поступающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения. В целом теория разобществления утверждает, что, удаляясь от общества, пожилой человек взаимодействует со все меньшим количеством людей, вынужден исполнять все меньше социальных ролей, чем в зрелом продуктивном возрасте, и в меньшей степени ограничен правилами и ожиданиями этого общества. По мнению авторов теории, дистанцирование от общества рассматривается как наиболее адаптивный и успешный способ существования в старости. Теория отражает взгляд на старение как на период инволюции, а на людей позднего возраста как на невостребованных обществом, и эта невостребованность является легитимной, естественной и обоснованной.13

Следует отметить, что  к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т. д.

Процесс старения отдельных  групп населения и индивидов  происходит далеко неодинаково.

Для психолога чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Пожилые – это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы  успешно работать с пожилыми людьми, нужно знать их социально-экономическое  положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным  о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

Сущность социально-психологической работы с лицами пожилого возраста – социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация – это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для психолога – это превращение пожилого человека из объекта (клиента) психологической работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Необходимо помнить, что  пожилые люди – это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

5. Стратегия адаптации

 

В соответствии с этим выбором и соответственно стратегии  адаптации в старости ведущая  деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада.

Задача психолога помочь пожилому человеку адаптироваться в  сложившейся ситуации. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в целях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Эта стратегия адаптации предполагает превращение «открытой» системы индивида в систему «замкнутую». В литературе указывается, что относительная замкнутость в психологическом плане контура регуляции в старости проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, «заострении» некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим.14

Согласно О. В. Красновой  и Т. Д. Марцинковской, социальная адаптация в позднем возрасте осуществляется посредством включения таких защитных механизмов личности, как инкорпоризация пожилых (замыкание их интересов на проблемах узкого социального пространства), компенсация их негативной социальной идентичности за счет приписывания себе положительных личностных качеств при игнорировании негативной информации о себе и др.15

Очевидно, что в случае стратегии адаптации к старости по принципу «замкнутого контура» этот возраст трудно было бы считать возрастом  развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная эволюция в старости возможна в том случае, если пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и при этом вложить в это частицу своей индивидуальности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества (хотя бы с его собственной точки зрения) и тем самым обеспечивает сохранность и его связей с обществом, и самого чувства социальной причастности обществу. Спектр таких социально значимых видов деятельности может быть самым широким: продолжение профессиональной деятельности, писания мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась душа. Главное здесь - момент творчества, которое позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно этот вид ведущей деятельности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать преимущественно хорошие и теплые отношения с окружающими.

Сохранение себя как  личности, реализация потребности в  систематизации и передаче своего опыта  последующим поколениям связаны с работой осмысления своего существования – нынешнего и прошлого. Б. Г. Ананьев показал, что размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни, оказывают принципиальное влияние на характеристику завершающих фаз жизненного пути. По мнению автора, парадокс завершения жизни заключается в том, что «умирание» форм человеческого существования наступает раньше «физического одряхления» от старости, и в условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Таким образом, сохранность личности в старости связана с сопротивлением условиям, благоприятствующим такой изоляции. Многие исследователи возрастных аспектов осознания и переживания смысла жизни указывают на важность и самого факта, и результатов этого осознания для выбора пути старения. Так, В. Э. Чудновский, рассматривая смысл жизни как идею, содержащую в себе цель жизни, как обобщенное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывает, что в старости убывающие силы направляют человека на поиск смысла жизни.

Вопрос о ведущей  деятельности в старости остается открытым для обсуждения и изучения. Существует точка зрения А. Г. Лидерса, согласно которой ведущей деятельностью  пожилого человека является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Для пожилого человека практически исчерпаны возможности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может бесконечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне.16

Развитие человека в  труде связано с появлением возможности  для дальнейшего выбора, с увеличением степени свободы действий. Представляется, что в принципе трудовая деятельность пожилого человека после выхода на пенсию – это условное понятие. Однако накопленный в ходе жизненного пути профессиональный и личностный потенциал объективно, как правило, обусловливает стремление человека к реализации в рамках социально ориентированной деятельности. Именно в рамках такой посильной для него деятельности пожилой человек, лишившийся возможности прежнего в рамках устойчивой трудовой деятельности направленного взаимодействия, обретает новое пространство взаимодействия как пространство развития, а его субъектность, реализуясь в социальном действии, объективно значимом в воспроизводстве социальности, позволяет пожилому человеку ощутить свою социальную значимость и обрести новые социальные роли. Чтобы обеспечить пространство развития личности пожилого человека, необходимо доверить ему самому сделать выбор своей судьбы и нести ответственность за сделанный выбор. С выходом на пенсию человек часто стремится сбросить напряжение, не принимать на себя ответственность, не рисковать -он хочет покоя, но однако часто при одновременном сохранении желания значить, быть. В то же время социально значимая деятельность требует усвоения нового. Труд усвоения нового, преодоление себя, выход к новому уровню мироощущения -это поступок. Но именно поступки придают деятельности нравственный смысл, социальное звучание, и поэтому оказывают важную помощь в преодолении пожилым человеком утраты чувства своей социальной значимости, нравственного смысла своего существования.17

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилых людей