Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность исследования в том, что в пожилом возрасте происходят не только физические, но и личностные изменения и возникают различные социально-психологические проблемы.
Цель работы: изучить социально-психологические проблемы пожилого возраста, показать пути их решения.
Вопрос о личностном самоопределении в старости связан с двумя важными проблемами геронтопсихологии: интеграцией жизненного смысла и предотвращением утраты идентичности. Как указывает Н. С. Пряжников, главная цель самоопределения заключается в постепенном формировании у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. В этом контексте самоопределение определяется как формирование единой системы индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее. В связи с этим помимо выбора и инициации социально-ориентированной деятельности после выхода на пенсию, консультирование пожилых людей предполагает утверждение (или осознание) ими смысла собственной жизни, и, заметим, смысла не только ретроспективного, поскольку размышление о себе как субъекте труда – это размышление о себе как субъекте социальной деятельности, а также размышление о своих сохранных способностях, о возможностях самостоятельно осмысливать свою жизнь и деятельность, самостоятельно находить смыслы этой своей жизни как значимые в новой реальности своего существования и смысл жизни в настоящем.18
Социальная ситуация развития в старости связана с постепенным отдалением человека от общества в связи с выходом на пенсию.
Сохранность личности в старости связана с сопротивлением условиям, благоприятствующим такой изоляции. Многие исследователи возрастных аспектов осознания и переживания смысла жизни указывают на важность и самого факта, и результатов этого осознания для выбора пути старения.
В. Э. Чудновский, рассматривая смысл жизни как идею, содержащую в себе цель жизни, как обобщенное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывает, что в старости убывающие силы направляют человека на поиск смысла жизни.
В настоящее время очевидна необходимость получения комплексного, объективного знания о пожилых людях, их проблемах и способах решения этих проблем.
Исследования психологии старения и клиническая практика настоятельно заставляют вмешиваться в жизнь пожилых. При этом разработка стратегии вмешательства более продуктивна, чем простое описание проблем и диагнозов пожилых. Пожилых пациентов необходимо обучать способам использования эффективных стратегий справляться с трудной ситуацией и делать выбор. Для этого нужно создавать должную мотивацию у пожилых, т. е. объяснять им релевантность и утилитарность вмешательства. В таких случаях пожилые очень «отзывчивы» к вмешательским воздействиям и эффективно на них отвечают.
1 Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. – М.: Инфра-М, 2011. – С. 32.
2 Андрианов В. Социально-экономические и философские проблемы старения населения // Общество и экономика. – 2011. - № 4-5. – С. 95.
3 Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. – М.: Инфра-М, 2011. – С. 49.
4 Ермолаева М. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 345.
5 Ермолаева М. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 347.
6 Ермолаева М. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 335.
7 Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М.: Академия, 2002. – С. 170.
8 Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М.: Академия, 2002. – С. 238.
9 Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М.: Академия, 2002. – С. 232.
10 Психологический словарь. – М.: Норма, 2004. – С. 216.
11 Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 86.
12 Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. – М.: Эксмо, 2005. – 368 с.
13 Ермолаева М. В., Пряхина С. Б. К вопросу о потенциалах развития личности в старости // Мир психологии. – 2008. - № 2. – С. 244.
14 Ермолаева М. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 337.
15 Краснова, О. В. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте / О. В. Краснова, Т. Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С. 34-59.
16 Ермолаева М. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 339.
17 Ермолаева М. В., Пряхина С. Б. К вопросу о потенциалах развития личности в старости // Мир психологии. – 2008. - № 2. – С. 249.
18 Пряжников Н. С. Психологи труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2006.
Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилых людей