Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 04:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть задачи, исследовать предмет, объект и основные понятия психологии управления как самостоятельной научной дисциплины, а также определить значение, особенности управленческих отношений в организации и характеристику их основных разновидностей.
Объектом данного исследования является психология управления и морально-психологический климат организации.
Предметом - является определение понятия, предмета, объекта и задач психологии управления, а также роль и значение управленческих отношений в организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, предмет, объект и задачи психологии управления….......6
1.1. Определение понятия «Психология управления»…………...………….6
1.2. Предмет, объект и задачи психологии управления………………….....11
1.3. Основные методы психологии управления……………………………...17
Глава II. Научно-теоретические основы исследования управленческих отношений, их роль и значение в организации.……………………………..30
2.1. Роль и значение управленческих отношений в организации……………30
2.2.Факторы и условия эффективности управленческих отношений в организации…………………………………………………………….....……33
2.3. Лидерство как феномен управленческих отношений в организации...... 36
Глава III. Взаимоотношения руководителей и подчиненных как особый вид управленческих отношений в организации……………………………….... 43
3.1. Виды морально-психологического климата коллектива в организации..43
3.2. Варианты взаимодействия руководства и подчиненных в организации..47
3.3.Конфликты как форма взаимодействия руководства и подчиненных в организации…………………………………………………………………….55
Глава IV. Особенности управленческих отношений в государственной службе……………………………………………………………………………59
4.1. Управленческие отношения в Государственной службе……………….59
Заключение….........................................................................................................66
Список использованных источников и литературы ……
Глава II. Научно-теоретические основы исследования управленческих отношений, их роль и значение в организации.……………………………..30
Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей.
Управление - это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или - иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и "поломки" в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны "пользователя", выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений. Управление является важным ресурсом общества. По мнению американского ученого в области менеджмента Питера Друкера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. В свою очередь, Психология Управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Основной задачей, которой является, анализ психологических условий с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Методологической основой работы и логической связи в ней, послужило изучение различных книг и учебных пособий по исследуемой теме.
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет - психология управления. Для всякой науки важно точное определение ее предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология», «управление», «менеджмент».
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее - объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение - построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа.
Управление - это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.
Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».. Известный американский ученый П. Друкер также дает определение понятию «управление». С его точки зрения «управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Ф. Тейлора «Менеджмент» или «Управление фабрикой» в 1911 г. были выделены основные принципы управленческого труда. В 20-е гг. известный французский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А. Файолю управление, стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука - «психология управления».1
Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Существуют следующие источники психологии управления:
- практика управления;
- развитие психологической
- развитие социологии организаций.
Психология управления была призвана решить две задачи:
1) подбор сотрудников к функциям
и друг к другу соответственно
их индивидуальным
2) воздействие на психику
Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления. Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать и отдельный индивид, и социальная группа. Между субъектом и объектом управления существуют диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.
Организация - это структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижений определенных значимых целей, а также одна из функций управления. Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:
Психология управления пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Общеизвестны ее связи с общей, социальной, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций. Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии, но управление невозможно без соответствующего экономического контекста, т.е. без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.
Таким образом, психология управления - междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Синонимами понятия «Психологии управления» являются понятия «организационная психология», «психология организаций», «менеджмент».
Менеджмент - это управление, руководство, дирекция, администрация. Субъект, осуществляющий управленческие функции, называется менеджер. Слово «менеджер» прочно вошло в практику и зарубежного и отечественного управления. Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит. Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом. Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают:
- высших управляющих - высшее звено обусловливает общее движение организации, ее изменчивость и направления развития;
- менеджеров среднего звена, подчиненных
дирекции - создает жизнеспособную
структуру, действующую в целостности
относительной стабильности
- низовых управляющих (руководителей
отделов и цехов) - низовое звено
обеспечивает устойчивость
В этой связи становится понятым, что «нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности».
Система управленческой деятельности опирается на два социально-психологических феномена:
- собственно управление, т.е. целенаправленное воздействие на определенный объект;
- подчинение, т.е. восприимчивость
и подверженность
В зависимости от типологических черт само чувство подчинения переживается разными людьми не одинаково. Например, Мананникова Е.Н.
в учебном пособии «Психология управления» выделяет три типа подчинения:
Информация о работе Особенности управленческих отношений в государственной службе