Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 04:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть задачи, исследовать предмет, объект и основные понятия психологии управления как самостоятельной научной дисциплины, а также определить значение, особенности управленческих отношений в организации и характеристику их основных разновидностей.
Объектом данного исследования является психология управления и морально-психологический климат организации.
Предметом - является определение понятия, предмета, объекта и задач психологии управления, а также роль и значение управленческих отношений в организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, предмет, объект и задачи психологии управления….......6
1.1. Определение понятия «Психология управления»…………...………….6
1.2. Предмет, объект и задачи психологии управления………………….....11
1.3. Основные методы психологии управления……………………………...17
Глава II. Научно-теоретические основы исследования управленческих отношений, их роль и значение в организации.……………………………..30
2.1. Роль и значение управленческих отношений в организации……………30
2.2.Факторы и условия эффективности управленческих отношений в организации…………………………………………………………….....……33
2.3. Лидерство как феномен управленческих отношений в организации...... 36
Глава III. Взаимоотношения руководителей и подчиненных как особый вид управленческих отношений в организации……………………………….... 43
3.1. Виды морально-психологического климата коллектива в организации..43
3.2. Варианты взаимодействия руководства и подчиненных в организации..47
3.3.Конфликты как форма взаимодействия руководства и подчиненных в организации…………………………………………………………………….55
Глава IV. Особенности управленческих отношений в государственной службе……………………………………………………………………………59
4.1. Управленческие отношения в Государственной службе……………….59
Заключение….........................................................................................................66
Список использованных источников и литературы ……
- строптивое, работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение; для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
- равнодушное, работник вполне удовлетворен своим положением, так как это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
- инициативное, работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.2
Руководитель и подчиненный не могут существовать друг от друга, поэтому должна быть система согласованной деятельности, опирающаяся на повторяющиеся циклы получения и переработки информации, и обеспечивающаяся за счет организации, регулирования, планирования и контроля. Это и есть сущность или содержательная сторона управления в поддержании целостности, достижении целей, развитии организации.
Из всего выше сказанного, следует, что психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
Управлением принято считать совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение, прежде всего к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.
Неправомерна существующая тенденция отождествлять психологию управления с менеджментом, как системой способов управления персоналом. В какой-то мере предмет психологии управления перекрещивается с менеджментом, но тем не менее он имеет свою специфику. Если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это работает.
Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-
управленческой проблематики:
1. Психологические аспекты
- психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
- психологический анализ
- психологические аспекты
- индивидуальный стиль
2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и
объекта управления:
- возможности использования
- закономерности формирования
благоприятного социально-
- закономерности формирования
оптимальных межличностных
- формальная и неформальная структуры организации;
- мотивация труда членов
- ценностные ориентации в
3. Психологические аспекты
- проблемы создания и
- проблемы управленческого
- оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель - подчиненный»;
- информированность как фактор
повышения эффективного
Предмет психологии управления - это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления - сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:
- психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;
- психологии мотивации людей в процессе их деятельности;
- особенностей группового
- психологических аспектов
- психологии власти и
- вопросов психологического
- психологической
Опрос многих руководителей показал, что под предметом управленческой деятельности ими подразумевается и управленческие решения, и коллективы, и персонал и т.д. Предметом психологии управления может быть и предмет труда администратора - информация. Руководитель получает информацию как относительно системы в целом, так и в отношении отдельных процессов или подсистем. Затем он преобразует ее, придавая информации качественно иной характер. Преобразование информации ориентировано на последующие моменты времени, на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. на систему моделей: статических (фиксирующих некоторый идеальный образец) или динамических (фиксирующих темп, временные аспекты функционирования системы). Исходящая от руководителя информация (то, что принято называть управленческим решением) имеет побудительную функцию. Благодаря этому решение реализуется через посредство деятельности исполнителей. Результатом всего этого цикла должно явиться изменение состояния управляемой системы.3
Также основополагающее внимание руководителя обращено на принятие решений по всем принципиальным и стратегическим задачам, координации работы исполнителей, осуществлению подбора и воспитания кадров. Основной задачей руководителя является общее руководство процессом функционирования и развития системы управления.
Под системой управления, понимают как целостно-организационное объединение, характеризуется:
- функциями и целями
- конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
- режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
- правовым регулированием
Задачи психологии управления:
- психологический анализ
- изучение механизмов
- исследование психических
- разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
- изучение процессов группового взаимодействия;
- исследование механизмов
Далее подробно рассмотрим каждую из задач. Психологический анализ деятельности специалистов-управленцев, нужен для того чтобы грамотно руководить коллективом и успешно выполнять работу, нужно уметь анализировать свои действия, от которых зависит принятие правильных решений. Изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях. Чтобы в любой ситуации принять адекватное решение, нужно изучать механизмы трудовой деятельности. Исследование психических особенностей лидерства. Лидерство - это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными организацией связями. Руководители, отличаются по своим индивидуальным стилем и подходам к управлению. Одно из ключевых различий-то, насколько руководители направляют своих подчиненных, т.е. степень, в которой они указывают подчиненным, как следует выполнять их работу. Другим отличием является мера их автокритичности или демократичности в процессе принятия решений, т.е. в какой степени они разрешают подчиненным участвовать в этом процессе, для этого и нужно изучать психические особенности лидерства. Разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях. Отношение к работе и коллегам представляют собой устойчивые чувства, выражающие в убеждениях и типах поведения, они направлены на производственную деятельность, на членов своей рабочей группы, организационную среду. Важнейшим показателем отношения к производственной деятельности является удовлетворение работой. Важной стороной деятельности менеджера является разрешение возникающих в организации конфликтов. Конфликт - это трудноразрешимое противоречие, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Основными способами управления конфликтом являются сделка, выработка общих целей, уточнение и разъяснение механизмов ответственности и полномочий, посредничество и арбитраж. Нужно разрабатывать рекомендации, чтобы в организации был устойчивый психологический климат. Изучение процессов группового взаимодействия - люди объединяются в группы из соображений безопасности, престижа, самоуважения, силы для удовлетворения потребностей и достижения целей. Группа - это два или более индивида, объединенных общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других. Чтобы грамотно управлять группой, нужно изучать поведение людей и их взаимодействие в коллективе. Исследование механизмов мотивации человека. Мотивация - совокупность процессов, которые направляют и поддерживают человеческое поведение, побуждают к достижению значимых целей, определяют активность личности. Для повышения уровня мотивации необходимо прибегать к разработке обязанностей и составлению заданий. Менеджер-практик должен знать, что мотивация требует учета особенностей личности работника и постановки конкретных, измеримых, реалистичных, согласованных и определенных по времени целей. Для того чтобы их решить, необходимо исследовать механизмы мотивации.
Таким образом, основной задачей является изучение и решение проблем управленческой деятельности, которая выполняется с помощью психологических знаний и теорий, полученных при изучении психологии управления.
Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. По своему характеру и сущности наблюдение - это сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя, как наблюдателя, оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.
К наблюдению как методу сбора информации обращаются в различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Во-вторых, наблюдение используется как самостоятельный метод в условиях, когда иные способы получения психологической информации недоступны.
Существует примерный перечень значимых элементов, который должен быть отражен при наблюдении:
а) наблюдаемые - количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
б) обстановка - место нахождения наблюдаемой ситуации и особенности воздействия предметного окружения на деятельность;
в) цель деятельности группы - случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей,
ради которых собралась группа, совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
г) социальное поведение - характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;
д) частота и продолжительность - время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.
Информация о работе Особенности управленческих отношений в государственной службе