Особенности управленческих отношений в государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть задачи, исследовать предмет, объект и основные понятия психологии управления как самостоятельной научной дисциплины, а также определить значение, особенности управленческих отношений в организации и характеристику их основных разновидностей.
Объектом данного исследования является психология управления и морально-психологический климат организации.
Предметом - является определение понятия, предмета, объекта и задач психологии управления, а также роль и значение управленческих отношений в организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, предмет, объект и задачи психологии управления….......6
1.1. Определение понятия «Психология управления»…………...………….6
1.2. Предмет, объект и задачи психологии управления………………….....11
1.3. Основные методы психологии управления……………………………...17
Глава II. Научно-теоретические основы исследования управленческих отношений, их роль и значение в организации.……………………………..30
2.1. Роль и значение управленческих отношений в организации……………30
2.2.Факторы и условия эффективности управленческих отношений в организации…………………………………………………………….....……33
2.3. Лидерство как феномен управленческих отношений в организации...... 36
Глава III. Взаимоотношения руководителей и подчиненных как особый вид управленческих отношений в организации……………………………….... 43
3.1. Виды морально-психологического климата коллектива в организации..43
3.2. Варианты взаимодействия руководства и подчиненных в организации..47
3.3.Конфликты как форма взаимодействия руководства и подчиненных в организации…………………………………………………………………….55
Глава IV. Особенности управленческих отношений в государственной службе……………………………………………………………………………59
4.1. Управленческие отношения в Государственной службе……………….59
Заключение….........................................................................................................66
Список использованных источников и литературы ……

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 131.64 Кб (Скачать)

Отношения субординации - это отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности - с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней. Суть отношений субординации состоит в том, что руководитель на основе существующего правового статуса и нормативных актов определяет обязанности и задачи подчиненных, а последние должны четко выполнять предписания руководителей.

Наряду с отношениями субординации в структуре управленческих отношений существуют отношения координации, которые устанавливаются между работниками, занятыми в различных звеньях аппарата управления по горизонтали, между отделами, службами, департаментами. Отношения координации предполагают согласованность действий органов, работников, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности во имя достижения общих положительных результатов. Суть отношений координации в обмене информирует о состоянии работы по выполнению общих задач.

Государственные управленческие отношения могут быть линейными и функциональными. Суть линейных отношений в том, что у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. Это отношения между руководителями и подчиненными по вертикали. При линейной системе отношения управления носят ступенчатых характер и складываются по цепочке: подчиненные - руководитель низового уровня - руководитель среднего уровня - руководитель высшего уровня. В системе государственного управления, на наш взгляд,  линейные системы малоэффективны, так как руководителю высшего уровня приходится решать многие вопросы, быть своего рода универсалом. Это ведет к обезличиванию подчиненных, ограничивает возможность проявлению с их стороны инициативы, затрудняет участие работников в управлении, приводит к бюрократизму и волоките. Данные негативные явления могут быть преодолены утверждением функциональных управленческих отношений. Они строятся на основе специализации функций между работниками, занятыми в различных функциональных подразделениях. Отношения руководства и подчинения здесь строятся по определенным группам проблем, на решении которых специализируются функциональные руководители. Суть этих отношений в том, что высшее руководство организации не должно вмешиваться в дела функциональных руководителей, когда речь идет о вопросах, требующих специальных знаний. В то же время функциональные руководители не могут обойти руководителей высшего уровня, если дело касается решения вопросов, затрагивающих организацию в целом. Решение принимает высшее руководство на основании рекомендаций функциональных руководителей. Преимущество функционального вида управленческих отношений состоит в более высоком уровне компетенции и профессионализме. Вместе с тем, функциональный вид управленческих отношений сложен и требует высокой слаженности в работе. При ее отсутствии возможны безответственность и хаос. На практике имеют место отношения смешанного порядка, в которых сочетаются линейные и функциональные отношения.

 Между работниками  в сфере государственного управления  устанавливаются также неформальные  управленческие отношения.

Неформальные управленческие отношения - это связи между людьми в процессе осуществления управленческого труда, которые возникают на основе психологической совместимости личных качеств, совпадения интересов, соответствия характеров, симпатии и антипатии. Эти отношения ничем не регламентируются, строятся на доверии, на добровольности. Они выходят за рамки официальных, возникают стихийно. Неформальные управленческие отношения имеют большое значение в создании нормального психологического климата в коллективе. Но и могут играть в организации и негативную роль, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр.

Можно сделать вывод, что две системы отношений (формальные управленческие отношения и неформальные управленческие отношения) позволяют говорить о целесообразности выделения двух относительно самостоятельных организационных структур - формальной структуры и неформальной структуры. Обе структуры, будучи относительно независимы, взаимодействуют друг с другом.

Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений в государственной службе, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели всего госаппарата. Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации.

В наше время современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять  государственной администрацией. Развитие госорганизации может идти только по пути усложнения ее структуры, поэтому госуправленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий. В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. В администрации всегда существует определенная степень децентрализации организационных полномочий. Децентрализации абсолютная и нулевая в организации невозможны. Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, не делегируя никому.

Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться.  Не подлежат делегированию: постановка задач и выдача заданий подчиненным; контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных; подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников; задачи особой важности и высокой степени риска и задачи строго доверительного характера. Делегировать в любом случае надо: рутинную работу, специализированную деятельность и неактуальные, частные вопросы и т.д. Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности: принимать решения под свою ответственность и своевременно и подробно информировать руководителя, повышать профессиональную квалификацию и т.д.

Правильно  управляет  тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя.

Проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что реализуя цели и задачи государственного управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. В узком смысле управленческие отношения в государственной службе - это связи между субъектами государственного управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими государственных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью. Существование подобного вида управленческих отношений в системе государственного управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей государственной системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения в государственной службе предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике.

Управленческая деятельность имеет довольно большое значение в организации работы любого предприятия или организации. Изучением основных принципов и закономерностей данного направления занимается специальный раздел практической психологии, получивший наименование психология управления. В ее основе лежит комплексный анализ существующих условий и определение особенностей деятельности для достижения высокой эффективности работы трудового или социального коллектива. Как и любой вид научной работы, психология управления выделяет предмет, объект, задачи и методы, которые позволяют выстроить закономерную структуру.

В данной курсовой работе, мне прежде всего хотелось отразить проблемы человека (руководителя), как участника коллектива при осуществлении управленческой деятельности. Необходимо отметить, что эффективность системы управления в данном случае зависит от личностных характеристик руководителя, которые определяют его умение выполнить диагностику и стратегическое планирование работы подчиненных, а также мотивировать последних к успешной реализации поставленных целей. Исходя из этого, предметом психологии управления можно назвать комплекс психологических отношений между начальником и подчиненным или коллективом, куда входит механизм межличностного взаимодействия, проблемы и конфликты трудовой деятельности, социальные и профессиональные отношения.

 Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.

Одну из главных ролей в психологии управления играют управленческие отношения. Под управленческими отношениями понимаются отношения внутриорганизационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни организаций и других формирований, а также в связи с осуществлением ими властных функций и полномочий. Исследование управленческих отношений  занимались Ф. Тейлор  и  представители школ человеческих взаимоотношений.

Выделяют 5 основных сущностей управленческих отношений: социальная, экономическая, организационная, технологическая и правовая. На эффективность управленческих отношений влияют самовыражение, ясность содержания и ценность задачи, фактор обратной связи и самодисциплина. Для поддержания мотивации госслужащих важны: управляемое горизонтальное перемещение по службе; обогащение содержания работы и расширение ее рамок;  активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм; ценность обучения и творческого подхода.

Особое место в управленческих отношения в государственной службе имеет лидерство, как формальное, так и неформальное. Оно  характеризуется самостоятельность,  независимостью, а также демонстрацией личностных черт. Для лидера важны физические и интеллектуальные качества, а также способности.

Существуют пять типов взаимоотношений в коллективах, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата: невмешательство, задача, тёплая компания, золотая середина и команда. Мы выяснили, что существуют стадии формирования морально-психологического климата коллектива, а именно: преобладание формальной структуры, процесс формирования группировок и лидеров, высокая степень координации действий членов групп. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. Морально-психологический климат исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном. Важную роль в морально-психологическом климате играет совокупность различных психотипов личностей.

Также существуют следующие стили руководства: авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический и демократический.  Руководителям присуща  система способностей, а именно: технические, человеческие и концептуальные. Эффективность управления руководителя зависит от: способностей  управлять собой и влиять на окружающих; наличия чётких личных целей, изобретательности; знания современных управленческих подходов и умение развивать подчинённых, а также способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Ведь успех управленческих отношений зависит и от соблюдения правил делового общения.

Мы выяснили, что межличностный конфликт отражает внутриличностные проблемы и конфликты, с которыми когда-то сталкивался каждый человек или которые так и остались неразрешенными в прошлом. Конфликт между руководителем и подчиненным относится к межличностным конфликтам по вертикали. К  основным причинам возникновения конфликтов относятся: неудовлетворение потребностей членов группы; неудовлетворительные коммуникации; различия в психологических особенностях; недостатки организации управления; нечетко обозначенные права и обязанности; неправильная оценка труда персонала.  Необходимым условием «здоровья» организации является корпоративная культура.

Таким образом считаю, что Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными знаниями в области психологии управления.

Говоря об особенностях управленческих отношений в государственной службе, важно отметить отношения централизма и самостоятельности, а также субординации и координации. Государственные управленческие отношения могут быть линейными и функциональными.  Между работниками в сфере государственного управления устанавливаются также неформальные управленческие отношения. Обе структуры, будучи относительно независимы, взаимодействуют друг с другом. Важно отметить, что одним из важнейших элементов системы управленческих отношений в государственной службе, являются отношения ответственности. На мой взгляд, развитие госорганизации может идти только по пути усложнения ее структуры, поэтому госуправленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий. Делегирование - это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Руководителю важно знать, какие полномочия подлежат делегированию, а какие не подлежат. Важно отметить, что для подчиненных из делегирования вытекают специфические важные  обязанности: принимать решения под свою ответственность; своевременно и полно информировать руководителя; повышать свою квалификацию.

Исходя из вышеизложенного, могу сказать, что Управление – в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

 Материал, в данной курсовой  работе, выдержанный, что позволило  глубоко и в полной мере  изучить проблемы данной темы. Считаю, что цель достигнута и  поставленные мною задачи решены.

Информация о работе Особенности управленческих отношений в государственной службе