Отношения субординации - это
отношения распорядительства и администрирования,
с одной стороны, и исполнительства, подчиненности
- с другой. Отношения субординации складываются
как между руководителями и исполнителями,
так и между руководителями различных
уровней. Суть отношений субординации
состоит в том, что руководитель на основе
существующего правового статуса и нормативных
актов определяет обязанности и задачи
подчиненных, а последние должны четко
выполнять предписания руководителей.
Наряду с отношениями субординации
в структуре управленческих отношений
существуют отношения координации, которые
устанавливаются между работниками, занятыми
в различных звеньях аппарата управления
по горизонтали, между отделами, службами,
департаментами. Отношения координации
предполагают согласованность действий
органов, работников, сопоставление целей,
ресурсов, форм и методов деятельности
во имя достижения общих положительных
результатов. Суть отношений координации
в обмене информирует о состоянии работы
по выполнению общих задач.
Государственные управленческие
отношения могут быть линейными и функциональными.
Суть линейных отношений в том, что у руководителя
много подчиненных, а у подчиненных только
один руководитель. Это отношения между
руководителями и подчиненными по вертикали.
При линейной системе отношения управления
носят ступенчатых характер и складываются
по цепочке: подчиненные - руководитель
низового уровня - руководитель среднего
уровня - руководитель высшего уровня.
В системе государственного управления,
на наш взгляд, линейные системы малоэффективны,
так как руководителю высшего уровня приходится
решать многие вопросы, быть своего рода
универсалом. Это ведет к обезличиванию
подчиненных, ограничивает возможность
проявлению с их стороны инициативы, затрудняет
участие работников в управлении, приводит
к бюрократизму и волоките. Данные негативные
явления могут быть преодолены утверждением
функциональных управленческих отношений.
Они строятся на основе специализации
функций между работниками, занятыми в
различных функциональных подразделениях.
Отношения руководства и подчинения здесь
строятся по определенным группам проблем,
на решении которых специализируются
функциональные руководители. Суть этих
отношений в том, что высшее руководство
организации не должно вмешиваться в дела
функциональных руководителей, когда
речь идет о вопросах, требующих специальных
знаний. В то же время функциональные руководители
не могут обойти руководителей высшего
уровня, если дело касается решения вопросов,
затрагивающих организацию в целом. Решение
принимает высшее руководство на основании
рекомендаций функциональных руководителей.
Преимущество функционального вида управленческих
отношений состоит в более высоком уровне
компетенции и профессионализме. Вместе
с тем, функциональный вид управленческих
отношений сложен и требует высокой слаженности
в работе. При ее отсутствии возможны безответственность
и хаос. На практике имеют место отношения
смешанного порядка, в которых сочетаются
линейные и функциональные отношения.
Между работниками
в сфере государственного управления
устанавливаются также неформальные
управленческие отношения.
Неформальные управленческие
отношения - это связи между людьми в процессе
осуществления управленческого труда,
которые возникают на основе психологической
совместимости личных качеств, совпадения
интересов, соответствия характеров, симпатии
и антипатии. Эти отношения ничем не регламентируются,
строятся на доверии, на добровольности.
Они выходят за рамки официальных, возникают
стихийно. Неформальные управленческие
отношения имеют большое значение в создании
нормального психологического климата
в коллективе. Но и могут играть в организации
и негативную роль, противодействуя общим
целям, способствуя «низвержению» авторитетов
и пр.
Можно сделать вывод, что две
системы отношений (формальные управленческие
отношения и неформальные управленческие
отношения) позволяют говорить о целесообразности
выделения двух относительно самостоятельных
организационных структур - формальной
структуры и неформальной структуры. Обе
структуры, будучи относительно независимы,
взаимодействуют друг с другом.
Одним из важнейших элементов
системы управленческих отношений в государственной
службе, являются отношения ответственности.
Ответственность представляет собой отношения
между субъектами управленческой деятельности
по поводу выполнения взаимных прав и
обязанностей в процессе реализации цели
всего госаппарата. Распределение прав
и обязанностей лежит в основе отношений
централизма и самостоятельности, субординации
и координации.
В наше время современный руководитель
не может самостоятельно и единолично
эффективно управлять государственной
администрацией. Развитие госорганизации
может идти только по пути усложнения
ее структуры, поэтому госуправленцам
приходится использовать технологии делегирования
полномочий. В теории управления делегирование
означает передачу задач и полномочий
лицу, которое принимает на себя ответственность
за их выполнение. Делегирование – это
средство, с помощью которого руководитель
осуществляет выполнение работы с помощью
других лиц. В администрации всегда существует
определенная степень децентрализации
организационных полномочий. Децентрализации
абсолютная и нулевая в организации невозможны.
Важным моментом в делегировании является
вопрос о том, какую долю работы руководитель
должен оставить себе, не делегируя никому.
Руководители должны решать
только такие вопросы, с которыми другие
люди не в состоянии справиться. Не
подлежат делегированию: постановка задач
и выдача заданий подчиненным; контроль
результатов деятельности подразделений
и подчиненных; подбор, расстановка, оценка
деятельности подчиненных работников;
задачи особой важности и высокой степени
риска и задачи строго доверительного
характера. Делегировать в любом случае
надо: рутинную работу, специализированную
деятельность и неактуальные, частные
вопросы и т.д. Для подчиненных из делегирования
вытекают специфические обязанности:
принимать решения под свою ответственность
и своевременно и подробно информировать
руководителя, повышать профессиональную
квалификацию и т.д.
Правильно управляет
тот, кто добивается выполнения работы
другими. Именно умение делегировать задачи
превращает человека в руководителя.
Проанализировав научную литературу
по данному вопросу, можно сделать вывод
о том, что реализуя цели и задачи государственного
управления, осуществляя выработку и реализацию
управленческого воздействия, люди вступают
в определенные отношения, которые называются
управленческими. В узком смысле управленческие
отношения в государственной службе -
это связи между субъектами государственного
управления. Они (связи) возникают при
взаимодействии людей в процессе выполнения
ими государственных функций по упорядочению
и развитию жизнедеятельности общества,
когда имеет место непосредственный обмен
управленческой деятельностью. Существование
подобного вида управленческих отношений
в системе государственного управления
не вытекает с необходимостью только из
выполнения людьми управленческих функций.
Возникновение таких отношений определяется
взаимосвязанностью действий участников
управления, взаимообусловленностью осуществляемых
функции в рамках управляющей государственной
системы, обеспечивающей реализацию конкретной
цели. Управленческие отношения в государственной
службе предполагают единую основу совместной
управленческой деятельности людей. Изолированные
действия участников управленческого
процесса не порождают управленческих
отношений.
Заключение
На рубеже XX и XXI веков психология
управления переживает интенсивное развитие,
ее идеи и практические рекомендации становятся
модным поветрием. Именно в этот период
появилось множество книг по психолого-управленческой
проблематике.
Управленческая деятельность имеет довольно
большое значение в организации работы
любого предприятия или организации. Изучением
основных принципов и закономерностей
данного направления занимается специальный
раздел практической психологии, получивший
наименование психология управления.
В ее основе лежит комплексный анализ
существующих условий и определение особенностей
деятельности для достижения высокой
эффективности работы трудового или социального
коллектива. Как и любой вид научной работы,
психология управления выделяет предмет,
объект, задачи и методы, которые позволяют
выстроить закономерную структуру.
В данной курсовой работе, мне прежде
всего хотелось отразить проблемы человека
(руководителя), как участника коллектива
при осуществлении управленческой деятельности.
Необходимо отметить, что эффективность
системы управления в данном случае зависит
от личностных характеристик руководителя,
которые определяют его умение выполнить
диагностику и стратегическое планирование
работы подчиненных, а также мотивировать последних к успешной
реализации поставленных целей. Исходя
из этого, предметом психологии управления
можно назвать комплекс психологических
отношений между начальником и подчиненным
или коллективом, куда входит механизм
межличностного взаимодействия, проблемы
и конфликты трудовой деятельности, социальные
и профессиональные отношения.
Чем сложнее управление, тем больше
внимания уделяется предмету и задачам
психологии управления. Ежегодно растут
требования к психическим процессам и
умственным способностям человека, начиная
от восприятия и внимания, и заканчивая
ответственностью за человеческие жизни.
Именно эти задачи и решает управленческая
психология.
Одну из главных ролей в психологии
управления играют управленческие отношения.
Под управленческими отношениями понимаются
отношения внутриорганизационного характера,
возникающие в сфере «внутренней» жизни
организаций и других формирований, а
также в связи с осуществлением ими властных
функций и полномочий. Исследование управленческих
отношений занимались Ф. Тейлор
и представители школ человеческих
взаимоотношений.
Выделяют 5 основных сущностей
управленческих отношений: социальная,
экономическая, организационная, технологическая
и правовая. На эффективность управленческих
отношений влияют самовыражение, ясность
содержания и ценность задачи, фактор
обратной связи и самодисциплина. Для
поддержания мотивации госслужащих важны:
управляемое горизонтальное перемещение
по службе; обогащение содержания работы
и расширение ее рамок; активное структурное
планирование организации и применение
гибких организационных форм; ценность
обучения и творческого подхода.
Особое место в управленческих
отношения в государственной службе имеет
лидерство, как формальное, так и неформальное.
Оно характеризуется самостоятельность,
независимостью, а также демонстрацией
личностных черт. Для лидера важны физические
и интеллектуальные качества, а также
способности.
Существуют пять типов взаимоотношений
в коллективах, существенно различающихся
с точки зрения морально-психологического
климата: невмешательство, задача, тёплая
компания, золотая середина и команда.
Мы выяснили, что существуют стадии формирования
морально-психологического климата коллектива,
а именно: преобладание формальной структуры,
процесс формирования группировок и лидеров,
высокая степень координации действий
членов групп. Возникающая при этом групповая
сплоченность может иметь позитивную,
негативную либо конформистскую направленность.
Морально-психологический климат исследуется
на двух уровнях – формальном и неформальном.
Важную роль в морально-психологическом
климате играет совокупность различных
психотипов личностей.
Также существуют следующие
стили руководства: авторитарный, благожелательно-авторитарный,
консультативно-демократический и демократический.
Руководителям присуща система способностей,
а именно: технические, человеческие и
концептуальные. Эффективность управления
руководителя зависит от: способностей
управлять собой и влиять на окружающих;
наличия чётких личных целей, изобретательности;
знания современных управленческих подходов
и умение развивать подчинённых, а также
способность формировать и развивать
эффективные рабочие группы. Ведь успех
управленческих отношений зависит и от
соблюдения правил делового общения.
Мы выяснили, что межличностный
конфликт отражает внутриличностные
проблемы и конфликты, с которыми когда-то
сталкивался каждый человек или которые
так и остались неразрешенными в прошлом.
Конфликт между руководителем и подчиненным
относится к межличностным конфликтам
по вертикали. К основным причинам возникновения
конфликтов относятся: неудовлетворение
потребностей членов группы; неудовлетворительные
коммуникации; различия в психологических
особенностях; недостатки организации
управления; нечетко обозначенные права
и обязанности; неправильная оценка труда
персонала. Необходимым условием «здоровья»
организации является корпоративная культура.
Таким образом считаю, что Руководитель
должен быть незаурядной личностью, мастерски
владеющей искусством общения, убеждения,
диалога, иметь острый, неординарный ум
и солидную эрудицию во всех сферах жизни
и знаний. Любой руководитель работает
в первую очередь с людьми, он обязан знать
все тонкости "человеческой инженерии"
и владеть обширными знаниями в области
психологии управления.
Говоря об особенностях управленческих
отношений в государственной службе, важно
отметить отношения централизма и самостоятельности,
а также субординации и координации. Государственные
управленческие отношения могут быть
линейными и функциональными. Между
работниками в сфере государственного
управления устанавливаются также неформальные
управленческие отношения. Обе структуры,
будучи относительно независимы, взаимодействуют
друг с другом. Важно отметить, что одним
из важнейших элементов системы управленческих
отношений в государственной службе, являются
отношения ответственности. На мой взгляд,
развитие госорганизации может идти только
по пути усложнения ее структуры, поэтому
госуправленцам приходится использовать
технологии делегирования полномочий.
Делегирование - это средство, с помощью
которого руководитель осуществляет выполнение
работы с помощью других лиц. Руководителю
важно знать, какие полномочия подлежат
делегированию, а какие не подлежат. Важно
отметить, что для подчиненных из делегирования
вытекают специфические важные обязанности:
принимать решения под свою ответственность;
своевременно и полно информировать руководителя;
повышать свою квалификацию.
Исходя из вышеизложенного,
могу сказать, что Управление – в наше
динамичное время представляет собой
сложную работу, которую нельзя выполнить
успешно, руководствуясь простыми сухими
заученными формулами. Руководитель должен
сочетать понимание общих истин и значимости
многочисленности вариаций, благодаря
которым ситуации отличаются одна от другой.
Материал, в данной курсовой
работе, выдержанный, что позволило
глубоко и в полной мере
изучить проблемы данной темы.
Считаю, что цель достигнута и
поставленные мною задачи решены.