Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:09, контрольная работа
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках гос. службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения. В таком смысле гос. служба охватывала все категории работников, занятых не только в гос. аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить её содержание была трактовка гос. службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего гос. аппарата.
Формирование системы государственной службы
Группы источников института государственной службы
Формирование понятия государственной службы
Принципы, на которых основана государственная служба
Оплата труда государственного служащего
Поступление на государственную службу
План:
Отношение к государственной
Пожалуй, известный Указ Петра 1 «Табель о рангах», изданный 4 февраля 1722 г., заложил её прочную базу. В «Табель» были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесённых к 14 классам. Каждый чиновник должен был пройти определённые ступени бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы.
В «Табель постоянно вносились изменения. С 1809 г., например, для перехода в 8 класс необходимо было сдавать экзамен, а с 1857 г. он стал давать право на дворянство. Классные чины были постепенно отделены от занимаемых чиновниками должностей, однако министр, например, был по преимуществу действительным тайным советником (2 класс).
Интересны в историко-познавательном плане и другие правовые документы 18 в. - указы, инструкции. Назовём среди них «О безволокитном и правом вершении дела» (1719), «Об ответствовании на указы посылаемые в Губернии из Сената и Коллегий» (1719) и т. д.
И
в 19 в. издавались многочисленные
правила, инструкции и циркуляры
по вопросам государственной
службы. К их числу относятся,
например, «Устав о службе
по определению от Правительства»
(1896), «Положение о порядке
производства в чины по Гражданской
службе» (1834) и т. д.
Строгая регламентация элементов государственной службы, однако, мало помогала предотвращению и искоренению таких пороков управления, как взяточничество, волокитство, формализм, служебные подлоги.
В годы Советской власти издаётся немало актов, посвящённых государственной службе. Постепенно они консолидируются в трудовом законодательстве, хотя длительное время действовали постановления и положения о требованиям к отдельным категориям служащих, о классных чинах, о порядке аттестации, об укреплении государственной дисциплины и др. Периодически издавались тарифно-квалификационные справочники для работников народного хозяйства. Министерства и ведомства готовили типовые или примерные должностные инструкции.
В 80-х гг. началась работа
по подготовке новых законодательных
актов о государственной
службе, но её так и не
удалось завершить. В настоящее
время правовой институт государственной
службы является межотраслевым,
включает в себя нормы государственного
(конституционного) права, но
в основном состоит из норм
административного права, связан
с рядом финансово-правовых
правил, с главой УК «Должностные
преступления», но особенно
тесно - с трудовым правом.
Институт государственной службы
охватывает правовые основы
её организации и особенности
правового положения государственных
служащих.
В
современной России была создана
новая, значительно расширенная
и изменённая нормативная база
государственной службы. Этот
правовой массив состоит из
Конституции РФ, ряда федеральных
законов и значительного числа
подзаконных федеральных актов,
а также актов субъектов
Федерации.
Центральное место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие её статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы Государственной службы. Следующим по значению актом является ФЗ «Об основах государственной службы РФ», принятый 5 июля 1995 г. В нём даны нормативная характеристика государственной должности и классификация должностей, урегулированы основы организации государственной службы, основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы и способы обеспечения её эффективности.
Вторая группа актов регламентирует тот или другой уровень государственной службы. Это Положение о федеральной государственной службе, утверждённой Указом Президента от 22 декабря 1993 г. и др.
Третья группа источников института государственной службы - федеральные акты, определяющие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе законы РФ: О прокуратуре РФ; О воинской обязанности и военной службе; О службе в таможенных органах РФ. Такую же юридическую силу имеют утверждённые Верховным Советом РФ в 1993 Положение о службе в органах внутренних дел РФ и Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ.
В четвёртую группу источников входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определённых её видов. Из этой, самой большой группы источников
наибольший интерес представляют: Указы Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1994; «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в РФ» от 3 июня 1993, утверждённые в 1993 Правительством РФ Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приёме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти.
Интересно
отметить общие моменты, характерные
для развития законодательства
о государственной службе иностранных
государств. За рубежом всегда
уделялось серьёзное внимание
оформлению и организации государственной
службы и её модификациям,
вызываемым потребностями совершенствования
управления и уровня деятельности
государственных органов. Обеспечение
устойчивости и стабильности
институтов государственной службы
сочетается с административными
реформами. В Англии такая
реформа была проведена в
1970, в США в 1978 принят
Закон о реформе государственной
службы, в котором акцент
сделан на улучшение механизма
комплектования кадров аппарата.
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках гос. службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения. В таком смысле гос. служба охватывала все категории работников, занятых не только в гос. аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить её содержание была трактовка гос. службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего гос. аппарата. И почти во всех учебниках по административному праву, вплоть до самых новых, гос. служба трактуется в широком смысле как выполнение служащим своих обязанностей во всех гос. организациях, а в узком смысле - как выполнение им обязанностей только в гос. органах.
В
Законе «Об основах гос. службы
РФ» под гос. службой (ст.
2) понимается профессиональная
деятельность по обеспечению
исполнения полномочий гос.
органов. Таким образом, не
является гос. службой работа
в качестве служащих гос.
предприятий, организаций и
учреждений. Не является гос.
службой работа и в самих
гос. органах по договорам
(контрактам), заключённым в
соответствии с трудовым или
гражданским законодательством.
И, конечно, действие Закона
не распространяется на служащих
частного сектора, какие бы
высокие и общественно значимые
должности в этом секторе
они не занимали. Все эти
категории служащих полностью
подпадают под режим частного
права.
Однако
не менее важной для уяснения
предмета и пределов действия
Закона является ст.1, в которой
определяются должности, исполнение
обязанностей по которым не
относится к государственной
службе. Гос. должности - это
должности в федеральных, региональных
и иных государственных органах,
устанавливаемые Конституцией, фед.
законами, Конституциями и Уставами
субъектов Федерации с определённым
кругом обязанностей по исполнению
и обеспечению полномочий данного
гос. органа.
Гос. должности подразделяются на:
Перечень гос. должностей категории «А», «Б» и «В»
даётся
в Реестре гос. должностей
РФ. (см. приложение 1)
В целях технического обеспечения деятельности гос. органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к гос. должностям.
В соответствии
с п.1 ч.2 ст.2 Закона к
гос. службе относится только
исполнение должностных обязанностей
лицами, замещающими гос. должности
категорий «Б» и «В». При
этом гос. служба на гос.
должностях категории «Б» ограничена
сроком, на который назначаются
или избираются соответствующие
лица, замещающие должности
категории «А».
Гос. служба организуется и действует исходя из равного соответствует ч.4 ст. 32 Конституции РФ, а также ст.25 п. «С» Международного пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966. Принцип равного доступа к гос. службе означает равное право граждан на занятие любой гос. должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Не допускается установление при приёме на гос. службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Право поступления на гос. службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 60.