Особенности государственной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:35, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение особенностей государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие государственной службы;
- рассмотреть основные принципы государственной службы;
- рассмотреть систему и виды государственной службы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….
Понятие и правовые основы государственной службы в РФ…………..
Принципы государственной службы……………………………………..
Система государственной службы в РФ и ее виды……………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


37

 

 

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………….

Понятие и правовые основы государственной службы в РФ…………..

Принципы государственной службы……………………………………..

Система государственной службы в РФ и ее виды……………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы ………………………………………………………....

Введение

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной гражданской службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной гражданской службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Государственная гражданская служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

В настоящее время данная тема весьма актуальна - широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов на эту тему. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месту государственной гражданской службы в современном российском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

Законодательство о государственной службе Российской Фе­дерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных слу­жащих - условия и порядок их работы, права и виды поощ­рения, обязанности и ответственность, прекращение ими го­сударственной службы и т. п.

Основные источники этого законодательства - это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ.

Основной целью данной работы является рассмотрение особенностей государственной службы в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать понятие государственной службы;

- рассмотреть основные принципы государственной службы;

- рассмотреть систему и виды государственной службы.

 

 

Понятие и правовые основы государственной службы в РФ

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.[1]

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ[2]. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Также правовую основу составляет Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.[3]

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;

соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.[4]

Таким образом, в определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:

государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;

обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

В Конституции Российской Федерации не содержится однозначного ответа на вопрос, в чьем ведении находится сфера нормативного правового регулирования государственной гражданской службы. До принятия Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" многие ученые считали, что государственную службу можно отнести к подотраслям административного законодательства, а значит, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Некоторые специалисты обоснованно полагали, что этот вопрос не имеет однозначного толкования.

По сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ введен новый термин "государственная гражданская служба", который отражает и введение нового института государственной гражданской службы в законодательную практику.

В Конституции Российской Федерации не содержится такого понятия, как "государственная гражданская служба". В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Закона государственная гражданская служба является одним из видов "государственной службы", а потому является частным понятием по отношению к понятию "государственная служба", которая в соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Если буквально следовать положению только статьи 71 Конституции Российской Федерации[5], то введение в конституционно-правовую практику нового вида государственной службы не имеет под собой оснований. Однако такое утверждение имело бы неоспоримый характер, если бы в пункте "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации не было бы употреблено ключевое прилагательное при понятии "государственная служба" - "федеральная" ("федеральная государственная служба"). Использование этого прилагательного указывает на то, что существует и другой вид государственной службы - "государственная служба субъектов Российской Федерации". Такое заключение выводится из наличия в Конституции Российской Федерации таких понятий, как "система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти", "федеральная государственная собственность", "федеральный бюджет", и др. в совокупном их рассмотрении с положениями статьи 10 и статьи 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающими, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (принцип разделения властей "по горизонтали") и на двух уровнях "по вертикали" - государственную власть Российской Федерации и государственную власть субъектов Российской Федерации. Таким образом, путем логического анализа положений Конституции Российской Федерации можно прийти к выводу о том, что Конституцией Российской Федерации предусматривается подразделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Что же касается содержания каждого из понятий государственной службы, то оно может быть выведено из содержания предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К федеральной государственной службе должны быть отнесены все виды (типы, формы и т.д.) государственной службы, которые обеспечивают реализацию вопросов, входящих в перечень вопросов исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) и в перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72). К государственной службе субъектов Российской Федерации должны быть отнесены виды (типы, формы и т.д.) государственной службы, которые обеспечивают реализацию вопросов, входящих в перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72), а также вопросов исключительного ведения субъектов Российской Федерации (статья 73).

Очевидно, что нормативное правовое регулирование вопросов федеральной государственной службы является исключительным полномочием Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации, обеспечивающей реализацию вопросов, входящих в перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72), - совместным полномочием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации, обеспечивающей реализацию вопросов, входящих в перечень вопросов исключительного ведения субъектов Российской Федерации (статья 73), - исключительным полномочием субъектов Российской Федерации.

Несмотря на логическую непротиворечивость предлагаемых заключений с формально-юридической точки зрения, они не могут служить обоснованием допустимости расширения федеральным законом перечня вопросов совместного ведения, содержащихся в статье 72 Конституции Российской Федерации, как это сделано в части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". В части 4 статьи 2 этого Закона указывается, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Такое толкование могло бы быть допустимым, как на это справедливо указывают исследователи[6], если бы правовое регулирование государственной гражданской службы осуществлялось в рамках административного и трудового права. В то же время положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы выведено из предмета регулирования трудового права. В статье 73 указанного Закона устанавливается, что законодательство Российской Федерации, содержащее нормы трудового права, применяется к отношениям, связанным с государственной гражданской службой в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. В отличие от Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ и Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в Федеральном законе от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусматривалось, что на государственных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ.

Косвенно нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы выведено и из предмета регулирования административного права, поскольку в статье 74 указанного Федерального закона специально оговорено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе применяются постольку, поскольку они не противоречат этому Федеральному закону. В этой же статье устанавливается в том числе и приоритет норм этого Федерального закона по отношению к нормам федеральных законов, содержащих положения о государственной гражданской службе. Таким образом, несмотря на то, что в федеральном законодательстве о государственной службе нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно выведено из системы и административного, и трудового права.

Информация о работе Особенности государственной службы в РФ