Этика государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2 ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Понятие и специфика этики
2.1 Профессиональные этические кодексы
3 ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Обращение к основным этапам развития этики  обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться  в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначение, функции в  жизни и закономерность развития.

     В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

     Этика как разновидность духовно-теоретической  деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком  в обыденной жизни: что есть добро  и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются  этикой как учением о природе  добра и зла, идеала и долга, принципов  и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

     Но  для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные  и нормативные вопросы, этика  стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

     Таким образом, в развитом виде этика состоит  из:

  1. теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях
  2. практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

     Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит  так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего  – нравственных убеждений и принципов  поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических  ценностных ориентаций и высокой  нравственности.

     Вопросы этики государственного служащего  постоянно продолжают возникать. Это  означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что  – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

     Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета  государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.

     Объектом  исследования является государственная  служба.

     Предметом исследования выступают этика государственной  службы.

     Целью исследования является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.

     Задачи  исследования:

     - изучить понятие и основные принципы государственной службы    в    Российской Федерации;

    - дать определение понятию «этика», рассмотреть этические кодексы;

    - проанализировать особенности этики государственного служащего.

     Базой исследования послужили: материалы  официальных и специальных статистических источников, официальные материалы  государственных органов и ведомственных  изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.

     Для решения поставленных задач был  использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ  И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ   В    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  

    1. Общая характеристика государственной службы
 

     Государственная служба - сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

     Повышение роли государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществляются в России в настоящее время.

     Возрастание авторитета государственной службы, развитие и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научной, учебный и практический интерес к ней, в частности, к исследованию проблематики, связанной с государственной службой [4. C. 153].

     Изменились сами подход, методика и методология анализа проблем государственной службы: от догматического, партийно-коммунистического подхода обозначился переход к современному, цивилизованному исследованию и освещению этой проблематики. Прежде всего отброшен как дефектный и консервативный былой «основополагающий» принцип государственной службы, отражающий господство административно-командной системы и являющийся по существу ее неотделимой составной частью. Это так называемый принцип подбора кадров, работников, служащих по политическим и деловым признакам, который на практике означал отказ от принципов профессионализма и компетентности, подмену этих и других демократических и цивилизованных основ «принципами» партийной принадлежности, партийным угодничеством, подхалимством, волокитой бюрократизмом, другими отрицательными явлениями, поразившими все клеточки, участки государственно-служебной деятельности.

     Переход к новым прогрессивным методам  и началам функционирования цивилизованной и профессиональной государственной  службы - процесс сложный и длительный, требующий воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями. В такой реальной обстановке формируется и функционирует постепенно набираю силу и размах новая российская государственная служба.

     Наряду с государственной службой функционирует муниципальная служба, т.е. деятельность работников (служащих) муниципальных учреждений по осуществлению задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

     При этом надо иметь в виду следующее. Государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

     В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и управляющие административно-обслуживающие функции.

     Виды  государственной службы. Согласно ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

     государственная гражданская служба;

     военная служба;

     правоохранительная  служба.

     В целом можно сказать, что институт государственной службы постоянно  развивается и совершенствуется, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство и принимаются новые законы в этой области.  

    1. Принципы  государственной службы
 

     Принципы  государственной службы – это  основные, концептуальные начала и  догмы, положения и устои, на которых  покоится, держится вся система государственной  власти.

     Стоит привести, прежде чем переходить к  характеристике системы и отдельных  принципов государственной службы, мнение Григорьевой В.Л. о значении, понятии и характере указанных  принципов.

     В.Л. Григорьева полагает следующее.

     Вопрос  о принципах государственной  службы является важнейшим в структуре  института государственной службы, правовой системы не только РФ, но и  других стран мира. Термин «принципы  государственной службы» указывает  на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной  службы, а также на главнейшие юридические  положения в структуре одноимённого правового института. Муниципальная  служба, как и государственная  также имеет определённые принципы. Причём по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной  службы и муниципальной службы во многом совпадают [12. C. 91].

     Анализируя  принципы государственной службы, необходимо выделить следующие вопросы: 1) понятие  принципов государственной службы; 2) законодательное закрепление этих принципов; 3) виды и содержание принципов  государственной службы.

     Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» даёт развёрнутый  перечень принципов системы государственной  службы, формирующих её современную  концепцию. Согласно статье 3 ФЗ основными  принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

     федерализм, обеспечивающий единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     законность;

     приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

     равный  доступ граждан к государственной  службе;

     единство  правовых и организационных основ  государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной  службы;

     взаимосвязь государственной службы и муниципальной  службы;

     открытость  государственной службы и ее доступность  общественному контролю, объективное  информирование общества о деятельности государственных служащих;

     профессионализм и компетентность государственных  служащих;

     защита  государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

     Реализация  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут  быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие  их особенности.

     В рамках данного закона и ФЗ «О государственной  гражданской службе РФ» можно  выделить принципы гражданской службы (ст. 4)

     Принципами  гражданской службы являются:

     1) приоритет прав и свобод человека  и гражданина;

     2) единство правовых и организационных  основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

     3) равный доступ граждан, владеющих  государственным языком Российской  Федерации, к гражданской службе  и равные условия ее прохождения  независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и  должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также от других  обстоятельств, не связанных с  профессиональными и деловыми  качествами гражданского служащего;

Информация о работе Этика государственной службы