Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Этика  и этикет государственного служащего: особенности и проблемы»

Введение

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено  как важностью  нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением  к прошлому, так  и стремлением  разобраться в  существе морально-этической  проблематики на уровне современных знаний. История этических  идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы  их постановки и подходы  к их решению, как  углубляется понимание  природы морали, ее назначение, функции  в жизни и закономерность развития.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и  вместе с тем неповторимо  молодой отрасли  философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к  демократическому правовому  государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения  этики.

Это открывает возможности  для выработки  научных подходов к анализу состояния  кадров государственных  служб: критериев, методов  процедур оценки качеств  работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в  государственных  органах власти и  управления до сих  пор отсутствуют  технологии оценки кадров, на основе которых  можно было бы определить этический уровень  руководителя и специалиста.

Этика как разновидность  духовно-теоретической  деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться  способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком  в обыденной жизни: что есть добро  и зло? как следует  жить? К чему следует  стремиться и чего избегать? в чем  состоит назначение человека и имеет  ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы  осмысляются этикой как учением о  природе добра  и зла, идеала и  долга, принципов  и норм поведения  человека, назначения и смысла его жизни.

Но  для того, чтобы  убедительно обосновать ответы на эти важнейшие  смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Таким образом, в развитом виде этика состоит  из:

1) теоретической части  - учение о морали, ее происхождении,  сущности и функциях

2) практической части  - нормативной этики,  формулирующей цели  и принципы человеческой  жизни.

Важная  роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит  так называемому  мотивационному ресурсу  государственного служащего - нравственных убеждений  и принципов поведения, которые будут  способствовать воспитанию и формированию этических  ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего постоянно  продолжают возникать. Это означает, что  территория еще не исследована, что  существуют различные, частично конфликтующие  точки зрения о  её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что - это еще важнее - не ясны также измерения  оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета  государственного служащего  как одного из важнейших  факторов, влияющих на эффективность  работы государственной  службы

Объектом  исследования являются государственные  служащие ГУ МЧС по Амурской области

Предметом исследования выступают  этика и этикет государственного служащего (на примере ГУ МЧС  по Амурской области)

Цель  исследования заключается  в определении  особенностей и проблем  этики, определении  путей совершенствования  формирования этических  норм государственного служащего, как фактора  повышения эффективности  государственной  службы.

Цель  исследования реализуется  на основе решения  следующих задач:

1) Проанализировать  историко-философскую  и современную  научную литературу  с целью:

- изучить исторический  аспект этики

- дать определение  понятию «этика»

- выделить ее структурные  элементы

2) Охарактеризовать  современное состояние  этики государственного  служащего

3) Проанализировать  принципы профессиональной  и социальной компетентности  государственного  служащего.

4) Проанализировать  особенности и  проблемы формирования  этики государственного  служащего

5) Определить пути  совершенствования  формирования этических  норм государственного  служащего, как  фактора повышения  эффективности государственной  службы.

Методологической  основой исследования послужили научные  труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической  культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

Базой исследования послужили: материалы официальных  и специальных  статистических источников, в том числе  материалы социальной статистики, официальные  материалы государственных  органов и ведомственных  изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в  разовых и периодических  изданиях, в том  числе научных.

В исследовании принимали  участие государственные  служащие ГУ МЧС ПО Амурской области  количестве 60 человек. Исследование проводилось  анонимно, с полного  согласия респондентов

Для решения поставленных задач был использован  метод анализа  научной, исторической и современной  литературы по данной проблеме. Анкетирование  респондентов и опрос  респондентов.

1. Этика как явление:  теоретические аспекты

1.1 Исторический аспект  этики

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки - этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос - дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер /10/.

Нравственная  деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование  его жизни, на реализацию смысла своей жизни  и назначения. В  сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и  образ жизни с  нравственным идеалом, с представлениями  и понятиями о  добре и зле, должном  и сущем. Этим Аристотель определил предмет  науки, названной  им этикой /10/.

Развитие  этической мысли  проходило в три  этапа./20/

Первый  этап в развитии этической  мысли связан с  распадом родоплеменного строя и осмыслением  человеком себя как  личности, как «Я», выделенного из общего целого. /20/

Второй  этап - классический этап в развитии античной этики начался  с деятельности Демокрита (5 - 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие - не в обиходном смысле слова, - а удовольствие как философский термин. /20/

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка - это результат его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия - мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:

1) Идея о трехступенчатой  системе воспитания (семья,  школа, воспитание  через право).

2) Единство нравственного  и художественного  воспитания. Идея, о  сращивании нравственного  и художественного  воспитания, использовалась, прежде всего,  в разработке духовных  ценностей государства,  в символике, в  представлении образцов  требуемого поведения  и т.д.

Поздний этап - период значительного  ослабления античных государств. В этот период этика из единого  древа распадается  на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др./20/

Эпикур (древнегреческий  философ) - певец удовольствия, создатель концепции  гедонизма. Эпикур впервые  сформулировал положение  о разумности, рациональности человеческих потребностей (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Рациональность человеческих потребностей

 

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему  ограничения потребностей, тогда он будет  знать, что для  полноценного, достойного существования нужно  очень немного, и  оно вполне достижимо  собственным трудом. Тогда, если человек  лишится возможности  удовлетворять две  последние группы потребностей - это  не будет для него трагедией. Это положение  Эпикура взято  на вооружение всеми  элитными школами (Смольный институт и др.) - холодные обливания, простая  одежда и т.д./20/

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического  поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика»  здесь употребляется  в смысле «мораль», скорее всего, такое  словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям./24/

Становление норм этики относится  к периоду раннего  рабовладельческого общества, когда стали  оформляться первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом  обществе Древней  Греции начали складываться первые прообразы  будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии  появилась в среде  людей, призванных служить  человеку. /24/

Мораль  первоначально складывается в среде профессий, представители которых  непосредственно  при выполнении своего профессионального  долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители  при храмах и т.п. В этих контактах  они могли оказывать  воздействие на физическое и моральное состояние  людей, причинить  им вред, дестабилизировать  общественную обстановку. Количество норм в  первых этических  кодексах было невелико. Они затрагивали  наиболее общие аспекты  профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления моральных норм.

Второй  этап в развитии профессиональной морали наступает  в эпоху позднего средневековья, к  этому послужило  несколько причин./24/ Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

1) значительно расширился  круг профессий,  в отношении которых  формировались нравственные  требования, в основном  за счёт профессий,  которые контактировали  с населением не  напрямую, а через  результат своего  труда.

Яркими  свидетельствами  данного процесса являются кодексы  ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

2) Нормы внутри профессиональных  нравственных кодексов  стали делиться  на две ярко  выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение  и отношения внутри  профессии и нормы,  определяющие отношения  представителей профессии  с остальным населением.

Данное  деление было вызвано  тем, что к этому  моменту люди оценили  то, насколько оценка и признание их труда зависит  от особенностей труда, поведения и отношения  к профессии их коллег по ремеслу. Это  связано с тем, что в Западной Европе в это время  бурно развивались  города, торговля, поэтому  люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего  этот товар. Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега /24/. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми её положительными и негативными чертами /24/.

Информация о работе Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы