Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

3) Стали складываться  моральные нормы,  а впоследствии  и кодексы таких  социальных институтов, как армия, церковь,  медицина и др.

Эти нормы объединяли едиными нравственными  требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии  есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и  другие воинские профессии; в медицине - врачи, сиделки, медсёстры  и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось  их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в  этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения  внутри государств, но и на международные  отношения, представляя  и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут  служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий  период в развитии этики наступает  в XX веке, вернее в  его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации - высочайший уровень  развития науки, формирование единой мировой системы  хозяйства и мировых  систем коммуникаций, высочайший уровень  кооперации в процессе производства, всё  возрастающий уровень  техногенной опасности  существованию каждого  отдельного человека и Земли в целом./24/

Вторым  важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации  не просто в рамках профессии, а в  её отдельных направлениях.

Таким образом, этика берет  свои начала со времен Аристотеля. В русле  философских течений  высказывание этических  идей выражалось в  чувственно - образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к  тому, что практически  не осталось профессий, которые не имели  бы в рамках своей  деятельности специальных  нравственных требований.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и  вместе с тем неповторимо  молодой отрасли  философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к  демократическому правовому  государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения  этики

Современная дискуссия об этике  государственного служащего  обязана своим  возникновением антагонизму - мнимому или действительному - морали и хозяйства, этики и этикета /27/. Во взаимозависимых, фундаментально определяющих сосуществование  людей сферах вступают в конфликт, согласно этому распространенному  взгляду, два самостоятельных  требования по отношению  к действию, а именно мораль и рентабельность./27/

Таким образом, основой  этики являются моральные  нормы. Эти нормы  основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также  социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и  понятий. Понятие  ценностей подразумевает  те из них, которым  общество или каждый индивид оказывает  свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

1.2 Понятие этика  и этикет, категории  и специфика этики

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического  поведения. Термин этика  отсылает нас к  системе ценностей, посредством которой  человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо  или несправедливо./8/ Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Этика - это наука о  поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Явление, которое изучает  этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее - с 1 в. до н.э. - получило название Мораль /8/

Сложность определения этичности  некоторого действия заключается в  том, что разные индивидуумы  придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным  восприятием того, что такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто  ситуацию нельзя описать  в черно-белых  красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская  ориентация человека также может определять то, как он будет  действовать в  специфической ситуации (Рисунок 2).

Абсолютист  верит в то, что  каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» - независимо от последствий, к которым оно  приводит./8/

Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее  предписанную систему  ценностей) принимает  решения на основании  рационального выбора

Рисунок 2 - Философская ориентация человека

Принятие  решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая в  реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится  где-то между этими  тремя типами. Они  принимают решения  исходя из сложного комплекса установок, в число которых  входят установки  на искренность, верность обещаниям, преданность  и чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:

1) общественным интересам;

1) интересам клиента;

2) должны соответствовать  личным ценностям  /8/.

В идеальном мире все  эти установки  не должны конфликтовать  друг с другом. Однако в реальности очень  часто их конфликт неизбежен. Большинство  профессиональных организаций, так же как и  многие фирмы, имеет  свои собственные  кодексы этики. Принято  считать, что документы, которые называют также кодексами  профессионального  поведения, устанавливают  приемлемые норы поведения  для профессионалов и сотрудников  организации. Кодексы  имеют и такие  организации, как  Общество связей с  общественностью  Америки и Международная  ассоциация специалистов, занятых в сфере  деловой коммуникации./39/

Этика стала накапливать  практический материал и осмысливать  возникновение, развитие, основные механизмы  частных, специфических, особенных этических  систем (Рисунок 3).

Основные  категории этики:

добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука  этика раскрывает сущность морали и  моральной деятельности человека. Нормы формируются  на уровне общественного  сознания, и это  отражается категориями  «добро и зло». Но в практику эти  нормы воплощаются  только через поведение  конкретного человека, после того как  информация о норме  пропущена через  индивидуальное сознание, - это отражается категориями  честь, достоинство  и совесть. Но что  бы мы ни делали, мы всегда действуем среди  людей и по отношению  к людям. Личные поступки описываются категориями  долг и ответственность./9/

 

Рисунок 3 - Особенные этические  системы

Добро и зло - предельно  общие категории, дающие оценку с позиции  интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро  может фигурировать как благо, как  польза, зло - это  вред.

Совесть, честь, достоинство - категории, характеризующие  уровень индивидуального  морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет  репрессивную функцию, она сравнивает общественно  признанное понимание  добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести  людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации  совести

Честь - это те границы, которые  устанавливает себе сам человек, в  рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает  даже более узкие  границы, чем право.

Долг - социальный заказ  от общества к человеку, социальные ожидания,

оформленные в представлениях о добре и зле  соответственного исторического  периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет  свой долг - его представления  иллюзорны. Полностью  мы осознаём свой долг во время прямого  столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, - усваивая представления  о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. /30/

Познание  нравственной необходимости - это не призыв следовать  сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной  возможности выбора, поступить так  или иначе (возможность  выбирать), субъективное знание альтернатив  поступка и возможность  следовать нравственному  идеалу - это способность  выбирать.

Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих  специфическим обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации  труда. Например, можно  говорить о формировании специальных нравственных требований для сотрудников  вертикали социального  обеспечения, или  служб налоговых  инспекций, а также  для тех подразделений  государственных  органов, которые  используют в своей  деятельности элементы бизнес - деятельности, работу на конечный результат и т.п./38/

Специфика ответственности  на современном уровне развития кооперации труда заключается  также в том, что  достижение конечного  результата немыслимо, если где-то на промежуточных  этапах допускается  сбой и некачественный труд. При этом может  оказаться совершенно неважным как уровень  квалификации, так  и должностные  функции. Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы  формирования ответственности  учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала  меняться, достигнув  нового качества в  развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности./6/

Требования  этики государственного служащего становятся всё более сложными. Общество не может  полагаться только на традиционные механизмы  их усвоения. Поэтому  в практику этического воспитания входит /11/:

1) Создание этических  ассоциаций;

2) Широко распространяется  практика разнообразных  инструкций, памяток,  в которых обращается  внимание на возможные  отступления от  этических стандартов, которые могут  быть совершены  случайно, по недооценке  психологии работающих, по невозможности  отслеживать новейшие  данные гуманитарных  и обществоведческих  дисциплин

Таким образом, этика - это  наука о поведении  людей, нравах и обычаях  в поведении. Этика  государственного служащего - это добросовестное отношение к своим  профессиональным обязанностям, включающее такие  понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.

Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями  различных групп  интересов, и в  процессе этого общения  стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность  достижения согласия интересов в различных  вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее  становится процесс  принятия решения (нужно  стремиться удовлетворить  как можно больше групп населения, а вместе с тем  возрастает количество вариантов в принятии решения) /22/

Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

 
1 Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия происходит в зависимости  от специфики и содержания труда.

 
2 Корректность  межличностных отношений.

Человек в сфере  своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы  как можно меньше возникало межличностных  конфликтов, и чтобы другим людям  было комфортно работать рядом с  ним при прямом и косвенном  межличностном контакте.

 
3 Ответственность.

Это та часть  требований долга, которую человек  принимает на себя, и за отступление  от которых готов нести ответственность.

 
     

Информация о работе Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы