Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

Государственные служащие предстают  в виде разновидности  бюрократической  общности чиновников, члены которой  осуществляют на профессиональной основе публичную, имеющую  опосредованно или  непосредственно  властную, управленческую природу, социально-обслуживающую  деятельность. Эта  деятельность может  быть представлена как  совокупность конкретных видов профессиональных услуг, осуществляемых государственными служащими  по отношению к  населению в соответствии с полномочиями /34/.

Особенность социально-профессиональной группы государственных  служащих состоит  в том, что она  имеет единую ментальную основу (бюрократическое  сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.

Большинство современных государственных  служащих не имеет  образования по специальности, поэтому можно  говорить не только о профессиональной адаптации на новом  месте работы, но и о вторичной  профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального  обучения. Для служащих органов власти, впервые  поступивших на службу, эти процессы совпадают  по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального  переобучения этой категории  служащих для ускорения  процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления  группы государственных  служащих направлено, прежде всего, на повышение  эффективности и  оптимизацию первичного структурного звена  всей управленческой системы российского  социума - системы  государственной  службы /34/.

Профессии дифференцируются в  зависимости от степени  сложности и ответственности  выполняемой работы и отражающимся в  общественном сознании в виде престижа профессии: на простые и сложные, низшие и высшие, или на занятия, с  одной стороны, и  собственно профессии, с другой стороны. Подобное разделение имеет глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования, обосновать правомочность конструирования профессии (группы профессий), связанной с государственной службой. Профессия (профессии) государственных служащих носит синтетический, комплексный характер. Она (они) включает такие институционально оформленные виды жизнедеятельности людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и др. /37/.

В содержании профессии  государственных  служащих в первую очередь находит  отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых  видов трудовой деятельности. Они соответствуют  тем формам вопросов, которые приходится решать государственным  служащим. К ведению  органов государственной  власти субъекта РФ относятся вопросы  социальной поддержки  и социального  обслуживания социально  уязвимых категорий  населения, пожилых  людей, инвалидов, граждан, находящихся в  трудной жизненной  ситуации /25/.

В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами  и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными  образами, социальной ролью, социально-психологическим  климатом профессионального  пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных  этапов и состояний  индивида) выступает  в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает  процессом ориентации, выбора, освоения и  реализации индивидом  своих сущностных сил в рамках конкретного  профессионального  занятия. В результате профессионализации и включения людей  в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих /25/.

В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии) государственных  служащих в жизнедеятельности  личности формируется  устойчивая профессиональная ориентация, выбор  профессии. В ходе получения профессионального  образования закладываются  основы профессиональной квалификации, а следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его профессиональной деятельности /25/.

Развитие  социальной компетентности государственных  служащих и его  влияние на повышение  их профессионализма рассматривается  нами как один из главных факторов, обусловливающих  эффективность государственной  службы. В то же время, очевидно, что без  экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм /2/.

Специфика влияния социальной компетентности государственных  служащих на их профессионализм  связана с реализацией  групповых интересов  граждан путем  организации работы субъектов хозяйственной  деятельности в рамках социальной и экономической  инфраструктуры территории. Профессионализм  чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную  деятельность собственника, а также на его  менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о  создании надежной системы  государственной  службы, решения важнейших  вопросов стратегического  развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений /2/.

Социальная  компетентность государственных  служащих также является важнейшим детерминантом  становления и  развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных  служб. Определились в основном главные  элементы системы  этих служб.

Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных  служащих и их влияние  на повышение профессионализма, рассматривается  как один из главных  факторов, обусловливающих  формирование этики  государственной  службы.

2.2 Особенности этики  государственного  служащего

Актуальным  сегодня становится переход от различных  форм профессиональной подготовки к совершенствованию  ее содержания, в  том числе и  этики. В современном  обществе постоянно  возрастает внимание к вопросам этики  государственных  служащих. Это обусловлено  все более выраженной зависимостью перспективы  развития человеческой цивилизации от тех  моральных принципов  и норм, которыми служащие руководствуются  в своей деятельности /54/.

Проблемы  этической регламентации  деятельности государственных  служащих сегодня  являются предметом  рассмотрения особой науки - биоэтики, в  рамках которой разрабатываются  основы моральной  регламентации взаимоотношений  государственной  службы и общества.

Этика государственного служащего  находится под  влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая  модель действия государственного служащего не может  быть простым следствием влияния общих  регуляторов. Государственная  служба как один из центральных элементов  социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими  словами, государственный  служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким  образом, этические  регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только  усвоенные и творчески  переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно  превышающие установленные  в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему  занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями  успешного осуществления  управленческой деятельности. Эти особенности  имеют комплексную  структуру, позволяющую  проявляться компенсаторному  механизму, благодаря  которому сильно выраженные способности могут  возмещать в управленческой деятельности недостаточное  развитие других. Качества и способности  персонала тесно  взаимосвязаны между  собой, разделить  их порой практически  невозможно. И все  же качества государственного служащего представляют собой результат  реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало  быть, способности  являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются  и раскрываются при  определенных условиях. А так как этика  это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит  и эффективность  деятельности государственного служащего и в  целом государственной  службы. Особенность  этики государственного служащего заключается  в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей  управляемой сферы /54/.

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие  качества: способности, умения, знания, опыт /9/. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

1) выявление потенциальных  возможностей государственного  служащего с целью  его повышения  по службе;

2) стимулирование повышения  квалификации и  роста профессионализма  служащих;

3) применение к служащему  мер стимулирования, либо ответственности;

4) формирование профессионального  кадрового потенциала  и резерва кадров;

5) поддержание стабильности  и законности в  государственной  службе.

С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы  кадровой политики государства, региона, области  должно происходить  в следующей последовательности: государственная  идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия  развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной  службы сложились  специфические возможности  для формирования профессиональной этики  чиновничества. Они  связаны /51/:

1) с внешними факторами  - экономическая,  социальная, политическая  ситуация, культурно-этнические  особенности развития  и др.

2) с внутренними  факторами - степень  сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно  выделить следующие  особенности этики  государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального  долга», «профессиональная  солидарность», всегда воспитывались и  воспитываются в  крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь  и ответственность  государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые  во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей  стране в настоящий  период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем  рассчитывать на преданность  государственных  служащих своему делу и будем вынуждены  заниматься удовлетворением  их личных потребностей, как это чаще всего  происходит и теперь /51/.

 

Таблица 2. Особенности  этики государственного служащего

 
1 становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и  стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)
2 уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик  
3 уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;  
4 содержание  профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной  составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;  
5 содержание  профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом  коррелирует с качеством и формой профессионального образования;  
6 социальная  адаптация государственного служащего  к общественным преобразованиям  находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;  
7 этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;  
8 уровень этики государственного служащего  не зависит от степени карьерных  предпочтений;  
9 уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;  
10 на  оценку уровня этики  государственного служащего  населением влияют:

а) объективные причины - наличие в государственной  службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность  администрации

б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему  чиновничеству, личностные характеристики

 
11 социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики  государственного служащего;  
12 этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;  
13 информация, предоставляемая СМИ, оказывает  существенное влияние на формирование отношения населения к государственной  службе в целом и отдельным  ее представителям, зачастую не совсем адекватное.  
     

Информация о работе Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы