Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:41, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Государственные служащие предстают в виде разновидности бюрократической общности чиновников, члены которой осуществляют на профессиональной основе публичную, имеющую опосредованно или непосредственно властную, управленческую природу, социально-обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг, осуществляемых государственными служащими по отношению к населению в соответствии с полномочиями /34/.
Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих состоит в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.
Большинство
современных государственных
служащих не имеет
образования по специальности,
поэтому можно
говорить не только
о профессиональной
адаптации на новом
месте работы, но
и о вторичной
профессиональной социализации,
которая обычно происходит
в процессе профессионального
обучения. Для служащих
органов власти, впервые
поступивших на службу,
эти процессы совпадают
по времени: отсюда вытекает
необходимость
Профессии
дифференцируются в
зависимости от степени
сложности и ответственности
выполняемой работы
и отражающимся в
общественном сознании
в виде престижа профессии:
на простые и сложные,
низшие и высшие,
или на занятия, с
одной стороны, и
собственно профессии,
с другой стороны.
Подобное разделение
имеет глубокие основания
в самой структуре, генезисе,
а стало быть, и в функционировании
профессии. Оно помогает,
исходя из задач нашего
исследования, обосновать
правомочность конструирования
профессии (группы профессий),
связанной с государственной
службой. Профессия
(профессии) государственных
служащих носит синтетический,
комплексный характер.
Она (они) включает такие
институционально оформленные
виды жизнедеятельности
людей, как информационно-аналитическая,
консультативная, прогностическая,
проективная, административно-
В содержании профессии государственных служащих в первую очередь находит отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К ведению органов государственной власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых категорий населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации /25/.
В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих /25/.
В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии) государственных служащих в жизнедеятельности личности формируется устойчивая профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения профессионального образования закладываются основы профессиональной квалификации, а следовательно, и профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществлении профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных особенностей его профессиональной деятельности /25/.
Развитие социальной компетентности государственных служащих и его влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм /2/.
Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан путем организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной службы, решения важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений /2/.
Социальная компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
2.2 Особенности этики государственного служащего
Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности /54/.
Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.
Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».
Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы /54/.
При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт /9/. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:
1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
4)
формирование
5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.
С
нашей точки зрения,
в методологическом
плане построение
целостной системы
кадровой политики государства,
региона, области
должно происходить
в следующей
В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны /51/:
1) с внешними факторами - экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
2) с внутренними факторами - степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.
Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.
Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь /51/.
Таблица 2. Особенности этики государственного служащего
1 | становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население) | |||
2 | уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик | |||
3 | уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик; | |||
4 | содержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего; | |||
5 | содержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования; | |||
6 | социальная
адаптация государственного служащего
к общественным преобразованиям
находится в прямо |
|||
7 | этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие; | |||
8 | уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений; | |||
9 | уровень
этики в самооценках |
|||
10 | на
оценку уровня этики
государственного служащего
населением влияют:
а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики |
|||
11 | социально-экономическая
ситуация обусловливает |
|||
12 | этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней; | |||
13 | информация,
предоставляемая СМИ, оказывает
существенное влияние на формирование
отношения населения к |
|||
Информация о работе Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы