Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

Этика делового общения - это  принципы, отделяющие правильное поведение  от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт./22/

Этические нормы - система общих  ценностей и правил этики, соблюдение которых  требуется от государственного служащего.

Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а  по возможности и  гармонизация интересов. Размышляя об этических  аспектах, зачастую используется категория  ценности. Но очень  часто между конкурирующими ценностями возникает  конфликт. Уровень  морального развития как отдельно взятой личности, так и  службы в целом  определяется ориентацией  на гуманистические  универсальные принципы справедливости: равенство  человеческих прав и  уважение человеческого  достоинства /25/.

Основные  принципы и правила  поведения формируются  сегодня в этических  кодексах. Это могут  быть стандарты, по которым  живут отдельные  фирмы (корпоративные  кодексы), или правила, регулирующие отношения  внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)

1.3 Профессиональные  этические кодексы

Профессиональные  этические кодексы - утверждения о  системе ценностей  и нравственных устремлений  людей, принадлежащих  к определенной профессии, разработанные с  целью предотвращения коррупции, а также  для информирования общественности о  нормах поведения  для людей данной профессии./40/

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический  дух. Дух демократии предполагает ряд  убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают  его сторонников  ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки  бюрократической  этики предполагают, что государственные  чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми  полномочиями, основанными  на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается  в том, как лучше  следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические  кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические  принципы (Рисунок 4).

Введение  абстрактных положений  о ценностях, миссии, целях и философии  организации в  корпоративные этические  кодексы не исключают  отношения к ним  со стороны руководства  компаний просто как  к красивым словам, в то время как  этические стандарты  требований, предъявляемых  обществом к организациям, как правило, очень  высоки /45/.

От  государственной  службы требуется  решение различных  социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная  деятельность, повышение  качества жизни всех граждан общества. Специфическое для  морального сознания противоречие должного и сущего в этике  государственного служащего  вытекает из объективного противоречия между  морально-этическими целями и её основными  целями - достижением  успеха.

Рисунок 4 - Максимальные этические  принципы

1) Утилитаристский  принцип - предоставляет  наибольшее благо  наибольшему числу  людей;

2) Индивидуалистический  принцип - направлен  на достижение  чьих-либо долгосрочных  интересов.

Этические принципы не выдерживают  столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики  остаётся только этикет. Кодексы должны как  можно полнее отражать реальную ситуацию и  специфику организации, в которую они  принимаются. Кодексы  существенно различаются  как по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое хорошо и, что такое плохо. А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники Крей доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам» - таков стиль компании /45/.

Применительно к общению основной этический принцип  можно сформулировать таким образом: в  общении при принятии решения о том, какие ценности следует  предпочесть в  данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместима с нравственными  ценностями других сторон, участвующих в  общении, и допускала  координацию всех сторон.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная  служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено  самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной  воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели  государственной  службы, ее ведущие  принципы, нормы, требования к ее кадрам - все  содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная атмосфера  в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут  серьезно дискредитировать любые благие намерения  властей. В общественном мнении авторитет  государственного служащего  справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью /35/

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной  службы, одним из наиболее действенных  является, специально разработанный нормативный  Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики) /45/.

Подобный  кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании  и во многих других странах. В России он не принят до сих  пор. В то же самое  время еще в  Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств.

В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда - императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии /51/.

На  проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 г. был, справедливо отвергнут Государственной думой.

Таким образом, и сегодня  у нас нет подобного  этического кодекса, когда проблема формирования должной морали государственных  служащих стоит с  особой остротой. Необходимо четко разделять  требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных  документов к должностным  обязанностям, поведению  государственного служащего  и общественные требования к ним. Этический  кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного  или тем более, уголовного наказания  государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система  моральных норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения  должностных лиц  государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства./51/

В силу того, что в  кодексе собраны  воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой  для формирования  содержания должной  морали в сфере  государственной  службы;

2) призван помочь  государственному  служащему правильно  ориентироваться  в сложных нравственных  коллизиях, ситуациях,  обусловленных спецификой  его работы;

3) является важным  критерием для  определения профессиональной  пригодности человека  к работе в сфере  государственной  службы;

4) выступает как  инструмент общественного  контроля над нравственностью  государственного  служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван  содействовать укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан  к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных  и эффективных  действий всех государственных  структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе /51/.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное  лицо, занимающее определенное место в служебной  иерархии, как общественный деятель, оказывающий  влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо /13/.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное  решение. Этический  кодекс призван помочь государственному служащему  правильно разобраться  в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе  нельзя предусмотреть  всех коллизий, возникающих  в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса  не заменяют личного  нравственного выбора, позиции и убеждений  государственного служащего, его совести и  ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную  службу, добровольно  ограничивает некоторые  свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую  деятельность, избирательные  права и др. Это  обусловлено тем, что этические  нормы государственного служащего являются более строгими, чем  нравственные нормы  граждан, не занятых  в сфере государственной  службы. Высшие должностные  лица, госслужащие  любого уровня объективно наделены большей  властью и полномочиями.

Этические требования становятся более строгими, и  ответственность  тем больше, чем  выше статус государственного служащего./51/

Возможны  разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой  человеком при  приеме на государственную  службу, в виде особого  документа, с которым  он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия  ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после  оставления человеком  государственной  службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее  связанную с ним  служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в  личных интересах  конфиденциальной или  служебной информации и т.д.).

Общественный  контроль над соблюдением  государственными служащими  должной морали осуществляется посредством обращения  граждан в соответствующие, предусмотренные  законом, государственные  органы, через специально созданные для  этого объединения  граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному  совершенствованию, к росту своих  профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых  знаний/37/.

Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного служащего  есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения  должностных лиц  государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Этика государственного  служащего

2.1 Государственные  служащие как социально  - профессиональная  группа

В России «государственные служащие» традиционно  рассматривается, прежде всего, как чиновничество - группа должностных  лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных  организаций. В советский  период функционировала  в органах власти и в обществе группа государственной  бюрократии. Группы государственных  служащих не существовало. Поэтому сегодня  она как особая социально-профессиональная общность в нашей  стране находится  еще в стадии формирования /34/.

Информация о работе Этика и этикет государственной службы:особенности и проблемы