Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:17, доклад
Государственная служба Российской Федерации — по законодательству РФ, «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности
Государственная служба Российской Федерации — по законодательству РФ, «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации»
Система государственной службы включает в себя следующие виды:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба — по законодательству Российской Федерации, «вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Как явствует из определения государственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерации должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливается указом Президента, а государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Соотношение групп и должностей можно представить в следующем виде:
В соответствии с должностью государственной гражданской службы государственным гражданским служащим присваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группы должностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.
Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации
Правом поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18-ти лет и владеющие государственным языком Российской Федерации. Претендент на замещение должности государственной гражданской службы должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной должности.
За исключением ряда случаев, поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации осуществляется по результатам конкурса. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе публикуется объявление о приеме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в течение установленного времени должен представить в государственный орган необходимые документы. На втором этапе осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении.
Конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; при заключении срочного служебного контракта; при назначении государственного гражданского служащего на иную должность в случаях, когда он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, при сокращении должностей государственной гражданской службы, при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа; при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. Конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Военная служба — в России вид особой федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (см. статья 6, Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года).
Статус военнослужащего
Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных: • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам; • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.
Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.
Должности, звания и штат военнослужащих
Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трех элементов: 1. занимаемая воинская должность; 2. наличие конкретного воинского звания; 3. соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации. Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учётных (учётных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих. Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы. Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности). Таким образом, воинская должность есть учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица. Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа — это система его полномочий, то есть прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе — в сфере обороны и безопасности). Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы). Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, то есть не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник — полковник). П. 3 статьи 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей. Президент Российской Федерации утверждает: • единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; • общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Правоохранительная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержания.
Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.
Не менее важным признаком правоохранительной службы является и то, что она может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных органах, комплектуемых соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы.
В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. В связи с тем, правоохранительная деятельность носит многоплановый характер, осуществляется большим количеством органов, в данной дипломной работе будут рассмотрены лишь некоторые из правоохранительных органов, в которых проходит государственная правоохранительная служба.