Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие употребляется по-разному как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Оглавление

1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды.
Государственная служба.
2. Виды государственной службы
2.1. Федеральная государственная служба
2.2. Государственная служба субъектов РФ
2.3. Другие виды государственной службы
3. Управление государственной службой

Файлы: 1 файл

Государственная служба.docx

— 36.51 Кб (Скачать)

Государственная служба  

Содержание  

1. Государственная  и муниципальная служба: понятие,  виды.

Государственная служба.  

2. Виды государственной  службы  

2.1. Федеральная государственная  служба  

2.2. Государственная  служба субъектов РФ  

2.3. Другие виды  государственной службы  

3. Управление государственной  службой  

   

1. Государственная  и муниципальная служба: понятие,  виды и правовые источники  

1.1. Государственная  служба  

Понять сущность и выявить основные черты государственной  службы невозможно без предварительного определения видов общественно  полезной деятельности людей, которая  может осуществляться в следующих  формах:  

производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг;  

создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание  книг, статей, постановка театральных  спектаклей, разработка сценария, съемки фильма и пр.;  

социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение  и т.д.);  

государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества, т.е. таких, как:  

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);  

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных  ресурсов, торговлей, финансами и  кредитом, внешнеэкономической деятельностью);  

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними  и иностранными делами, юстицией)*;  

служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;  

общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального  интереса в различных сферах жизни  общества на безвозмездной основе  

Одним из важнейших  видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства  является служба. Это понятие употребляется  по-разному как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов  государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной  деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.  

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно  полезной деятельности) является государственная  служба. В учебниках по административному  праву государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками  государственных органов в целях  выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению  государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции  государства, которые оно выполняет  в лице государственных органов  и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государственной  службы можно определить лишь раскрывая  взаимосвязи и взаимозависимость  государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства*  

При осуществлении  служебной деятельности служащие различных  органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и  от организации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях* и иных негосударственных организациях (частных, коммерческих), в органах местного самоуправления Специфика службы как вида деятельности в различных организациях обусловливает установление в каждом конкретном случае особого статуса служащего. Например, по различным параметрам и признакам деятельности государственные служащие отличаются от служащих аппарата политической партии, общественного объединения, коммерческих организаций, муниципальных служащих.  

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они  исполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие  виды этой категории работников:  

1) служащие государственных  органов;  

2) служащие государственных  учреждений, предприятий, организаций  и объединений;  

3) муниципальные  служащие (служащие, занимающие должности  в органах местного самоуправления);  

4) служащие негосударственных  организаций;  

5) служащие общественных  объединений;  

6) служащие органов  управления международных, иностранных  и смешанных организаций.  

Под государственной  службой может пониматься любая  работа, выполняемая в государственных  органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой  подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций  по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем  случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции  государственных органов.  

В количественном отношении  среди служащих ведущее место  занимают государственные и муниципальные  служащие. Необходимость создания государственной  и муниципальной службы и ее правового  регулирования обусловлена самим  существованием государства с его  задачами и функциями, а также  потребностью в организации кадрового  потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и  судебной власти). Именно служащие действуют  как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей  и управляемой систем;  

именно их компетентность определяет реальное использование  возможностей управления с целью  установления требуемого правового  порядка в государстве и обществе.  

Государственная и  муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц  — сотрудников органов публичной  власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государственных  органов или органов местного самоуправления), которые входят в  структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком  смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов  местного самоуправления. В странах  Западной Европы публичная служба в  общем виде также есть выполнение чиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических  лиц публичного права.  

Государственную службу целесообразно исследовать с  двух точек зрения: как теоретическую  конструкцию и как практику законодательного (нормативно-правового) регулирования  государственно-служебных правоотношений.  

Государственная и  муниципальная служба может быть теоретически представлена и рассмотрена  в следующих аспектах:  

социальном,  т.е. “государственная служба как социальная категория — это профессиональное осуществление по поручению государства  общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в  государственных организациях”* ;  

политическом  —  как деятельность по реализации государственной  политики, достижению выработанных всеми  политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и  государстве; государственная служба — важнейший фактор стабильности в обществе, ибо от ее функционирования и эффективности зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;  

социологическом  — это практическая реализация функций  государства, компетенции государственных  органов; в этом смысле важно выявление  степени эффективности государственной  службы, практики и проблем ее функционирования. Орган управления представляет собой  совокупность служащих — людей, объединенных формально установленными целями в  рамках определенного типа административной (разновидности социальной) организации* ;  

правовом  — юридическое  установление государственно-служебных  отношений, при реализации которых  и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных  органов. Государственная и муниципальная  служба является сложным социально-правовым институтом, изучение которого требует  комплексного анализа его социальных и юридических основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные  отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность  служащих, прохождение государственной  службы, порядок возникновения и  прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институционность государственной службы. Государственная служба — комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий в себя множество пединститутов;  

организационном  — государственная служба связывается  со структурно-функциональными элементами государственного аппарата; она представляется как система, состоящая из следующих  элементов: формирование организационных  и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и  ответственность соответствующих  работников'; государственная служба — правовая основа, позволяющая  укрепить государство, усилить государственную  власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;  

нравственном  —  рассмотрение этических основ государственной  и муниципальной службы.  

Государственная и  муниципальная служба — это публичная  служба, т.е. служба в органах публичной  власти. С точки же зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Служащих частных организаций, предприятий, банков и прочих учреждений и организаций  лишь социологически можно выделить в системе служебных отношений;  

такое выделение  и соответствующая классификация  служащих не будет иметь юридического основания.  

Аналогичный подход можно наблюдать и в отношении  депутатов представительных органов  государственной (публичной) власти, т.е. социологически депутатская деятельность во многих современных странах все  более приближается к профессиональной работе. Однако депутаты не относятся  к государственным служащим Лица, занимающие высшие государственные  должности РФ (Президент РФ, руководители палат Федерального Собрания РФ, руководители органов представительной или исполнительной власти субъектов РФ, министры и  др.), также не состоят на государственной  службе. Они имеют публично-правовой должностной статус, но выполняют  свои полномочия лишь в течение определенного  периода времени Аналогичный  статус высших должностных лиц установлен и в странах Западной Европы и  Америки, т. е. они также не относятся  к публичной службе. Однако в системе  публичной службы этих стран возникает  противоречие между “временным”  характером исполнения чиновниками  должностных полномочий и принципом  пожизненного назначения на государственную  должность. Важные государственно-административные функции могут выполняться также  и частными лицами (например, частными нотариусами), которые к государственной  службе не имеют никакого отношения.  

В самом широком  теоретическом понимании государственная  служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т. е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных  органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных  органов, администрацию государственных (казенных) предприятий А.П. Алехин и Ю. М. Козлов сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах' Сюда же можно отнести и осуществление функций децентрализованного государственного управления лицами, занимающими должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муниципальной Не начиная дискуссии по этому вопросу, целесообразно уже в настоящее время объединить под термином “публичная служба” как государственную, так и муниципальную службу.  

Информация о работе Государственная служба