Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:41, курсовая работа
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие употребляется по-разному как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.
1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды.
Государственная служба.
2. Виды государственной службы
2.1. Федеральная государственная служба
2.2. Государственная служба субъектов РФ
2.3. Другие виды государственной службы
3. Управление государственной службой
Таким образом, в
соответствии с действующим
Общими признаками
государственной службы являются: 1)
замещение служащим государственной
должности государственной
Важнейшим вопросом
является реализация компетенции Российской
Федерации и компетенции ее субъектов
в сфере установления и правового
регулирования государственно-
2. Виды государственной
службы
В соответствии с
действующим законодательством
о государственной службе, основанном
на конституционно-правовом принципе
федерализма, выделяются следующие
виды государственной службы: федеральная
служба и служба субъектов Российской
Федерации. Законодатель определяет, что
государственная служба включает в
себя федеральную государственную
службу, находящуюся в ведении
РФ, и государственную службу субъектов
РФ, находящуюся в их ведении (ч. 3
ст.2 Федерального закона “Об основах
государственной службы РФ”).
Каждый вид государственной
службы имеет свое правовое оформление,
характеризуется особыми
2.1. Федеральная государственная
служба
В Положении о
федеральной государственной
Федеральная государственная
служба осуществляется на должностях
в аппарате федеральных органов
представительной, исполнительной и
судебной власти. Согласно п.1 Положения
о федеральной государственной
службе таковыми органами являются:
Администрация Президента
РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты
палат Федерального Собрания РФ, Конституционного
Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, Счетной
палаты РФ, федеральные государственные
органы, подведомственные Президенту
РФ и Правительству РФ, а также
иные должности в соответствии с
законодательством РФ. Таким образом,
установленный законодателем
Депутаты представительных
органов государственной власти
и судьи не относятся к служащим
федеральной государственной
Депутаты Государственной
Думы работают на постоянной профессиональной
основе и не могут находиться на
государственной службе (ч 2 ст 6 Федерального
закона “О статусе депутата Совета
Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации” от 8 мая
1994 г).
В соответствии с
принятым Президентом РФ 6 сентября
1995 г. Указом “О первоочередных мерах
по улучшению работы с кадрами
в системе государственной
2.2. Государственная
служба субъектов РФ
Государственная служба
субъектов РФ устанавливается законами,
принимаемыми органами законодательной
власти каждого субъекта РФ Поэтому
для выяснения правового
Как правило, законы
субъектов РФ о государственной
(и муниципальной) службе соответствующих
субъектов РФ определяют следующие
важнейшие блоки
конкретизация установленных
федеральным законодательством
ограничений для
Важной особенностью
правового регулирования
обеспечение гарантий
для государственных служащих; финансирование
государственной службы. Как видим,
субъекты РФ могут устанавливать
правовое регулирование не самых
важных (с точки зрения значимости
для практики) государственно-служебных
вопросов. Если субъекты РФ при регламентации
вопросов государственной службы отступают
от указанных вопросов и тем самым
превышают их полномочия, то принятый
закон необходимо приводить в соответствие
с федеральным законодательством. Законотворческая
практика субъектов РФ в области государственной
службы позволяет выделить характерные
противоречия федеральному закону* .
Таким образом, государственная
служба в субъектах РФ должна регулироваться
федеральными законами, указами Президента
РФ, законами субъектов РФ, которые
не противоречат федеральному законодательству.
Является сомнительной
точка зрения, согласно которой правовое
регулирование государственной
службы в субъектах РФ относится
к исключительному ведению
2.3. Другие виды
государственной службы
В соответствии с
конституционно-правовым принципом
разделения властей государственная
служба может быть подразделена на
службу в органах представительной,
исполнительной и судебной власти.
За этими рамками остается служба
как профессиональная деятельность
в органах прокуратуры, которая
также должна быть (и является по
существу) государственной. В Федеральном
законе “Об основах государственной
службы РФ” и в Положении о
федеральной государственной
Современная государственная
служба организуется и осуществляется
с учетом многообразия и специфики
сфер и отраслей государственной
деятельности. Поэтому к государственной
службе относят военную службу, службу
в органах внутренних дел, в таможенных
и налоговых органах, в органах
налоговой полиции и т.д. Правовое
регулирование этих и других специализированных
видов государственной службы характеризуется
системностью, охватывая службу в
органах всех уровней или службу
в соответствующих отраслях (сферах)
в целом.
В специальной литературе
общепризнано подразделение государственной
службы на два вида: гражданскую
(например, служба в государственных
органах РФ и ее субъектов, в администрации
области) и милитаризованную (например,
военная служба, служба в органах
внутренних дел, налоговой полиции,
таможенных органах, железнодорожных
войсках, горноспасательная служба)*.
Гражданская служба может быть
общефункциональной — это осуществление
общих, традиционных, “стандартных”
для всякой сферы деятельности государственно-служебных
функций, не отличающихся отраслевой спецификой
(например, деятельность персонала в администрации
области, ее отделах и департаментах, в
министерствах, государственных комитетах,
комитетах и т.д.); специальной —
это реализация особо установленных в
нормативных правовых актах полномочий
служащих, занимающих должности в государственных
органах, имеющих ярко выраженную отраслевую
компетенцию, которая налагает отпечаток
на практическую деятельность персонала
(например, судейская, дипломатическая
служба, служба на железнодорожном транспорте,
деятельность государственного нотариуса)
Гражданская служба и милитаризованная
могут включать в себя различные подвиды
этих служб, которые объективно необходимы
государству и созданы им для реализации
специальных функции и особой внутриотраслевой
компетенции.