Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Целью данного исследования является выявления особенностей протекания конфликтов у подростков.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературы по данной теме;
2) Подробно ознакомиться с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться с характеристикой подросткового возраста, его особенностями;
4) Найти и сравнить гендерные различия по полу в проявлении конфликтности (агрессивности);
Введение…………………………………………………………………………3-4
1 Конфликт………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и виды конфликта………………………………………………...5-8
1.2 Структура конфликта……………………………………………………..9-13
1.3 Разрешение конфликта и основные стратегии в конфликтной ситуации………………………………………………………………………14-17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………18
2 Возрастные особенности протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29
Министерство образования науки Российской Федерации
Пензенский
государственный педагогический университет
имени В. Г. Белинского
Курсовая работа по «Психологии»
На тему
«Особенности протекания конфликтов в
учебном коллективе».
Выполнила студентка группы 21ФК
Грызункина К. Ю.
Проверил
– Мартынов М. В.
Пенза 2011
План
Введение…………………………………………………………
1 Конфликт…………………………………………………………
1.1 Понятие и
виды конфликта…………………………………………
1.2 Структура конфликта…………………………………………………….
1.3 Разрешение
конфликта и основные
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………
2 Возрастные особенности
протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика
подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия
в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В моменты общественных
катаклизмов мы все отмечаем нарастание
ожесточения, зависти, нетерпимости друг
к другу. Это связано с исчезновением
в результате так называемой перестройки
системы запретов, воспитания, строгого
соблюдения законов, что приводит к проявлению
низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский)
- к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность
– помеха при формировании
отношений, морали, общественной
деятельности людей.
Сейчас, как
никогда, важно с детских лет
воспитывать у детей
Для этого
педагогу надо хорошо овладеть
умениями и навыками предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций, так
как проблема взаимодействия участников
педагогического процесса приобретает
все большую остроту для современной школы.
В многочисленных
публикациях о проблемах
Это придает
особую актуальность
Целью данного
исследования является выявления особенностей
протекания конфликтов у подростков.
В данной работе
поставлены следующие задачи:
1) Изучить и
проанализировать литературы
2) Подробно ознакомиться
с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться
с характеристикой
4) Найти и
сравнить гендерные различия
по полу в проявлении
В нашей исследовательской
работе использовались такие методы как:
теоретический анализ литературы, обобщение
психолого-педагогического опыта, теоретический
анализ, проблемы и предметы исследования.
Также использовались мыслительные операции
как: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
конкретизация, систематизация.
1 КОНФЛИКТ
1.1 Понятие и
виды конфликта
В словаре практического
психолога конфликт трактуется так: конфликт
- это столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая:
1) Либо противоречивые
позиции сторон по какому-то
поводу;
2) Либо противоположные
цели или средства их
3) Либо несовпадение
интересов, желаний, влечений оппонентов
и прочие;
Шуркова также говорит,
что слово конфликт (от латинского conflicktus)
означает столкновение противоположных
интересов, взглядов, серьёзное, острый
спор. Это самый последний этап конфликта.
Помимо определения,
в словаре психолога - практика приводятся
и некоторые виды конфликтов, также как:
конфликт внутриличностный (конфликт
внутрипсихический) - как правило, порождение
амбивалентных стремлений субъекта. В
психоанализме З.Фрейда - изначальная
и постоянная форма столкновения противоположных
принципов, влечений, амбиволентных стремлений
и прочего, в каких выражается противоречивость
человеческой природы. Конфликт может
выступать, например, как форма взаимодействия
противоречивых импульсов бессознательного
и сознательного - Оно и Сверх - Я.
Конфликт межгрупповой
в нем в качестве субъектов
выступают группы, преследующие цели,
несовместимые с целями противостоящий
группы. Развитие конфликта обычно
идет в такой последовательности:
1) Постепенное
усиление участников конфликта за счет
введений все более активных сил, а также
за счет накопления опыта борьбы;
2) Увеличение
количества ситуаций
3) Повышение
конфликтной активности
4) Нарастание
эмоциональности напряженности,
5) Изменение отношения
к ситуации проблемной и конфликта в целом.
Конфликт межличностный
- существует две формы его - конструктивная
(конфликт продуктивный) и неконструктивная.
Неконструктивный конфликт межличностный
возникает, когда один из оппонентов
прибывает к нравственно осуждаемым
методам борьбы, стремится психологически
подавить партнера, дискредитируя и унижая
его в глазах окружающих. Обычно это вызывает
яростное сопротивление другой стороны,
диалог сопровождается взаимными оскорблениями,
решение проблемы становится невозможным,
отношения межличностные разрушаются.
Конструктивным конфликт межличностной
бывает, лишь, когда оппоненты не выходят
за рамки деловых аргументов и отношений.
При этом могут наблюдаться различные
стратегии поведения. Так, выделяются:
1) Соперничество
(противоборство), сопровождается открытой
борьбой за свои интересы;
2) Сотрудничество,
направленное на поиск решения,
3) Компромисс - урегулирование
разногласий через взаимные
4) Избегание, заключается
в стремление выйти из конфликтной ситуации,
не решая её, не уступая своего, но и не
настаивая на своем;
5) Приспособление
- тенденция сглаживать
Конфликт невротический
- противоречие между личностью и значимыми
для неё сторонами действительности, непродуктивно
и нерационально разрешаемое, что сопровождается
появлением болезненно тягостных переживаний
неудачи, неудовлетворения потребностей,
недостижимости жизненных целей, невосполнимости
потери. Нарушение значимых, жизненных
отношений человека, активизирующегося
в психотравмирующих ситуациях. Закладывается
преимущественно в детстве, в условиях
нарушенных отношений с окружающим микросоциальным,
особенно с родителями.
Конфликт организационный
- столкновение противоположно направленных
организационных позиций индивидов или
групп безотносительно целей друг друга.
Обычно возникает в ситуации, когда нужно
резко изменить привычный тип деятельности,
перейти к новым организационным структурам,
конверсии и примерам.
Конфликт патогенный
- болезнетворная форма конфликта
психического, образуемая в результате
столкновения между влечениями Я
и влечениями сексуальными - между
Я и сексуальностью.
Конфликт продуктивный
(конфликт конструктивный) - конфликт,
позитивно влияющий на структуру, динамику
и результативности социально психологических
процессов, служащий источником самосовершенствование
и саморазвитие личности.
Конфликт психический
- постоянный элемент душевной жизни,
характерный, беспрерывным столкновением
влечений, желаний, систем психических
и сфер личности. При соединении внешне
вынужденных отказов от удовлетворении
любого конфликта психический становится
конфликтом патогенным.
Конфликт этнический
- форма конфликта межгруппового,
когда группы с противоречивыми
интересами поляризуются по этническому
признаку. Их источником обычно является
вне этические социально политические
и экономические противоречие. Нарастание
конфликта сопровождается:
1) Ростом этноцентризма,
свойственно в некой степени
самосознанию этническому любого уровня
развития;
2) Усилением
интенсивности циркуляции в
Внутренним (собственно
этническим) источником конфликта может
быть столкновение национальных интересов
- тех же социально политических и экономических
интересов, но признаваемых на уровне
самосознания национального фундаментального
жизненными потребностями этой общности
этнической. Осознания этих интересов
все большей частью данной группы этнической
в ситуации столкновения приводит к осознанию
угрозы этим интересам и потребности защищать
их с другим источником конфликта может
стать политизация этнической принадлежности
процесс, в коем противостоящие слои и
группы социальные поляризуются по этническому
признаку. Особую остроту и размах конфликт
может приобрести от большого эмоционального
потенциала самосознания этнического,
от возможности быстрой консолидации
всех групп социальных этой обязанности
по этническому признаку.
Конфликт Я
Сверх Я (конфликт Я и Я-идеала, Конфликт
Я и Сверх Я) - форма отражения противоречий
реального психического, мира внешнего
и внутреннего.
Козырев Г.И. в
своей книге «Введение в конфликтологию»
дает ещё такое понятие, как социальный
конфликт - это столкновение сторон, мнений,
сил. Причинами могут быть самые разные
проблемы жизни: материальные ресурсы,
важнейшие жизненные установки, властные
полномочие, статусно-ролевые различия
в социальной структуре, личностные (эмоционально
психические) различия. Конфликты охватывают
все сферы жизнедеятельности людей, всю
совокупность социальных отношений, социальных
взаимодействий. Конфликт, по сути, является
одним из видов социального взаимодействия,
субъектами и участниками которого выступают
отдельные индивиды, большие и малые социальные
группы и организации.
Таким образом,
из всего выше сказанного можно сделать
следующий вывод: многие авторы (Г.И.
Козырев, С.Ю. Головин, Н.Е. Шурков и другие)
рассматривали конфликт и почти все сходится
во мнениях о том, что конфликт - это столкновение
взглядов, серьёзное разногласие и не
в коем случае его нельзя оставлять без
внимания.
Также, в этом
параграфе нами были рассмотрены
некоторые виды конфликтов. В жизни
нам встречаются разного рода
конфликты и если посмотреть внимательно,
можно увидеть (исходя из видов), что
один вид может включать в себя другой
(например: межэтнические - патогенные
и так далее), и в зависимости от вида мы
и будем искать пути решения (разрешения)
конфликта.
Информация о работе Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе