Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявления особенностей протекания конфликтов у подростков.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературы по данной теме;
2) Подробно ознакомиться с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться с характеристикой подросткового возраста, его особенностями;
4) Найти и сравнить гендерные различия по полу в проявлении конфликтности (агрессивности);

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
1 Конфликт………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и виды конфликта………………………………………………...5-8
1.2 Структура конфликта……………………………………………………..9-13
1.3 Разрешение конфликта и основные стратегии в конфликтной ситуации………………………………………………………………………14-17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………18
2 Возрастные особенности протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии сделанная.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

1.2 Структура  конфликта 
 

1) Субъекты и  участники конфликта. 

Г.И. Козырев в структуре конфликта выделяет субъекты, участников, объекты и стадии развития конфликта, но мы рассмотрим все по порядку, приводя мнения других авторов. 

Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами. 

Также не обходимо различать прямых и косвенных  участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Косвенные участники могут: 

а. Провоцировать  конфликты и способствовать его  развитию; 

б. Содействовать  уменьшению интенсивности конфликта  или полному его прекращению; 

в. Поддерживать ту или иную сторону или обе  стороны одновременно. 

Косвенные участники  конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может  выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. 

2) Объект конфликта. 

Одним из непременных  элементов конфликта является объект, то есть конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты  подразделяются на три вида: 

1. Объекты, которые  не могут быть разделены на  части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. 

2. Объекты, которые  могут быть разделены в различных  пропорциях между участниками  конфликта. 

3. Объекты, которыми  оба участника конфликта могут  владеть совместно. Это ситуация  «мнимого конфликта». 

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменить искомые мотивы, побудившие их к противоборству. 

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречие накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. 

Выявление основного  объекта - непременное условие успешного  решения любого конфликта. В противном  случаи он или не будет решен в  принципе (тупиковая ситуация), или  будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений. 

Помимо того, что мы ознакомились с объектами  и субъектами нам необходимо знать  и основные стадии развитие конфликта. Это необходимо для того, чтобы  предугадать, сделать прогноз и провести вовремя профилактику по разрешению конфликта и конфликтной ситуации, чтоб это не привело к трагедии. 

Козырев Г.И. в  своей книге «Введение в конфликтологию» предлагает нашему вниманию четыре стадии развития конфликта, а вот педагог Щуркова Н.Е. видит их три, называя этапами развития конфликта. Попробуем их сравнить: в чем сходится мнение педагога и психолога и в чем они различны. 

И так по Козыреву первая стадия называется - предконфликтная стадия. По его мнению, это - рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Эта стадия включает в себя социальную напряженность и инцидент. 

Социальная напряженность  не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения, которого могут быть самые различные. Назовем наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности: 

1. Реальные ущемление  интересов, потребностей и ценностей  людей. 

2. Неадекватное  восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях. 

3. Неверная или  искаженная информация о тех  или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и так далее. 

Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое  состояние людей. (« Это групповые эмоции» - говорил В.И.Сперанский) и до начало конфликта носит латентный (скрытый) характер. 

Саму предконфликтную  стадию, но условно разделить на три фазы развития, для которых  характерны следующие особенности  во взаимоотношении сторон: 

1. Возникновение  противоречий по поводу определенного  спорного объекта; рост недоверия  и социальной напряженности, предъявление  односторонних или взаимных претензий,  уменьшение контактов и так  далее. 

2. Стремление  доказать правомерность своих  претензий и обвинений противнику в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами и так далее. 

3. Разрушение  структур взаимодействия. Таким  образом, конфликтная ситуация  постепенно трансформируется в  открытый конфликт. Но само по  себе она может чувствовать долго и не перестать в конфликт. Для этого нужен инцидент. 

Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного  столкновения сторон.  

По Шуркову все первым этапом является непосредственно инцидент - недоразумение, столкновение. Она говорит, что это начальный и во многих случаях скрытый этап, где позиции сторон определены, явного проявления не имеют. 

Второй стадией  Козырев называет непосредственно  стадию развития конфликта. 

Начало открытого  противоборства сторон является результатом  конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержание спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их применению. Выделяют несколько форм такого поведения: 

Ш активно - конфликтное (вызов); 

Ш пассивно - конфликтное (ответ на вызов); 

Ш конфликтно - компромиссное; 

Ш компромиссное; 

В зависимости  от конфликтной установки и формы  поведения сторон, конфликт приобретает  логику развития. 

По Шурковой вторая стадия - конфликтная ситуация, характеризующая обострением отношений, открытым столкновением мнений и выявлением инициаторов, лидеров и пассивных участников конфликта. При этом их позиции могут скрываться. 

Третья стадия по Козыреву - стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды и так далее. 

На определенной стадии развития конфликта у сторон могут меняться представление о  возможностях своих и противника, меняется тактика и стратегия конфликта поведения. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта. Здесь применяется различные способы по завершению конфликта, но мы их подробнее рассмотрим далее. 

Шуркова третий этап (заключительный в её структуре конфликта) называет непосредственно конфликтом. Этот этап характеризуется накалом страстей, всплеском эмоцией, зачастую неуправляемостью поведения его участников. 

И последняя  стадия по Козыреву - послеконфликтная. Завершения противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений: 

Ш насколько  удалось достичь преследуемой цели; 

Ш какими методами и способами велась борьба; 

Ш насколько  велики потери сторон; 

Ш насколько  велика степень ущемлённости чувства  собственного достоинства той или  иной стороны; 

Ш удалось ли снять эмоциональное напряжение сторон при заключении мира; 

Ш какие методы использовались при переговорах; 

Ш насколько  сбалансированы интересы; 

Ш навязан ли компромисс; 

Ш какова реакция  окружающей среды на итоги конфликта. 

Таким образом, при соотнесении структуры стадий развития конфликта двух разных ученых можно отметить, что в них есть много схожего и различного, один выделяет три этапа, другой - не. 

Но мне хотелось бы выделить одно весомое различие между этими структурами. Это то, что Шуркова, выделив, три этапа отмечает, что после окончания последнего этапа (конфликт) происходит некая трагедия, идет жесткое принуждения одной из сторон к смирению. А затем уже она предлагает какую-то работу по разрешению конфликта, возвращаясь к каждому этапу. 

Козырев же в  этом плане, проработал всё четко. На каждой стадии он возвращается к предыдущей. Конфликт рассматриваются не как стихийное бедствие на любой стадии, если правильно к ней подойти, можно предотвратить следующую.  

Но естественно  весь ход конфликта будет зависеть в первую очередь от объектов и  субъектов, участвующих в этом конфликте. Зная объект и субъект конфликта мы найдем способы воздействия на них и от этого будет зависеть дальнейшая судьба конфликта в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Разрешение  конфликта и основные стратегии  поведения в конфликтной ситуации 
 

Узнав, что же такое конфликт и подробно ознакомившись с его структурой мы можем предположить как себя вести или как можно избежать ту или иную конфликтную ситуацию. 

В конфликте, для  его успешного разрешения, необходимо предвидеть собственные поступки противоположный стороны, исходя из этого Столяренко Л.Д. в своей книге «Психология делового общения и управления» дает краткую характеристику поведения людей в конфликтной ситуации по их виду темперамента, психологическому типу. Он рекомендует: 

Экстравертам. Остановитесь, посмотрите и послушайте. Возможно, вы полагаете, что если говорить не переставая, то путь из любого конфликта будет найден. То, что для вас труднее всего, вполне вероятно, больше всего и требуется в сложившиеся ситуации, а именно выслушать точку зрения другого человека. 

Интровертам. Выражайте  свое мнение. Хотя часто это очень  трудно и может показаться излишним, тем не менее, совершенно необходимо, чтобы вы изложили своё видение дела и, может быть, даже не один раз, пока не убедитесь, что другой человек вас услышит. 

Сенсорным. Конфликт не сводится к одним фактам. Хотя это кажется вам пустой тратой сил, затемняющей суть дела, порой  имеет смысл обратить внимание на сопутствующие обстоятельства. 

Интуитивистам. Не уклоняйтесь от проблемы, когда  возникает конфликт, вы хотите увязать его с картиной в целом. Это не всегда полезно и не всегда уместно. Иногда урегулирование простого спора, напротив, облегчает решение более глобальных вопросов. 

Мыслительным. Позвольте  немного искреннего выражений эмоций. Все это неотъемлемая часть разрешения конфликтов, если вы не способны выразить ваши чувства, предоставьте другим свободу в этом отношении. 

Чувствующим. Будьте прямолинейны и не бойтесь конфронтации. С миром ничего не случится, если вы скажете то, что думаете. То, что вам кажется резким, не обязательно будет воспринято как резкость другими людьми. Если вы подвержены эмоциональными всплесками, не извиняйтесь за них и не терзайтесь чувством вины. 

Решающим. Вы вовсе  не всегда правы, как не трудно, но вам  стоит принять это на веру, если вы хотите, чтобы конфликт когда-нибудь разрешился. 

Воспринимающим. Займите четкую позицию. Воспринимающие иногда принимают участие в споре  на обеих сторонах, потому что они  и в самом деле видят обе  стороны. Иногда это может усилить спор. Лучше займите соответствующую позицию отстаивайте её. 

Пять шагов  к разрешению конфликтов: 

1.Четко уясните,  какие вопросы оказались в  центре конфликта. 

Информация о работе Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе