Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Целью данного исследования является выявления особенностей протекания конфликтов у подростков.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературы по данной теме;
2) Подробно ознакомиться с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться с характеристикой подросткового возраста, его особенностями;
4) Найти и сравнить гендерные различия по полу в проявлении конфликтности (агрессивности);
Введение…………………………………………………………………………3-4
1 Конфликт………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и виды конфликта………………………………………………...5-8
1.2 Структура конфликта……………………………………………………..9-13
1.3 Разрешение конфликта и основные стратегии в конфликтной ситуации………………………………………………………………………14-17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………18
2 Возрастные особенности протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29
Различие различных
форм агрессии. В исследовании (Семенюк
Л.М, 1996) было показано, что если у 10-11-летних
подростков преобладают проявления физической
агрессии, то по мере взросления у подростков
14-15 лет на первый план выходит вербальная
агрессия (проклятия, угрозы, крик).
Структура проявления
различных форм агрессии обусловлена
одновременно как возрастными, так и половыми
особенностями. В раннем подростковом
возрасте у мальчиков доминирует физическая
агрессия, а у девочек она выражена незначительно
- они отдают предпочтение вербальной
форме проявления агрессии.
Однако как
показывают исследования, уже в возрасте
12-13 лет, как у мальчиков, так и
у девочек наиболее выраженной оказывается
такая форма проявления агрессии,
как негативизм. Напомним, что под
негативизмом в концепции агрессии
враждебности Баса- Арки понимается оппозиционная
манера поведения, обычно направленная
против авторитета, которая может, проявляется
как в форме пассивного сопротивления,
так и в форме активной борьбы против действующих
правил, норм, обычаев.
Исследования
связи агрессивного поведения с социальными
статусом подростка в группе сверстников
(Ковалёв П., 1996) показали, что среди подростков
с наиболее высоким социометрическим
статусом (эмоциональные лидеры) 48% составляют
лица с уровнем агрессии выше среднего.
Вместе с тем установлено так же, что среди
« эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели
агрессии средней велечены, а 19% - низкий
уровень агрессии.
Относительно
выраженности различных типов агрессивного
поведения в этой группе подростков
можно отметить, что наиболее часто
встречается прямая физическая агрессия-
43% лиц с высоким статусом склонны именно
к ней. У 30% « эмоциональных лидеров» ведущим
способом агрессивного поведения является
прямая вербальная агрессия, а у 27% - косвенная
(окольным путём направленная на другое
лицо) вербальная.
В заключенье этого
параграфа хотелось бы сказать, что
из всего выше сказанного видно: подросток
- такой же человек, как и взрослый,
со своими достоинствами и недостатками.
Он ждёт помощи и понимания и конфликт,
а как следствие этого агрессивное
поведение это лишь защитная реакция,
которая возникает при неприятии его обществом,
группой, друзьями, семьёй.
2.2 Гендерные
различия в конфликтной
Рассмотрев возрастные
особенности в личности подростков,
было отлично, что подростки, подростковый
возраст является одним из конфликтных
периодов в развитии человека. Но в этом
параграфе мы рассмотрим причины и особенности
протекания конфликтов конкретно у девочек-
подростков и мальчиков- подростков.
Как известно девочки
опережают в развитии мальчиков, при чём
не только физически (у девочек развитие
заканчивается к 19-20 годам, у мальчиков
к 21- 22), но и интеллектуально, психически.
А что происходит
в их поведении при конфликте?
Внутри подросткового возраста, как
у мальчиков, так и у девочек существуют
возрастные периоды с более высоким и
более низким уровнем проявления агрессивного
поведения.
Так, установлено,
что у мальчиков имеются два
пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15
лет. У девочек также обнаруживается
два пика: наибольший уровень проявления
агрессивного поведения отличаются в
11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени
выраженности различных компонентов
агрессивного поведения у мальчиков
и девочек показало, что у мальчиков
наиболее выражена склонность к прямой
физической и прямой вербальной агрессии,
а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной
вербальной. То есть для мальчиков наиболее
характерно выражение в прямой, открытой
форме и непосредственно с конфликтующим.
Для девочек характерно предпочтение
именно вербальной агрессии, более распространенной
оказывается всё-таки косвенная форма.
То есть, если конфликтуют мальчики, то
это обязательно драки, стычки, ругань
один на один, а девочки проявляют свою
агрессию через слова, оскорбления, ругань
с помощью посредника. Исходя из этого
можно предположить, что мальчики подростки
более агрессивно ведут себя в конфликтной
ситуации, что, с другой стороны, позволяет
быстрее « выпустить пар» и не переживать
о последствиях, а в дальнейшем, отстояв
свою точку зрения, не жалеть о содеянном.
Девочки - подростки же более эмоциональны
в этом плане. Они переживают всю ситуацию
внутри себя, долго помнят прошедший конфликт
и болезненно реагируют, вспоминая подробности.
Из всего выше
сказанного можно отметить, что исходя
из того, как реагируют на конфликтную
ситуацию мальчики и девочки- подростки
можно предположить их защитные механизмы,
реакции на конфликт.
В статье Каменской
и Зверевой были описаны полоспецифические
особенности защитных механизмов у девушек
и девочек-подростков и у мальчиков-подростков
и юношей. Итак, если у первых это регрессия
(возврат к более примитивным формам поведения
и мышления), то у вторых - смещение и реже
вытеснение.
Следует также
рассмотреть, как же реагируют подростки
на конфликтную ситуацию, а именно такую
реакцию как: аутоагрессия и суицидальное
поведение
Суицид является
второй по частоте среди причин смертности
15-24 летних молодых людей. Наибольший
рост числа суицидальных попыток
наблюдается в возрасте 13-16 лет. При
этом соотношение суицид/попытка суицида
у мальчиков составляет 1/15, а у девочек
1/85.
Наиболее частыми
мотивами покушений на самоубийство
у подростков являются неудачная
любовь, оскорбление окружающих, лично-семейные
конфликты, опасения уголовной ответственности,
страх наказания или позора, неуспехи
в учебе. С. Шир считает, что в подростковом
возрасте чаще всего речь идет не о покушении
на самоубийство, а лишь о применение «суицидальной
техники» для достижения иной (не суицидальной)
цели. Ряд авторов считают, что суициды
и самоповреждения у подростков часто
возникают по механизму переключения
гетерагрессии на аутогрессию.
Это проблема изучалась
и изучается по сей день, было
проведено множество методик, но
вот что интересно. Наблюдались
и здесь тендерные отличия. Так
для мальчиков - суицидентов более значимыми
оказались такие показатели риска, как
склонность к непрямому выражению агрессии
в виде агрессивного фантазирования (хотя
изначально мы говорили, что мальчики
проявляют свою агрессию чаще в открытой
прямой форме, есть и подростки, которые
в силу своего темперамента боятся или
не могут выплеснуть наружу эту агрессию),
признаки нарушения полоролевых идентичности
и поведения, дружба с ранее судимыми лицами,
враждебность, физические наказания родителей.
Для девочек более характерными показателями
риска были употребление психоактивных
веществ, дружба со взрослыми молодыми
людьми, совершений в сфере влечений (проявления
пиромании, зоосадизма), а также аффективные
расстройства (эпизоды « истерик», кошмарные
сновидения, жестокость, вспыльчивость
- мы уже говорили, что девочки более эмоциональны
в своих реакциях), наследственная отягощённость
психическими заболеваниями.
Таким образом,
можно сказать, что и те и другие,
т е мальчики и девочки- подростки,
так или иначе, реагируют на конфликтную
ситуацию. И есть огромная разница в том,
как они ведут себя в этой ситуации, как
они ведут себя в этой ситуации, как защищаются
или « плывут по течению». Значительной
разницей, наверное, здесь будет то, что
девушки, в отличие от мальчиков, более
эмоциональны и гораздо более переживают
это. Поэтому они более подвержены к аутоагрессия
(14% девочки и 12% мальчики), а как следствие
этого к суициду (8% девочки и 5% мальчиков
- совершали хотя бы одну попытку самоубийства).
Выводы по 2 главе
Итак, в этой
главе мы подробно рассмотрели подростковый
возраст, его характеристики, по которым
мы можем увидеть, почему же этот возраст
является конфликтным.
Период отрочества
(подростковый возраст) - это время
завершения детства и начало длительного
периода перехода к взрослости. Он характеризуется
интенсивным процессом психического и
личностного развития физического созревания
организма подростка. Происходящие с ним
перемены осознаются и переживаются школьником,
у него формируется новое представление
о себе, укрепляется самооценка. На развитие
в этот период существенное влияние оказывает
полноценное общение подростка со сверствениками.
В свою очередь, благополучные отношения
с взрослыми в школе, в семье, основывающиеся
на понимании подростка и принятии его,
является важной предпосылкой его психического
и личностного здоровья в настоящем и
будущем.
Также нами были
рассмотрены гендерные различия в проявлении
агрессии у девочек и мальчиков подростков,
что показало: различия существуют, но
лишь на эмоциональном уровне. Следовательно,
с какой силой будет проявляться агрессия,
и какой тип темперамента у подростка
и будет зависеть форма выражения агрессии
(физическая, вербальная). Также различия
наблюдаются и в факторах появления конфликтности
,так как интересы, взгляды деятельность
девочек и мальчиков во многом расхожи,
а, следовательно, и восприятие у них разное.
Следовательно,
из всего вышесказанного можно сделать
выводы, что чтоб избежать конфликтных
ситуаций и помочь подростку справляться
с ними основными направлениями деятельности
педагогов, психологов и других специалистов
в этот период являются оптимизация общения
подростка со сверстниками и взрослыми,
формирование у него чувства собственного
достоинства и уверенности в себе, развитие
умения ставить перед собой цели и владеть
собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание исследований
конфликтов в социальной психологии
имеет много общего с таковыми
в социологии, политологии и других
социальных науках. Специфика же, по
нашему мнению, заключается в том, что
в социальной психологии акцент делается
на более тонкой дифференциации различных
состояний группы, близких или сходных
с конфликтными. Специальный анализ показал,
что можно выделить четыре взаимосвязанных
и в то же время относительно самостоятельных
состояния, которые изучаются в социальной
психологии: социально-психологическое
противоречие, социально-психологическая
напряженность группы, психологическая
готовность индивидуального или группового
субъекта к конфликтному поведению и собственно
конфликтное поведение. Каждый из выделенных
феноменов может существовать как автономный
и иметь в разных группа различную интенсивность
их выраженности, при этом группа не переходит
из одного состояния в другое. Однако те
же самые социально-психологические состояния
могут выступать стадиями, или этапами,
движения группы к конфликту: от осознания
противоречия – к напряженности, от нее
– к формированию социальной установки
на конфликтное поведение, а далее – к
собственно конфликту. Причем, разные
группы с различной скоростью проходят
эти стадии-состояния.
В целом, динамика
самого возникшего конфликта вызывает
особый интерес в социальной психологии,
в которой традиционно феномены
групповой динамики были одними из
центральных социальных проблем исследования.
Такой интерес объясняется неясной ролью
социально-психологических механизмов
в развитии конфликтов: много непонятного,
с одной стороны, в разной интенсивности
реализации одних и тех же форм конфликтного
поведения разными субъектами, а с другой
стороны, неясны причины переходов одних
и тех же субъектов к качественно различным
формам конфликтного поведения, использование
которых фактически переводит конфликт
на новую стадию, включая его эскалацию.
Именно социальными психологами выясняется
роль в динамике конфликта таких многочисленных
механизмов, как: внушение, убеждение,
психическое заражение, подражание, принуждение,
идентификация, проекция и др.
В социальной психологии
в большей степени
В последние
годы в конфликтологии в целом
выходит много публикаций, посвященных
управлению конфликтами, не затихают споры
вокруг этого вопроса и в социальной психологии.
Прочно закрепляются термины инициированный,
управляемый, контролируемый, планируемый,
организованный, проектируемый и другие
конфликты. Социальным психологам такая
форма практической работы с группами
известна еще с 30-х годов XX столетия, с
так называемого метода «взрыва» группы,
успешно применявшегося А. С. Макаренко
для смены негативных неформальных лидеров
в молодежных группах. Именно с того времени
хорошо известна и высокая трудоемкость,
и рискованность подобного рода методов.
Но сколько бы такие технологии управляемых
конфликтов ни разрабатывались, они всегда
остаются очень сложными даже для единичного
применения, а тем более невозможными
для широкого использования. И это к лучшему,
ибо здесь остро встают не только узкопрофессиональные
вопросы, но и прежде всего этические:
о моральном праве организатора (а сейчас
уже говорят «проектировщика») провоцировать
конфликтную ситуацию и включать в нее
различных людей, фактически манипулируя
ими. Но этические вопросы обычно решаются
в угоду профессиональным , хотя ни в коем
случае при этом нельзя снимать вопрос
об ответственности за негативные последствия
проектируемых конфликтов. А они реальны
и опасны, как на личностном , так и на групповом
уровнях.
Информация о работе Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе