Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявления особенностей протекания конфликтов у подростков.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературы по данной теме;
2) Подробно ознакомиться с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться с характеристикой подросткового возраста, его особенностями;
4) Найти и сравнить гендерные различия по полу в проявлении конфликтности (агрессивности);

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
1 Конфликт………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и виды конфликта………………………………………………...5-8
1.2 Структура конфликта……………………………………………………..9-13
1.3 Разрешение конфликта и основные стратегии в конфликтной ситуации………………………………………………………………………14-17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………18
2 Возрастные особенности протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии сделанная.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Различие различных  форм агрессии. В исследовании (Семенюк Л.М, 1996) было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия (проклятия, угрозы, крик). 

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. 

Однако как  показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и  у девочек наиболее выраженной оказывается  такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под  негативизмом в концепции агрессии враждебности Баса- Арки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может, проявляется как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.  

Исследования  связи агрессивного поведения с социальными статусом подростка в группе сверстников (Ковалёв П., 1996) показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом (эмоциональные лидеры) 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено так же, что среди « эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней велечены, а 19% - низкий уровень агрессии. 

Относительно  выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия- 43% лиц с высоким статусом склонны именно к ней. У 30% « эмоциональных лидеров» ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а у 27% - косвенная (окольным путём направленная на другое лицо) вербальная.  

В заключенье этого  параграфа хотелось бы сказать, что  из всего выше сказанного видно: подросток - такой же человек, как и взрослый, со своими достоинствами и недостатками. Он ждёт помощи и понимания и конфликт, а как следствие этого агрессивное поведение это лишь защитная реакция, которая возникает при неприятии его обществом, группой, друзьями, семьёй. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Гендерные  различия в конфликтной ситуации 
 

Рассмотрев возрастные особенности в личности подростков, было отлично, что подростки, подростковый возраст является одним из конфликтных периодов в развитии человека. Но в этом параграфе мы рассмотрим причины и особенности протекания конфликтов конкретно у девочек- подростков и мальчиков- подростков. 

Как известно девочки опережают в развитии мальчиков, при чём не только физически (у девочек развитие заканчивается к 19-20 годам, у мальчиков к 21- 22), но и интеллектуально, психически.  

А что происходит в их поведении при конфликте? Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. 

Так, установлено, что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживается два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отличаются в 11 лет и в 13 лет.  

Сравнение степени  выраженности различных компонентов  агрессивного поведения у мальчиков  и девочек показало, что у мальчиков  наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. То есть для мальчиков наиболее характерно выражение в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек характерно предпочтение именно вербальной агрессии, более распространенной оказывается всё-таки косвенная форма. То есть, если конфликтуют мальчики, то это обязательно драки, стычки, ругань один на один, а девочки проявляют свою агрессию через слова, оскорбления, ругань с помощью посредника. Исходя из этого можно предположить, что мальчики подростки более агрессивно ведут себя в конфликтной ситуации, что, с другой стороны, позволяет быстрее « выпустить пар» и не переживать о последствиях, а в дальнейшем, отстояв свою точку зрения, не жалеть о содеянном. Девочки - подростки же более эмоциональны в этом плане. Они переживают всю ситуацию внутри себя, долго помнят прошедший конфликт и болезненно реагируют, вспоминая подробности.  

Из всего выше сказанного можно отметить, что исходя из того, как реагируют на конфликтную ситуацию мальчики и девочки- подростки можно предположить их защитные механизмы, реакции на конфликт.  

В статье Каменской и Зверевой были описаны полоспецифические особенности защитных механизмов у девушек и девочек-подростков и у мальчиков-подростков и юношей. Итак, если у первых это регрессия (возврат к более примитивным формам поведения и мышления), то у вторых - смещение и реже вытеснение. 

Следует также  рассмотреть, как же реагируют подростки  на конфликтную ситуацию, а именно такую реакцию как: аутоагрессия и суицидальное поведение  

Суицид является второй по частоте среди причин смертности 15-24 летних молодых людей. Наибольший рост числа суицидальных попыток  наблюдается в возрасте 13-16 лет. При  этом соотношение суицид/попытка суицида у мальчиков составляет 1/15, а у девочек 1/85. 

Наиболее частыми  мотивами покушений на самоубийство у подростков являются неудачная  любовь, оскорбление окружающих, лично-семейные конфликты, опасения уголовной ответственности, страх наказания или позора, неуспехи в учебе. С. Шир считает, что в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применение «суицидальной техники» для достижения иной (не суицидальной) цели. Ряд авторов считают, что суициды и самоповреждения у подростков часто возникают по механизму переключения гетерагрессии на аутогрессию.  

Это проблема изучалась  и изучается по сей день, было проведено множество методик, но вот что интересно. Наблюдались  и здесь тендерные отличия. Так  для мальчиков - суицидентов более значимыми оказались такие показатели риска, как склонность к непрямому выражению агрессии в виде агрессивного фантазирования (хотя изначально мы говорили, что мальчики проявляют свою агрессию чаще в открытой прямой форме, есть и подростки, которые в силу своего темперамента боятся или не могут выплеснуть наружу эту агрессию), признаки нарушения полоролевых идентичности и поведения, дружба с ранее судимыми лицами, враждебность, физические наказания родителей. Для девочек более характерными показателями риска были употребление психоактивных веществ, дружба со взрослыми молодыми людьми, совершений в сфере влечений (проявления пиромании, зоосадизма), а также аффективные расстройства (эпизоды « истерик», кошмарные сновидения, жестокость, вспыльчивость - мы уже говорили, что девочки более эмоциональны в своих реакциях), наследственная отягощённость психическими заболеваниями.  

Таким образом, можно сказать, что и те и другие, т е мальчики и девочки- подростки, так или иначе, реагируют на конфликтную ситуацию. И есть огромная разница в том, как они ведут себя в этой ситуации, как они ведут себя в этой ситуации, как защищаются или « плывут по течению». Значительной разницей, наверное, здесь будет то, что девушки, в отличие от мальчиков, более эмоциональны и гораздо более переживают это. Поэтому они более подвержены к аутоагрессия (14% девочки и 12% мальчики), а как следствие этого к суициду (8% девочки и 5% мальчиков - совершали хотя бы одну попытку самоубийства). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по 2 главе 
 

Итак, в этой главе мы подробно рассмотрели подростковый возраст, его характеристики, по которым  мы можем увидеть, почему же этот возраст  является конфликтным. 

Период отрочества (подростковый возраст) - это время  завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверствениками. В свою очередь, благополучные отношения с взрослыми в школе, в семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем. 

Также нами были рассмотрены гендерные различия в проявлении агрессии у девочек и мальчиков подростков, что показало: различия существуют, но лишь на эмоциональном уровне. Следовательно, с какой силой будет проявляться агрессия, и какой тип темперамента у подростка и будет зависеть форма выражения агрессии (физическая, вербальная). Также различия наблюдаются и в факторах появления конфликтности ,так как интересы, взгляды деятельность девочек и мальчиков во многом расхожи, а, следовательно, и восприятие у них разное. 

Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать  выводы, что чтоб избежать конфликтных  ситуаций и помочь подростку справляться с ними основными направлениями деятельности педагогов, психологов и других специалистов в этот период являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

Содержание исследований конфликтов в социальной психологии имеет много общего с таковыми в социологии, политологии и других социальных науках. Специфика же, по нашему мнению, заключается в том, что в социальной психологии акцент делается на более тонкой дифференциации различных состояний группы, близких или сходных с конфликтными. Специальный анализ показал, что можно выделить четыре взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных состояния, которые изучаются в социальной психологии: социально-психологическое противоречие, социально-психологическая напряженность группы, психологическая готовность индивидуального или группового субъекта к конфликтному поведению и собственно конфликтное поведение. Каждый из выделенных феноменов может существовать как автономный и иметь в разных группа различную интенсивность их выраженности, при этом группа не переходит из одного состояния в другое. Однако те же самые социально-психологические состояния могут выступать стадиями, или этапами, движения группы к конфликту: от осознания противоречия – к напряженности, от нее – к формированию социальной установки на конфликтное поведение, а далее – к собственно конфликту. Причем, разные группы с различной скоростью проходят эти стадии-состояния.  

В целом, динамика самого возникшего конфликта вызывает особый интерес в социальной психологии, в которой традиционно феномены групповой динамики были одними из центральных социальных проблем исследования. Такой интерес объясняется неясной ролью социально-психологических механизмов в развитии конфликтов: много непонятного, с одной стороны, в разной интенсивности реализации одних и тех же форм конфликтного поведения разными субъектами, а с другой стороны, неясны причины переходов одних и тех же субъ­ектов к качественно различным формам конфликтного поведения, использование которых фактически переводит конфликт на новую стадию, включая его эскалацию. Именно социальными психологами выясняется роль в динамике конфликта таких многочисленных механизмов, как: внушение, убеждение, психическое заражение, подражание, принуждение, идентификация, проекция и др.  

В социальной психологии в большей степени разрабатывается  не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды и т. п., причем по самым разным основаниям-критериям. Это вызвано тем, что социально-психологическая природа конфликта очень «чувствительна» к изменению типа конфликта, поэтому принципиально важно разделять конфликты по их субъектам на внугриличностные , межличностные, межгрупповые и между личностью и группой и т. п. Социально-психологические механизмы срабатывают принципиально по-разному в перечисленных или каких-то других типах конфликтов. Ведущими здесь могут выступать не столько общие закономерности, сколько особенности, т. е. типологические в данном случае.  
 

В последние  годы в конфликтологии в целом  выходит много публикаций, посвященных управлению конфликтами, не затихают споры вокруг этого вопроса и в социальной психологии. Прочно закрепляются термины инициированный, управляемый, контролируемый, планируемый, организованный, проектируемый и другие конфликты. Социальным психологам такая форма практической работы с группами известна еще с 30-х годов XX столетия, с так называемого метода «взрыва» группы, успешно применявшегося А. С. Макаренко для смены негативных неформальных лидеров в молодежных группах. Именно с того времени хорошо известна и высокая трудоемкость, и рискованность подобного рода методов. Но сколько бы такие технологии управляемых конфликтов ни разрабатывались, они всегда остаются очень сложными даже для единичного применения, а тем более невозможными для широкого использования. И это к лучшему, ибо здесь остро встают не только узкопрофессиональные вопросы, но и прежде всего этические: о моральном праве организатора (а сейчас уже говорят «проектировщика») провоцировать конфликтную ситуацию и включать в нее различных людей, фактически манипулируя ими. Но этические вопросы обычно решаются в угоду профессиональным , хотя ни в коем случае при этом нельзя снимать вопрос об ответственности за негативные последствия проектируемых конфликтов. А они реальны и опасны, как на личностном , так и на групповом уровнях.  

Информация о работе Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе