Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Целью данного исследования является выявления особенностей протекания конфликтов у подростков.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературы по данной теме;
2) Подробно ознакомиться с понятием «конфликт»;
3) Ознакомиться с характеристикой подросткового возраста, его особенностями;
4) Найти и сравнить гендерные различия по полу в проявлении конфликтности (агрессивности);
Введение…………………………………………………………………………3-4
1 Конфликт………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и виды конфликта………………………………………………...5-8
1.2 Структура конфликта……………………………………………………..9-13
1.3 Разрешение конфликта и основные стратегии в конфликтной ситуации………………………………………………………………………14-17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………18
2 Возрастные особенности протекания конфликта………………………....…19
2.1 Характеристика подросткового возраста………………………………19-22
2.2 Гендерные различия в конфликтной ситуации……………………...…23-25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29
2. Попытайтесь
вписать эти вопросы в
3. Исследуйте
наиболее вероятную причину
4. Попросите
каждую из сторон встать на
позицию другой стороны.
5. Ищите компромиссов
и соглашений, которые могут продвинуть
конфликт к разрешению.
Исходя из выше
сказанного можно выделить три основные
модели поведения в конфликте и соответствующие
типы субъектов.
1. Деструктивные
тип. Характеризуется
2. Субъекты конформистского
типа пассивны, они скорее уступят,
чем продолжат борьбу. Этот тип
опасен, потому что объективно
способствуют, а точнее провоцируют
и содействуют чужим
3. Конструктивный
тип стремиться погасить
Отдельно выделяют
пять основных поведения в конфликтной
ситуации.
1. Настойчивость
(принуждение). Тот, кто придерживается
этой стратегии, пытается
2. Уход (уклонение).
Человек, придерживающийся
3. Приспособление
(уступчивость) предполагает отказ
человека от собственных
4. Компромисс. Характеризуется
принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до
5. Сотрудничество
(решение проблемы). Основывается на
убежденности участников конфликта в
том, что расхождение во взглядах - это
неизбежный результат того, что у умных
людей есть свои представление о том, что
правильно, а что нет. Участники признают
право друг друга на собственное мнение
и готовы его понять, что дает им возможность
проанализировать причины разногласий
и найти приемлемый для всех выход. «Не
ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Из всего выше
сказанного можно сделать вывод,
что каждая стратегия поведения
входит в ту или иную модель поведения,
но не всегда мы следуем модели. В каждой
ситуации и для каждого человека в отдельности
характера или иная стратегия и модель
поведения, ведь нет конкретно какого
либо типа (психологического). Мы можем
быть экстравертами и чувствительными,
можем быть интровертами, сенсорными и
интуитивными одновременно. Мы можем пойти
на компромисс, даже если мы властолюбивые
только потому, что конфликт с близкими
родственниками. Сколько людей - столько
ситуаций - столько конфликтов - столько
стратегий поведения. Важно во время разглядеть
человека, который с вами конфликтует,
и понять для себя «чего вы хотите достичь
из этой ситуации. И лучше прерывать конфликт
ещё в «зародыше» и не в коем случае после
конфликта не оставлять «тлеющие угли»
- какие-либо недосказы, недоговорки, непонятки
и так далее».
Выводы по 1 главе
Таким образом,
рассмотрев подробно понятие «конфликт»,
его виды, его структуру (динамику)
и выделив возможные пути разрешения
можно сделать заключение, что конфликт,
по мнению многих авторов (Е.В. Александровой,
Г.М. Андреевой, М.Ю. Горбуновой, Г.И. Козырева,
С.А. Войтова, С.Ю. Головина и другие) - это
столкновение, серьёзное разногласие
по ряду точки зрения, имеющее различные
виды (межличностные, межгрупповые, внутриличностные,
социальные, деловые и так далее), проявляющиеся
в различной форме (конфликтная ситуация,
социальная напряженность, инцидент).
Разрешить конфликт
можно разными способами (сделка,
компромисс, сотрудничество, приспособление),
используя различные тактики и приёмы.
Но главное правило - не пускать дело на
самотек. Один из экспертов, Р. Хайфец выразил
это правило следующим образом: «Дережируйте
конфликтом». Неважно, что лежит в основе
конфликта - сопротивление переменам или
расхождение во взглядах - если к конфликту
подойти правильно, он сможет сослужить
добрую службу, ведь изменений и реформ
без конфликтных ситуаций не бывает. Продуктивный
конфликт становится стимулом к переменам.
По этому необходимо чётко знать структуру
конфликта (субъект, объект), чтобы найти
необходимые пути разрешения. Найдя пути
решения и выбрав соответствующие формы
взаимодействия, необходимо чётко составить
для себя план действий, ведь небольшая
ошибка может привести к трагедии . Большую
роль в конфликте, в его разрешении, играет
посредник (третья сторона). Он видит конфликт
со стороны и может помочь конфликтующим
сторонам прийти к общему решению проблемы,
если те не могут договориться. Особенно
роль посредника необходима в педагогических
и межличностных конфликтах. В первом
и во втором случае в роли посредника может
(и лучше будет) выступать взрослый (учитель,
родитель).
2 ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
2.1 Характеристика
подросткового Возраста
Пришло время
обратиться непосредственно к подростковому
возрасту. Узнать, почему они, их возраст
наиболее конфликтен.
Одна из ярких
особенностей подросткового возраста
- личностная нестабильность. Одна проявляется,
прежде всего, в частых сменах настроения,
эффективной «взрывчатости», то есть
эмоциональной стабильности, связанной
с процессом полового созревания, физиологическими
перестройками в организме.
Но личностная
нестабильность - это больше, чем
колебания эмоционального фона. Как
писал Л.В. Выгодский, «в структуре
личности подростка нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного». Для подростка
характерна нравственная неустойчивость.
В младшем школьном и подростковом возрасте,
по данным Л. Копберга, развивается конвенциональная
мораль, при которой у ребенка еще нет
истиной нравственности, и нормы морали
остаются для него чем-то внешним. Этим
нормам, правилам поведения большинство
подростков следует для того, чтобы оправдать
ожидания значимых для них людей сохранить
с ними хорошие отношения, получить их
одобрение. Поскольку подростки ищут для
себя референтные группы среди сверстников
и нуждаются в близких друзьях, часто мнение
последних становится определяющим. Иногда
под влиянием приятеля или группы (за компанию)
дети совершают поступки, на которые самостоятельно
не решились бы и о которых позже могут
жалеть
Подросткам свойственна
и неустойчивая самооценка. Так же
как, поведение, их самосознание во многом
зависит от внешних влияний. Как-то
особенно посмотрела на перемене девочка,
и подросток кажется себе лучше
и интереснее, чем раньше. Мама спешит
на работу, не может прорваться в ванную
и ворчит: « смотреть не на что, а торчит
у зеркала два часа» - и представление
о своей отнюдь не блестящей внешности
оказывается окончательно подорванным.
Подросток со своей
мечущейся душой пытается понять
себе и открывает в себе всё новые
и новые черты. Его отдельные образы «Я»
(насколько я способный, красивый, сильный
и т. д.) изменчивы и не складываются в единую,
гармоничную и устойчивую систему.
О личностной нестабильности
подростка судят и по реальному
проявлению у него совершенно разных
качеств, часто противоположных, по противоречивости
его характера и устремлений.
В подростковом
возрасте у одного и того же ребёнка
стремление быть признанным и уважаемым
другими сочетаются с показной независимостью
и бравированием своими недостатками,
застенчивость - с развязностью, сентиментальность-
с чёрствостью, чувственное фантазирование-
с сухим мудрствованием
С противоречивостью
подростков, их склонностью поведения,
его зависимостью от внешних влияний
связано появление именно в этот
возрастной период серьёзных социальных
проблем, часто называемых подростковыми.
Это ранняя алкализация, токсикомания
и норкамания и таксикомания, делинквентное
(противоправное) поведение, суициды (самоубийства).
К ним приводят
обычно особые обстоятельства: изолированность,
отсутствие понимания семье и школе, встреча
с асоциальной группой или сверстником,
имеющим соответствующий жизненный опыт.
Подростки, попадающие
в милицию или наркологический
диспансер, не обязательно из неблагополучных
семей. Бывает, что « трудными» становятся
и любимые дети, не обделенные заботой
дома, но неудовлетворенные взаимоотношениями
и т. д.
Всё выше сказанное
было сказано, в общем. Рассмотрим конкретно
конфликты в семье, конфликты
в группе, а так же различные
формы агрессии как поведение в конфликте.
Конфликты в
семье. Наиболее частыми причинами
семейных конфликтов являются: выбор
друзей и партнёров, частота посещений
школьных вечеров и свиданий, занятия
подростков, время отхода ко сну, укоренившиеся
убеждения, выбор одежды и причёски,
необходимость работы на дому.
Конфликты с
родителями возрастают при инфантильном
поведении подростка, его демонстративном
неуважении к ним, ссорах с братьями
и сёстрами, сложных отношениях с
родственниками, несовпадении типа личностей
подростка и кого-то из родителей.
Также конфликтность
этих отношений, связана со стремлением
молодого человека освободится, от родительской
опеки и контроля (реакция эмансипации).
Несмотря на
случающиеся конфликты, большинство
подростков все же характеризуют
отношения в семье как теплые, гибкие,
связанные с переживанием положительных
эмоций.
Фактически серьезные
конфликты отмечаются только в 15-20%
семей. Конфликтуют с родителями
постоянно - 3%, часто - 10%, иногда - 26%, редко
- 38% и не имеют конфликтов 22% опрошенных
(образ жизни детей и подростков РФ,1992).
На сегодняшний
день цифры, конечно, изменились, т. к. меняется
уклад жизни и нормы общества.
Но по-прежнему родители остаются для
молодых людей наиболее важной референтной
группой и теми людьми, к которым
подростки предпочли бы обратиться в трудные
минуты жизни.
Конфликты в
группе. Подростковая и юношеская
группа- это своеобразный социональный
« полигон», на котором отрабатывается
и усваиваются мужские и
Информация о работе Особенности протекания конфликтов в учебном коллективе