Психология конфликтов в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта.
1.1. Определение конфликта.
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
1.3. Основные стадии протекания конфликта.
1.4. Структура конфликта.
1.5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
1.6. Карта конфликта.
1.7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Глава 2. Педагогический коллектив.
2.1. Структура педагогического коллектива.
2.2. Директор и учитель.
2.2.1. Чего ждут учителя от директора?
2.3. Психологическая перестройка «трудного» учителя.
Глава 3. Конфликты в педагогическом коллективе.
3.1. Основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе.
3.2. Причины конфликтов.
3.3. Способы решения конфликтов.
3.4. Конфликты между директорами и завучами.
3.5. Трудности управления педагогическим коллективом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект исследования.
4.2. Результаты и выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Пед. психология1.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Глава 1. Понятие конфликта. 

1.1. Определение конфликта. 

1.2. Типология конфликта.  Причины возникновения конфликтов. 

1.3. Основные стадии  протекания конфликта. 

1.4. Структура конфликта. 

1.5. Основные стили  поведения руководителя в конфликтной  ситуации. 

1.6. Карта конфликта. 

1.7. Урегулирование  конфликтов в личностно-эмоциональной  сфере. 

Глава 2. Педагогический коллектив. 

2.1. Структура педагогического  коллектива. 

2.2. Директор и  учитель. 

2.2.1. Чего ждут  учителя от директора? 

2.3. Психологическая  перестройка «трудного» учителя.  

Глава 3. Конфликты  в педагогическом коллективе. 

3.1. Основные факторы,  влияющие на конфликтность в  педагогическом коллективе. 

3.2. Причины конфликтов. 

3.3. Способы решения  конфликтов. 

3.4. Конфликты между  директорами и завучами. 

3.5. Трудности управления  педагогическим коллективом. 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

4.1. Цели, задачи, объект  исследования. 

4.2. Результаты и  выводы. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Список использованной литературы. 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Кто не знает древнюю  легенду о «Вавилонском столпотворении»  – о незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести  до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и  не могли понять друг друга. 

С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. 

В наше время –  время научно-технического и социального  прогресса – происходит непрерывное  усложнение деловых взаимосвязей между  людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется  и в педагогических коллективах. 

Сегодня как никогда  стала очевидной решающая роль личностного  фактора в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогического коллектива – вот что определяет благоприятный  климат в школе. 

Человеческий фактор в школе включает в себя психологические  и социально-психологические особенности  руководителей и учителей. Это  интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера  и способности, накопленный запас  знаний, умений, навыков и привычек. Это психические свойства и состояния  педагогического коллектива, его  настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и  управленческая активность, психологическая  совместимость, авторитетность и др. 

Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного психологического климата, необходимо для дружной творческой работы, для  благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе. 
 

Поэтому, целью данной работы является выяснение влияния  конфликтов на педагогический коллектив. 

Для достижения этой цели необходимо было решение следующих  задач: 

Изучить теоретический  материал по данной проблеме. 

Подобрать, соответствующие  проблеме, методики. 

Определить выборку (респондентов), с помощью которых  будет осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться  исследование). 

Провести исследование. 

Обработать полученные результаты и сравнить их между собой. 

Сделать выводы. 
 

I Понятие конфликта. 
 

1.1. Определение конфликта. 
 

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов  или групп людей, связанное с  отрицательными эмоциональными переживаниями" [1]. 

Отсюда видно, что  основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями  о способе их достижения. 
 

1.2. Типология конфликта.  Причины возникновения конфликтов. 
 

В социальной психологии существует многовариантная типология  конфликта в зависимости от тех  критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга  руководителя), межличностным (между  руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между  организациями или группами одного или различного статуса. 

Возможны также  классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинееин друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых  представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем  составляют 70-80% от всех остальных. Они  также наиболее нежелательны для  руководителя, так как в них  он как бы "связан по рукам и  ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта. 

Допустима классификация  также по характеру вызвавших  конфликт причин. Перечислить все  причины возникновения конфликта  не представляется возможным. Но в целом  он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель , следующими тремя группами причин, обусловленными:  

· трудовым процессом;  

· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией  и т.д.;  

личностным своеобразием членов группы, например неумением  контролировать свое эмоциональное  состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.  

Конфликты различают  и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают  принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности  организации, и ее членов и разрешение которых выводит организацию  на новый более высокий и эффективный  уровень развития. Деструктивные  конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. 
 

1.3. Основные стадии  протекания конфликта. 
 

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания: 

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; 

стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками  конфликта своих верно или  ложно понятых интересов; 

стадию конфликтных  действий; 

стадию снятия или  разрешения конфликта. 
 

1.4. Структура конфликта. 
 

Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее  четко выраженную структуру. В любом  конфликте присутствует объект конфликтной  ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями  оплаты труда, либо со спецификой деловых  и личных отношений конфликтующих  сторон. 

Вторым элементом  конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные  их взглядами и убеждениями, материальными  и духовными интересами. 

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. 

И, наконец, в любом  конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных  его причин, зачастую скрываемых. 

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры  конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную  ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения  новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить  хотя бы один из существующих элементов  структуры конфликта. 

1.5 Основные стили  поведения руководителя в конфликтной  ситуации. 
 

Специалистами разработано  немало рекомендаций, касающихся различных  аспектов поведения людей в конфликтных  ситуациях, выбора соответствующих  стратегий поведения и средств  разрешения конфликта, а также управления им. 

Рассмотрим, прежде всего, поведение человека в конфликтной  ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта  зависит от следующих факторов: 

адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями  оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;  

открытости и эффективности  общения, готовности к всестороннему  обсуждению проблем, когда участники  честно высказывают свое, понимание  происходящего и пути выхода из конфликтной  ситуации,  

создания атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества. 

Для руководителя также  полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно  сказать, что к таким качествам  могут быть, отнесены следующие: 

неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и  другом случае она может противоречить  адекватной оценке окружающих - и почва  для возникновения конфликта  готова; 

стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где  это возможно и невозможно; 

консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции; 

излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях  и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;  

определенный набор  эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. 

К.У. Томасом и  Р.Х. Килменном были разработаны  основные наиболее приемлемые стратегии  поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или  конкуренция. Стиль поведения в  конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой  вы хотите удовлетворить собственные  интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. 

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному ис- пользованию  того или иного стиля в зависимости  от конкретной ситуации и характера  личности человека.  

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся  в первую очередь удовлетворить  собственные интересы. Его можно  использовать, если 

Информация о работе Психология конфликтов в педагогическом коллективе