Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа
Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта.
1.1. Определение конфликта.
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
1.3. Основные стадии протекания конфликта.
1.4. Структура конфликта.
1.5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
1.6. Карта конфликта.
1.7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Глава 2. Педагогический коллектив.
2.1. Структура педагогического коллектива.
2.2. Директор и учитель.
2.2.1. Чего ждут учителя от директора?
2.3. Психологическая перестройка «трудного» учителя.
Глава 3. Конфликты в педагогическом коллективе.
3.1. Основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе.
3.2. Причины конфликтов.
3.3. Способы решения конфликтов.
3.4. Конфликты между директорами и завучами.
3.5. Трудности управления педагогическим коллективом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект исследования.
4.2. Результаты и выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.
исход конфликта
очень важен для вас и вы
делаете большую ставку на свое решение
возникшей проблемы;
обладаете достаточной
властью и авторитетом, и вам
представляется очевидным, что предлагаемое
вами решение - наилучшее;
чувствуете, что у
вас нет иного выбора и вам
нечего терять;
должны принять
непопулярное решение и у вас
достаточно полномочий для выбора этого
шага;
взаимодействуете
с подчиненными, предпочитающими
авторитарный стиль.
Однако следует
иметь в виду, что это не тот
стиль, который можно использовать
в близких личных отношениях, так
как кроме чувства отчуждения
он ничего больше не сможет вызвать. Его
также нецелесообразно
Стиль сотрудничества
можно использовать, если, отстаивая
собственные интересы, вы вынуждены
принимать во внимание нужды и
желания другой стороны. Этот стиль
наиболее труден, так как он требует
более продолжительной работы. Цель
ею применения - разработка долгосрочного
взаимовыгодного решения. Такой
стиль требует умения объяснять
свои желаниям выслушивать друг друга,
сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного
их этих факторов делает этот стиль
неэф- фективным. Для разрешения конфликта
этот стиль можно использовать в
следующих ситуациях:
необходимо найти
общее решение, если каждый из подходов
к проблеме важен и не допускает
компромиссных решений;
у вас длительные,
прочные и взаимозависимые
основной целью
является приобретение совместного
опыта работы;
стороны способны выслушать
друг друга и изложить суть своих
интересов;
необходима интеграция
точек зрения и усиление личностной
вовлеченности сотрудников в
деятельность.
Стиль компромисса.
Суть его заключается в том, что
стороны стремятся
Такой подход к разрешению
конфликта можно использовать в
следующих ситуациях:
обе стороны имеют
одинаково убедительные аргументы
и обладают одинаковой властью;
удовлетворение вашего
желания имеет для вас не слишком
большое значение;
вас может устроить
временное решение, так как нет
времени для выработки другого,
или же другие подходы к решению
проблемы оказались неэффективными;
компромисс позволит
вам хоть что-то получить, чем все
потерять.
Стиль уклонения
реализуется обычно, когда затрагиваемая
проблема не столь важна для вас,
вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете
ни с кем для выработки решения
и не хотите тратить время и
силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется
также в тех случаях, когда
одна из сторон обладает большей властью
или чувствует, что неправа, или
считает, что нет серьезных оснований
для продолжения контактов.
Стиль уклонения
можно рекомендовать к
источник разногласий
тривиален и несущественен для
вас по сравнению с другими
более важными задачами, а потому
вы считаете, что не стоит тратить
на него силы;
знаете, что не можете
или даже не хотите решить вопрос в
свою пользу;
у вас мало власти
для решения проблемы желательным
для вас способом;
хотите выиграть
время, чтобы изучить ситуацию и
получить дополнительную информацию прежде
чем принять какое-либо решение;
пытаться решить
проблему немедленно опасно, так как
вскрытие и открытое обсуждение конфликта
могут только ухудшить ситуацию;
подчиненные сами могут
успешно урегулировать
у вас был трудный
день, а решение этой проблемы может
принести дополнительные неприятности.
Не следует думать,
что этот стиль является бегством
от проблемы или уклонением от отвественности.
В действительности уход или отсрочка
может быть вполне подходящий реакцией
на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может
Стиль приспособления
означат, что вы действуете совместно
с другой стороной, но при этом не
пытаетесь отстаивать собственные
интересы в целях сглаживания
атмосферы и восстановления нормальной
рабочей атмосферы. Томас и Килменн
считают, что этот стиль наиболее
эффективен, когда исход дела чрезвычайно
важен для другой стороны и
не очень существен для вас
или кода вы жертвуете собственными
интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления
может быть применен в следующих
наиболее характерных ситуациях:
важнейшая задача - восстановление
спокойствия и стабильности, а
не разрешение конфликта;
предмет разногласия
не важен для вас или вас
не особенно волнует случившееся;
считаете, что лучше
сохранить добрые отношения с
другими людьми, чем отстаивать собственную
точку зрения;
осознаете, что правда
не на вашей стороне;
чувствуете, что у
вас недостаточно власти или шансов
победить.
Точно так же, как
ни один стиль руководства не может
быть эффективным во всех без исключения
ситуациях, так и ни один из рассмотренных
стилей разрешения конфликта не может
быть выделен как самый лучший.
Надо научиться эффективно использовать
каждый из них и сознательно делать
тот или иной выбор, учитывая конкретные
обстоятельства.
1.6 Карта конфликта.
Для более успешного
разрешения конфликта желательно не
только выбрать стиль, но и составить
карту конфликта, разработанную
Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром [3]. Суть
ее в следующем:
· определите проблему
конфликта в общих чертах. Например,
при конфликте из-за объема выполняемых
работ составьте диаграмму
· выясните, кто вовлечен
в конфликт (отдельные сотрудники,
группы, отделы или организации);
· определите подлинные
потребности и опасения каждого
из главных участников конфликта.
Составление такой
карты, по мнению специалистов, позволит:
1)ограничить дискуссию
определенными формальными
2)создать возможность
совместного обсуждения
3)уяснить как собственную
точку зрения, так и точку зрения
других;
4)создать атмосферу
эмпатии, т.е. возможности
5)выбрать новые
пути разрешения конфликта.
Но прежде чем
переходить к разрешению конфликта,
постарайтесь ответить на следующие
вопросы:
хотите ли благоприятного
исхода;
что нужно сделать,
чтобы лучше владеть своими эмоциями;
как бы вы себя чувствовали
на месте конфликтуюших сторон;
нужен ли посредник
для разрешения конфликта;
в какой атмосфере
(стуации) людии могли бы лучше
открыться, найти общий язык и
выработать собственные решения.
1.7 Урегулирование
конфликтов в личностно-
Однако руководителю
приходится разрешать конфликты
не только в деловой форме, но и
в личностно-эмоциональной
Таким образом, в
конфликтной ситуации или в общении
с трудным человеком следует
использовать такой подход, который
в большей степени
II Педагогический
коллектив.
2.1. Структура педагогического
коллектива.
Как известно, любой
коллектив, в том числе учительский,
является разновидностью социальной группы.
Раньше главную
особенность коллектива, отличающую
его от диффузной группы (простого
скопления людей), видели в том, что
он занят общественно необходимой
деятельностью, подчиняющей интересы
личности интересам общества. Считалось:
чем сильнее такое подчинение,
тем лучше. По мнению некоторых, человеческие
отношения в коллективе тоже пронизаны
главным образом общественными
мотивами. Отношения, вытекающие из личных
нужд, третировались как малоценные
или даже вредные, свидетельствующие
об их несовершенстве. Вот одно из типичных
определений коллектива: "Коллектив
- это группа людей, являющаяся частью
общества, объединенная общими целями
совместной деятельности, подчиненной
целям этого общества".
Однако в настоящем
коллективе отношения личности и
общества строятся на основе гармонизации
их интересов, а не подчинения. И
именно у такого коллектива есть признаки,
свидетельствующие о высоком
качестве реализации целевых и социально-
ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ, будучи
основными, задают коллективу определенную
структуру (под которой понимаются
отношения, складывающиеся между людьми).
В ней выделяются два среза
деловой и социально-
Социально-психологическая
структура складывается из связей,
имеющих психологическую
Информация о работе Психология конфликтов в педагогическом коллективе