Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа
Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта.
1.1. Определение конфликта.
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
1.3. Основные стадии протекания конфликта.
1.4. Структура конфликта.
1.5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
1.6. Карта конфликта.
1.7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Глава 2. Педагогический коллектив.
2.1. Структура педагогического коллектива.
2.2. Директор и учитель.
2.2.1. Чего ждут учителя от директора?
2.3. Психологическая перестройка «трудного» учителя.
Глава 3. Конфликты в педагогическом коллективе.
3.1. Основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе.
3.2. Причины конфликтов.
3.3. Способы решения конфликтов.
3.4. Конфликты между директорами и завучами.
3.5. Трудности управления педагогическим коллективом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект исследования.
4.2. Результаты и выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.
Создать условия
для работы конфликтующим людям,
чтобы они длительное время не
контактировали друг с другом.
Информировать всех
учителей при распределении премий,
надбавок к заработной плате ( социальная
справедливость и гласность ).
Руководители должны
совершенствовать стиль организационной
работы с подчиненными.
Не злоупотреблять
официальной властью.
Предупреждать и
устранять межличностные
3.4 Директоры идут
на конфликт со своими
Из-за расхождения
в оценке деятельности учителей, когда
им кажется, что завуч необъективно
относится к учителям, незаслуженно
хвалит одних и намеренно критикуют
других.
Противопоставление
завучем своей позиции мнению
директора.
Превышение заместителем
своих полномочий.
Недостаток исполнительности.
Тактичность и требовательность
к учителям.
Директоры более
болезненно реагируют, когда завучи
публично выражают свое несогласие с
той оценкой, которую они дают
деятельности членов коллектива.
Завучи чаще всего
вступают в конфликт с директором
из-за его бестактности проявленной
при учителях и не желанием поддержать
их требования и решения.
Иногда взаимоотношения
директоров и завучей усложняются
из-за семейственности в работе:
например - когда жена-директор начинает
руководить мужем-завучем.
3.5 Трудности управления
педагогическим коллективом.
Под трудностью мы понимаем
то напряжение, которое испытывают
субъекты деятельности при решении
определенной задачи.
Наиболее трудными
для решения являются социально-психологические
задачи.
Директорам школ
труднее всего дается:
Обеспечение четкой
дисциплины и организованности в
работе учителей.
Решение задач формирования
общественного мнения в педагогическом
коллективе.
Критическое отношение
учителей к недостаткам друг друга.
Воспитание у них
потребности работать творчески, постоянно
совершенствуя свою квалификацию.
Анализ уроков.
Осуществление контроля
и раскрытия творческих способностей
учителей.
Стимулирование их
трудовой активности.
Сплочение коллектива.
Регулирование взаимоотношений
в нем.
Организация директором
своей собственной
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект
исследования.
Моя исследовательская
работа направлена на выявление взаимосвязи
психологического климата и конфликтов
в педагогическом коллективе.
Под психологическим
климатом мы понимаем относительно устойчивые
психологические состояния
Конечно, понятие
«климат» очень емкое. Оно охватывает
не только психологию коллектива, но и
все другие условия, влияющие на состояния
человека, в то числе и особенности
организации труда, материально
вещественные условия и т.д. Например,
творческий климат - это вся совокупность
факторов внутришкольной ситуации, влияющих
на профессионально – творческое
самочувствие учителя, на его профессиональный
рост. Среди них важное место занимают
психологические составляющие: настроение
людей, их взаимоотношения, сплоченность.
Они и образуют основу психологического
климата.
Исходя из всего
выше сказанного можно утверждать,
что психологический климат коллектива
является неотъемлемой частью конфликтных
ситуаций. Он играет важнейшую роль
в его дальнейшем развитии и разрешении.
Ведь, если в педагогическом коллективе
благоприятный психологический
климат, то и конфликт, с большей
вероятностью, разрешится в положительную
сторону, а если неблагоприятный, то
в отрицательную.
Основная цель исследования
- , как было сказано ранее, влияние
конфликтов на педагогический коллектив.
В ходе работы были поставлены
следующие задачи:
Провести исследование
на выявление психологического климата
в педагогическом коллективе.
Провести методики.
Определить конфликтный
данный коллектив или нет.
Объектом исследования
является педагогический коллектив, представленный
учителями в возрасте от 25 до 45.
Выборка составляет
25 человек. Из них 20 – женщины и 5
– мужчины.
При выполнении эмпирического
исследования применяли следующую
методику:
Методика изучения
отношения воспитателей и учителей
к коллегам
Исследование отношений
и общения в системе "педагог-коллеги"
осуществлялось с помощью методики
Фидлера.
Психологическая атмосфера
в коллективе оценивалась нами с
помощью шкалы-опросника, предложенной
Ф.Фидлером. Педагогам давалась следующая
инструкция: "Ниже приведены противоположные
по смыслу пары слов, с помощью которых
можно описать атмосферу в
любой группе. Чем ближе к правому
или левому слову в каждой паре
Вы поместите знак "X", тем более
выражен этот признак в Вашем
педагогическом коллективе.
1. Дружелюбие :_:_:_:_:_:_:_:_:
Враждебность
2. Согласие : :_:_:_:_:_:_:_:_
Несогласие
3. Удовлетворенность
:_: :_:_:_:_:_:_: Неудовлетворенность
4. Увлеченность :_:_:_:_:_:_:_:_:
Равнодушие
5. Продуктивность :_:_:_:_:_:_:_:_:
Непродуктивность
6. Теплота :_:_:_:_:_:_:_:_:
Холодность
7. Сотрудничество :_:_:_:_:_:_:_:_:
Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка
:_:_:_:_:_:_:_:_: Недоброжелательность
9. Занимательность
:_:_:_:_:_:_:_:_: Скука
10. Успешность :_:_:_:_:_:_:_:_:
Неуспешность
Все педагоги, принимавшие
участие в исследовании, были отнесены
к двум уровням оценки социально-психологического
климата. Воспитатели и учителя
первого уровня оценивают психологический
климат в коллективе как благоприятный
(итоговый показатель находится в
диапазоне от 10 до 35 баллов), а педагоги,
отнесенные ко второму уровню, как
неблагоприятный (итоговый показатель
в диапазоне от 36 до 80 баллов).
Представления о
сплоченности коллектива дают возможность
понять, в какой мере ценности его
членов, их устремления и представления
о путях достижения общих целей
и конкретных задач совпадают. Это
в известной мере ответ на вопрос
о том, насколько привлекателен
коллектив для каждого из педагогов.
Чаще всего сплоченность связывают
с характером (благоприятностью) межличностных
отношений, отсутствием изолированных,
отвергнутых членов группы. Это один
из важнейших факторов, влияющих на
их отдачу и их самочувствие в коллективе,
удовлетворенность своими контактами
с товарищами и руководством.
4.2. Результаты и
выводы проведенного
Психологический климат
в педагогическом коллективе, на котором
проводилось данное исследование, исходя
из полученных данных, можно трактовать
как неблагопрятный, так как средний
показатель по методике составляет 50 баллов.
Следовательно, в этом педагогическом
коллективе в большей степени
присутствуют отрицательные качества
такие как враждебность, несогласие,
неудовлетворенность, равнодушие, непродуктивность,
холодность, отсутствие сотрудничества,
недоброжелательность, скука, недоброжелательность.
Вывод :
Исходя из проделанной
работы и полученных в результате
исследования данных можно утверждать,
что в данном педагогическом коллективе
сложилась довольно сложная ситуация.
Здесь ценности его членов, их устремления
и представления о путях
Для улучшения ситуации
в этом коллективе просто необходимо
вмешательство профессионала. Также
необходимо срочное вмешательство
директора данного учебного учреждения
( в теоретической части мы уже
рассматривали как директор может
повлиять на подобную ситуацию).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена
конфликтам в педагогических коллективах.
Эта проблема на сегодняшний день
является одной из самых основных
в современной системе
К сожалению, в настоящее
время эти проблемы осознаются еще
далеко не всеми. Так, по данным одного
из исследований, только 2,5% директоров
школ пытаются овладеть идеями педагогики
сотрудничества, только 2,3% из них интересуются
вопросами самоуправления. А ведь
директор играет самую важную роль
в сплоченности педагогического
коллектива…
Также малоразработанной
является проблема адаптации молодых
специалистов в педагогическом коллективе.
Ведь молодым педагогам просто необходимо
знать как вести себя в новом
коллективе, так как и члены
нового коллектива будут настороженно
относится к «новичку».
Я надеюсь, что в
ближайшем будущем эта проблема
получит широчайший разбор, так как
не зная как поступить в конфликтной
ситуации можно совершить непоправимые
ошибки.
ЛИТЕРАТУРА
О.В. Аллахвердова, В.И.
Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С. Кармин,
А.В. Липницкий- «Конфликтология» Санкт-
Петербург 2000г.
Н.Ф. Вишняков «Конфликтология»
Минск 2000г.
Н.П. Аникеева «Учителю
о психологическом климате в
коллективе» Москва 1983г.
Р.Х. Шакуров «Директор
школы и микроклимат
Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев
«Причины конфликтов в педагогических
коллективах и пути их преодоления»
- Вопросы психологии №6 Москва 1986г.
С.С. Харин, А.Н. Башлакова,
Н.Ю. Клышевич «Диагностика и коррекция
коммуникативной деятельности педагогов»
Минск 1996г.
Н.И. Ходор « Лекции
по педагогической психологии»
«Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г.
Р.Х. Шакуров «Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.
Информация о работе Психология конфликтов в педагогическом коллективе