Психология конфликтов в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта.
1.1. Определение конфликта.
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
1.3. Основные стадии протекания конфликта.
1.4. Структура конфликта.
1.5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
1.6. Карта конфликта.
1.7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Глава 2. Педагогический коллектив.
2.1. Структура педагогического коллектива.
2.2. Директор и учитель.
2.2.1. Чего ждут учителя от директора?
2.3. Психологическая перестройка «трудного» учителя.
Глава 3. Конфликты в педагогическом коллективе.
3.1. Основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе.
3.2. Причины конфликтов.
3.3. Способы решения конфликтов.
3.4. Конфликты между директорами и завучами.
3.5. Трудности управления педагогическим коллективом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект исследования.
4.2. Результаты и выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Пед. психология1.docx

— 56.98 Кб (Скачать)

Высокий социально-психологический  статус дает человеку большую моральную  власть - неформальный авторитет, открывающий  возможность влиять на других людей. Члены коллектива, оказывающие преобладающее  влияние на мысли, чувства и поступки других благодаря своему более высокому неформальному авторитету (выгодная позиция в системе межличностных  отношений), называются лидерами. Понятия "неформальный авторитет" и "лидер" характеризуют место человека в  социально-психологической структуре  коллектива. Эта структура подчинена  в первую очередь социальной функции  управления - она обслуживает потребности  и интересы учителей. Поэтому авторитетами и лидерами становятся те, кто вносит наибольшую лепту в удовлетворение потребностей своих товарищей, борется  за их интересы. 

Коллектив хорошо управляется  тогда, когда его деловая и  социально-психологическая структуры  совпадают или очень близки. Это  значит: руководители, особенно директор школы и его заместители, одновременно должны быть лидерами, пользоваться наибольшим неформальным авторитетом. Если же основными  лидерами в школе являются рядовые  учителя, это может затруднить деятельность руководителей. Для успешного управления как минимум необходима поддержка администрации со стороны лидеров. Если же администрация тянет коллектив в одну сторону, а неформальные лидеры - в другую, не может быть продуктивной работы. 

Нередко в коллективе бывают отрицательные лидеры, оказывающие  на него негативное влияние. В таких  случаях возникает 

проблема их психологической  изоляции от других путем развенчания  их авторитетов в учительском  коллективе. Наличие отрицательных  лидеров свидетельствует обычно о незрелости коллектива, его нравственном неблагополучии. 

Поскольку коллектив  выполняет и производственные, и  социальные функции, то членов его оценивают  не только по деловым качествам, но и по нравственно-коммуникативным, культурно-эстетическим и другим, столь  нужным для удовлетворения духовных потребностей личности: отзывчивости, доброжелательности, милосердию и доброте, уважительности, скромности, общительности, широкой общей культуре, делающей людей интересными и привлекательными в общении, и другим человеческим качествам. Там, где в учителе  видят только работника, нет настоящего коллектива, как нет его и там, где не в цене деловые качества. 

Коллектив силен  входящими в него личностями. Поэтому  их свободное развитие, раскрытие  всех их дарований - важнейшее условие  создания полноценного коллектива. Но свобода не означает вседозволенности. Демократия, ответственность и дисциплина нерасторжимы. Слаженная совместная работа базируется на общих нормах, обязательных для выполнения всеми  учителями. Эти нормы устанавливаются  демократическим путем, опираются  на принятые коллективом решения. Смысл  участия людей в управлении как  раз в том и состоит, чтобы  нормы, регулирующие их поведение, вырабатывались сообща, выражали интересы всех - и самих  учителей, и общества в целом. 

В социально-психологическом  плане важным показателем успешности гармонизирующей деятельности руководителей  выступает совершенство критериев  оценки учителями своих коллег: если они ценят друг в друге и  деловые, и человеческие качества, если они выдвигают из своей среды  конструктивных лидеров, помогающих хорошо работать и жить, то это значит, что  педагогический коллектив управляется  правильно. 
 

2.2.Директор и учитель 

Взаимоотношения директора  и учителя образуют главное звено  в социально-психологической структуре  педагогического коллектива. В них  особенно важное значение имеет то слагаемое, которое называют авторитетом. АВТОРИТЕТ характеризует место  человека в системе межличностных  отношений, его статус. Он имеет особенно важное значение в деятельности руководителя. Как показали наши исследования, директора  школ и профтехучилищ, занимающих по эффективности учебно-воспитательной работы противоположные полюса, больше всего отличаются по величине своего авторитета в педагогическом коллективе. В связи с этим многие исследователи  считают, что главные секреты  успеха в управлении людьми надо искать в умении руководителей завоевать, авторитет в управляемом коллективе. Классики марксизма считали авторитет  является обязательным условием успешной организации совместной трудовой деятельности. 

Авторитет выполняет  две главные социально-психологические  функции: помогает сплотить коллектив  вокруг руководителя и усиливает  его влияние на руководимых. Как  подчеркивал А. С. Макаренко, "чтобы  из педагогического персонала получились ответственные, серьезные воспитатели, есть только один путь - объединение  их в коллектив, объединение вокруг определенной фигуры, центра педагогического  коллектива - директора". 

Проблема авторитета, интересующая людей с глубокой древности, до сих пор остается малоразработанной. Для объяснения его природы выдвигаются  разные концепции. По мнению некоторых  зарубежных ученых, авторитет во многом зависит от врожденных свойств личности (фрейдизм, социометрия и др.). По мнению других, его истоки надо искать в групповом взаимодействии: человек  завоевывает авторитет в том  случае, если вносит полезный вклад  в решение общей задачи (интеракционизм). Несомненно, качества человека, способствующие успеху деятельности группы, составляют немаловажную основу его авторитета. Но авторитет связан не только с  особенностями взаимодействия в  малой группе, а носит на себе печать ценностей и норм, присущих всему обществу, классу или социальному  слою. 

Более обоснованной является точка зрения исследователей, рассматривающих авторитет как  разновидность ценностного отношения  окружающих лиц к индивиду. Согласно этому подходу, статус личности зависит  от степени соответствия ее качеств, поведения ценностным ориентациям, требованиям и ожиданиям членов группы. 

Поскольку в ценностных ориентациях отражаются не только внутригрупповые  интересы, но и интересы, нормы и  ценности всего общества, то отсюда следует, что авторитет имеет  глубокие социальные корни, далеко выходящие  за узкие рамки внутригрупповых  потребностей и ценностей. 

С психологической  точки зрения авторитет есть результат  фиксирования на субъекте положительных  эмоций и оценок, выражающих удовлетворение членов группы. В развитом виде это относительно устойчивое отношение к другому человеку, которое выражается прежде всего в чувствах доверия и уважения к нему. Именно этим отношение к авторитету отличается от ситуационных переживаний удовлетворенности другим человеком. 

Благодаря тому что  авторитетная личность - это личность, соответствующая ценностным ориентациям  других, она приобретает социально-психологическую  привлекательность и выступает  как стержень, объединяющий и сплачивающий их вокруг себя. Ожидания людей во многом определяются их конкретным социальным положением, а в условиях трудовой деятельности - исполняемой должностью. Поэтому в человеке ценятся прежде всего качества, необходимые для  успешной работы. 

Но это - общее  положение. Реальные закономерности формирования авторитета не укладываются в простую  формулу - далеко не всегда "удельный вес" различных качеств в формировании авторитета руководителя в точности определяется степенью их должностной  значимости. В частности, потому, что  каждая группа склонна придавать  повышенное значение тем качествам  руководителя, которые более важны  для взаимодействия с ее членами, удовлетворения ее потребностей и интересов. Объективная значимость качеств  человека становится основанием его  авторитета по стольку, поскольку она  воспринимается как важное и значимое окружающими людьми. 

В условиях демократического общества наряду с деловыми качествами большую ценность для членов коллектива представляют гуманистические черты  личности руководителя, его идейно-политические качества, умение опираться на подчиненных. Именно благодаря этим чертам прежде всего он становится лидером коллектива, завоевывает его авторитет. В  процессе перестройки нашего общества роль этих качеств в формировании авторитета управленца будет все  более возрастать. 

Наконец, необходимо подчеркнуть следующий момент, важный для понимания природы авторитета. 

Субъективная ценность любого объекта определяется не только его реальной значимостью, но и степенью дефицитности. Как уже отмечалось, люди всегда больше ценят то, что  не очень широко распространено и  чего им недостает. Когда предмет  полностью удовлетворяет соответствующую  потребность, человек как бы перестает  его замечать и ценить - наступает  эмоциональная адаптация. 

Дефицитность (в социально-психологическом  смысле) есть показатель неполноты  соответствия определенных объектов или  их свойств потребностям и требованиям  данной социальной группы. Психологическая  тенденция ценить прежде всего дефицитное распространяется и на сферу межличностных отношений в системе руководства - подчинения: в данном руководителе при всех прочих условиях (при равной должностной значимости) больше ценят те положительные качества, которые у других руководителей выражены в меньшей степени, являются для них дефицитными. 

Стало быть, авторитет  в первую очередь возникает на основе механизма "дефицита". 

Среди слагаемых  авторитета особенно важную роль играет доверие. Оно определяет степень "открытости" личности к суждениям и оценкам  другого человека, готовности принять  их без существенной критической  оценки. Доверие вырастает из веры -убежденности в наличии у другого  лица определенных достоинств, уверенности  в том, что он действует компетентно  и правильно, не подведет в трудной  ситуации, проявит искренность и  добрую волю. Функция доверия в  процессе общения состоит в компенсации  отсутствующих в данный момент объективных  доказательств в пользу истинности слов другого человека, его знаний и намерений и в обеспечении  устойчивого сотрудничества между  ними. Доверие к руководителю - главное  условие его действенного влияния  на руководимых. 

Так, образцом человека, пользовавшегося доверием у масс, был большевистский вожак Я. Свердлов. "Только ему,- говорил В. И. Ленин,- удалось завоевать такое положение, что... достаточно было одного его слова, чтобы непререкаемым образом, без  всяких совещаний, без всяких формальных голосований, вопрос был решен раз  навсегда, и у всех была полная уверенность  в том, что вопрос решен на основании  такого практического знания и такого организаторского чутья, что не только сотни и тысячи передовых рабочих, но и массы сочтут это решение  за окончательное" 

Доверие существенно  перестраивает межличностное восприятие. Действия лица, заслуживающего доверие, могут казаться правильными даже в тех случаях, когда они небезупречны с профессиональной или нравственной точки зрения. Если его поступки допускают разные толкования, под  влиянием доверия они воспринимаются лишь в выгодном свете: им приписывают  хорошие намерения, в них замечают, скорее, положительные стороны. Ошибки и недостатки облеченного доверием лица часто не замечаются или кажутся  незначительными, случайными. И напротив, при отсутствии доверия все слова  и действия человека берутся под  сомнение. Его мысли кажутся неглубокими, не заслуживающими внимания, доброта  представляется неискренней, имеющей  скрытый смысл, советы воспринимаются как легковесные и некомпетентные. Используется любая возможность  истолковать его действия в негативном свете, обесценить их. Это ведет часто  к конфликтам, к невозможности  заниматься общим делом. Поэтому  не вызывающий доверия руководитель неспособен направлять деятельность подчиненных  и сотрудничать с ними. 

Доверие к руководителю зависит от того, насколько он надежен  с деловой и нравственной точек  зрения, от последовательности и систематичности  проявления его профессиональных и  человеческих качеств. 

А какие же конкретно  качества больше всего возвышают  директора в педагогическом коллективе, делают его личность авторитетной в  глазах учителей? 

Как уже отмечалось, уважение учителей к директору более  всего зависит от наличия у  него нравственно-коммуникативных  качеств, которые наиболее дефицитны, а в наименьшей степени - от административно-распорядительских, выраженных достаточно ярко. По этому  показателю профессионально-деловые  качества заняли позицию между ними. 

Несомненно, к числу  объективно важных качеств относится  и требовательность. Но она связана  с авторитетом не столь тесно. Почему? Потому что находится по уровню развития на первом месте у  директоров. То же самое можно сказать  и о трудолюбии. 

Конечно, руководители одобряют и нравственные качества учителя, его отзывчивость, вежливость, уважительность. Но они не выходят в лидеры. Причина  этого в том, что они не очень  дефицитны: в общении с директором подчиненные чаще всего бывают корректными  и предупредительными. 

Результаты исследований показывают, что отношение директора  к учителю строится прежде всего  по механизму "содействия", затем - "бумеранга" и "созвучия". Имеет  значение и внешняя привлекательность  учителя, хотя она и замыкает престижный ряд. 

Информация о работе Психология конфликтов в педагогическом коллективе