Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:38, реферат

Краткое описание

В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание", - постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Оглавление

Введение
Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования
1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся
1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения
1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессии
Вывод к главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах
2.1 Организация и проведение методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод к главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

bestref-182925.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Профильное обучение преследует следующие цели:

1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3) способствование установлению ровного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В современном варианте главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы "способствовать самоопределению учащихся", чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу [20].

Профориентационная работa с учащимися, делится на несколько этапов:

1. Пропедевтический этап (8-й класс) - выявление образовательного запроса учащихся.

2. Основной этап (9-й класс) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.

3. Завершающий этап (по окончанию 9-го класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Составляющими профессионального самоопределения школьника являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе [40].

Рассматривая особенности профессионального самоопределения учащихся профильных классов, нельзя не отметить связь этой категории с такими понятиями, как: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание [3,c.48].

В ряде исследований утверждается, что профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека (внутренние обстоятельства человека).

Профильное обучение, как внешнее обстоятельство развития личности учащегося рассматривается в качестве своеобразного благоприятного внешнего условия для профессионального самоопределения учащихся [2, c.88].

Переход на массовое профильное обучение в современных условиях рассматривается как осуществление радикальной дифференциации и индивидуализации образования; с социальных позиций - как наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций - как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика; с методических позиций - как построение новой дидактической системы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обучения учащихся [42, c.25].

Возможные направления профилизации и структуры профилей

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля [42].

В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает:

1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровне и в приемлемом темпе.

2. Четкое структурное объяснение материала или обучение практической операции.

3. Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществить на ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку всего курса.

4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика.

5. Создание условие для самообразования, самореализации, развития творческого мышления, простора фантазий и мысли" [30].

В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:

1. Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий).

2. Практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов).

3. Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [30].

Таким образом переход к профильному обучению позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования [36, c.36]

1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессии

 

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения [31, c.76].

Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути [32, c.122].

Цель психолога построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Задачами психолога являются:

консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог - ученик”;

создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения [43].

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы:

для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога [44]. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме [43].

3. Психопросвещение. Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становится очень актуальным [28, 41].

Для того, чтобы передаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития, выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.

4. Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии [43].

Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.

В настоящее время разработано восемь углов ситуации выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагают сделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать [9, 34].

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителя, школьных педагогов. Учитель - это не просто математик, или литератор, но вместе с тем и специалист - человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя. Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель - представитель общества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждается общество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов.

4. Личные профессиональные планы. Профессиональный план - не вещь, а представление, образ в голове и многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам. Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими. Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом морально несостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением