Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Введение
.Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным
ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает
представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии,
находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь.
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической,
цветовой, пластической.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти
в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь
маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –
все это в совокупности и составляют творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа
наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому,
целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства -
выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям
деятельности.
Я, учитель изобразительного искусства и счастлива, что веду эти уроки, хотя
это ко многому обязывает: не только научить детей практическим навыкам, но и
развить в них творческое начало, воспитать в них нравственно-эстетические
чувства.
Очень часто за последние три года результаты моих учеников были настолько
впечатляющими, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это
удел одаренных, талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение
работы, в наших условиях выполняют обычные дети, при том, практически все. Я
считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способами
деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать
условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто
проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и
гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо
создания определенных условий. Уроки искусства и творчества немыслимы без
создания особой
эмоциональной атмосферы
созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого
слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных
образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где
проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок
спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие.
Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой
личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь,
душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах
художественно-творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к
продуктивной деятельности, начиная с первого класса.
Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие
современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых,
инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и
качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный
потенциал народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей, другие в
большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и
способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются
редко.
Школьный учитель..
Именно на него ложится главная
выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу
подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и
творческому мышлению, развить чувства.
Суть в том, что роль науки и искусства в воспитании различна. Наука
рассматривает сам предмет, искусство – отношение человека к нему. Наука дает
знания, искусство наполняет их смыслом, поскольку способно воздействовать на
душу людей. Наука обеспечивает человека информацией, развивает логическое
мышление. Искусство формирует мышление творческое, учит мыслить образно. В
сочетании они позволяют воспитать человека нравственного, который не может
стать плохим, бездумным работником и специалистом.
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно
процесс развития художественно-творческих способностей у детей 6-10 лет.
В ходе данного исследования ставились следующие задачи
1.Выявление и
развитие креативных
практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного
искусства и художественного труда.
2. Общее развитие
детей: формирование
творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной
и практической деятельности.
3.Выявление и
использование эффективных
способностей на уроках изобразительного искусства и технологии.
Особенности обучения на уроках творчества.
Уроки изобразительного искусства и художественного труда я объединяю одним и
тем же понятием – уроки творчества. Потому, что на этих уроках решаются очень
похожие задачи и цели, разные только средства и методы. Уроки творчества –
это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам
искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические
задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока
в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап
вхождения в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать своих
учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот
прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький художник поверил в
свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а
уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный
процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Как должен доверять
маленький художник учителю, чтобы рядом с ним оставаться самим собой! Педагог
должен быть профессионалом во всех областях своего предмета, чтобы дети
поверили ему. Я знаю, как дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их,
ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. Ведь, именно
педагог является инициатором творческих задумок. А я с огромным интересом
наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами. Дети доверяют мне
потому, что я никогда не скажу в их адрес злого и обидного, не буду при всех
критиковать их работу, а только помогу , посоветую, как исправить неточности
и ошибки. Я постаралась также создать им особую обстановку, атмосферу. Мой
кабинет напоминает творческую мастерскую. Он весь наполнен искусством, в нем
царит особый дух – дух детства, радости, добра, красоты, творчества. Он
наполнен предметами декоративно-прикладного и народного творчества, разными
поделками, безделушками и рисунками, сделанными мной и учениками на уроках.
Ни один из учеников не может пройти мимо этого маленького мира красоты. А
любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности
начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств,
эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию
дети несут в своем творчестве. Во-первых, задача учителя заключается в том,
чтобы, опираясь на
вышесказанные понятия и
уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях,
поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может
быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А
во- вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и
подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем,
одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь,
именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А.
Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности –
вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только
тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом
мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для
развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить
что-то новое.
Особенностью обучения на уроках творчества является то, что существуют два
основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное
(творческое).
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием
профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети
приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих
Информация о работе Особенности обучения на уроках творчества