Особенности обучения на уроках творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

Введение

.Искусство-это,  прежде всего  воспитание души, чувств, уважение к духовным

ценностям. Оно  не только отражает жизнь, но и формирует  ее, создает

представления  о  прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Я всегда с восторгом  смотрю на детские рисунки. Сколько  в них фантазии,

находчивости, как  непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь.

Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической,

цветовой, пластической.

Под творчеством  понимается деятельность по созданию новых, оригинальных

продуктов, новых  результатов, имеющих общественное значение.

Творчество –  это не просто всплеск эмоций, оно  неотделимо от знаний, умений,

а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При

решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или

создается нечто  новое. Вот здесь- то и требуется  развитие особых качеств ума,

такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить

связи и воображать все то, что в совокупности  и составляет творческие

способности.

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти

в нее и научиться  чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь

маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому,

целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства -

выявить и развить  творческий потенциал в доступной  и интересной детям

деятельности.

Я, учитель изобразительного искусства и счастлива, что веду эти уроки, хотя

это ко многому  обязывает: не только научить детей  практическим навыкам, но и

развить в них  творческое начало, воспитать в них  нравственно-эстетические

чувства.

Очень часто за последние три года результаты моих учеников были настолько

впечатляющими, что  те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это

удел одаренных, талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение

работы, в наших  условиях выполняют обычные дети, при том, практически все. Я

считаю, что развить  способности - это, значит, вооружить  ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления  и расцвета его одаренности. Способности  не просто

проявляются в  труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо

создания определенных условий. Уроки искусства и творчества немыслимы без

создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует

созидательной, творческой деятельности. Она достигается с  помощью живого

слова учителя, его  бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных

образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната  или класс, где

проходят уроки  творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок

спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие.

Ведь все это  является составным элементом для  развития духовной и творческой

личности. Весь арсенал  средств должен работать на то, чтобы  увлечь, зажечь,

душевно разбудить  учащихся. Только тогда можно говорить о результатах

художественно-творческой деятельности. Наиболее эффективный  путь развития

индивидуальных  творческих способностей лежит через  приобщение школьников к

продуктивной деятельности, начиная с первого класса.

                                           Но кому нужны творческие способности?

Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие

современные технологии, общество, как никогда нуждается  в творческих, смелых,

инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и

качества творчески  развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный

потенциал народа.

Получается, что  все должны стать творцами? Да! Пусть  одни в меньшей, другие в

большей мере, но обязательно  все. Откуда же взять столько талантливых  и

способных? Природа  не всегда щедра на таланты, они как  алмазы встречаются

редко.

Школьный учитель.. Именно на него ложится главная ответственность  за

выявление потенциальных  способностей и талантов, он в ответе за судьбу

подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и

творческому мышлению, развить чувства.

Суть в том, что  роль науки и искусства в воспитании различна. Наука

рассматривает сам  предмет, искусство – отношение  человека к нему. Наука дает

знания, искусство  наполняет их смыслом, поскольку  способно воздействовать на

душу людей. Наука  обеспечивает человека информацией, развивает  логическое

мышление. Искусство  формирует мышление творческое, учит мыслить образно. В

сочетании они  позволяют воспитать человека нравственного, который не может

стать плохим, бездумным  работником и специалистом.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно

процесс развития художественно-творческих способностей у детей 6-10 лет.

     В ходе данного исследования ставились следующие задачи

1.Выявление и  развитие креативных способностей  детей, которые необходимы для

практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного

искусства и художественного  труда.

2. Общее развитие  детей: формирование художественного  вкуса, активизация

творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной

и практической деятельности.

3.Выявление и  использование эффективных приемов  развития творческих

способностей на уроках изобразительного искусства  и технологии.

     Особенности  обучения  на  уроках  творчества.

Уроки  изобразительного искусства и художественного  труда я объединяю одним и

тем же понятием –  уроки творчества. Потому, что на этих уроках решаются очень

похожие задачи и  цели, разные только средства и методы. Уроки творчества –

это особые уроки  и требования к ним особые. Они  должны строиться по законам

искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические

задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству  в условиях школьного урока

в осмысленной  творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап

вхождения в «Храм  искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать своих

учеников, бережно  поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот

прекрасный и  разнообразный мир. Как важно, чтобы  маленький художник поверил в

свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних  глаз, а

уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный

процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Как должен доверять

маленький художник учителю, чтобы рядом с ним  оставаться самим собой! Педагог

должен быть профессионалом во всех областях своего предмета, чтобы  дети

поверили ему. Я  знаю, как дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их,

ждут от меня новых  творческих идей, новых интересных тем. Ведь, именно

педагог является инициатором творческих задумок. А  я с огромным интересом

наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами. Дети доверяют мне

потому, что я  никогда не скажу в их адрес  злого и обидного, не буду при  всех

критиковать их работу, а только помогу , посоветую, как  исправить неточности

и ошибки. Я постаралась  также создать им особую обстановку, атмосферу. Мой

кабинет напоминает творческую мастерскую. Он весь наполнен искусством, в нем

царит особый дух  – дух детства, радости, добра, красоты, творчества. Он

наполнен предметами декоративно-прикладного  и народного  творчества, разными

поделками, безделушками и рисунками, сделанными мной и учениками  на уроках.

Ни один из учеников не может пройти мимо этого маленького мира красоты. А

любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности

начинается с  красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств,

эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию

дети несут в  своем творчестве. Во-первых, задача учителя заключается в том,

чтобы, опираясь на вышесказанные понятия и представления  детей, повысить

уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях,

поступках. Научить  детей понимать истинную красоту, которая  не всегда может

быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А

во- вторых, нужно  учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и

подводить их к  тому, чтобы они были деятельными  в своей жизни. Вместе с тем,

одна из важнейших  задач педагога – научить ребенка  творческому видению. Ведь,

именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А.

Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности –

вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только

тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется  ярким светом

мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Искусства изобразительные  и прикладные таят в себе огромные возможности для

развития творческих способностей, фантазии, развивают  способность творить

что-то новое.

     Особенностью  обучения на уроках творчества является то, что существуют два

основных  подхода. Их можно  определить, как академическое  и свободное

(творческое).

В первом случае детей  учат изображать объекты в соответствии с требованием

профессионального реалистического искусства. При  такой системе обучения дети

приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для  многих

Информация о работе Особенности обучения на уроках творчества