Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
вырезанным портретам дорисовываем силуэты. Из кусочков ткани можно вырезать и
приклеить платья различных фасонов. Рядом нарисовать диван и вырезать на него
покрывало и подушки из другой ткани. Над диваном нарисовать настольную лампу
и раскрасить. Тушью можно подштриховать границу соединения фотографии и
рисунка пером, сделать постепенный переход от темного снимка к графическому
изображению. Пером также можно дорисовать мелкие детали или вырезать их из
журнала. Как сюжетов изображения, так и самих приемов может быть множество.
Вооружив детей знаниями этих приемов, у детей получаются очень интересные и
творческие работы.
3. Объемный коллаж. «Коробочка интересов».
Нам будут необходимы – коробочка из-под конфет, всевозможный бросовый или
подручный материал, клей скотч, ножницы, журнальные вырезки, ткань
Цель данного занятия – научить отбирать материал по какому-либо признаку,
относящемуся к определенной теме и выполнить работу в одном стиле.
Ставлю на стол пустую коробку из-под конфет.
- Давайте соберем
в нее наши увлечения. У
увлечения и хобби, свои любимые занятия и предметы. Кто-то из ребят
предпочитает заниматься спортом. В его коробочке окажутся вырезки с
изображениями спортсменов и спортивного инвентаря, значки, теннисные шарики и
многое другое. У девочек любимая тема – парфюмерия и украшения. Коробочка
быстро заполняется пустыми флакончиками от помады, туши и духов, пудреницами,
кружевами, бусами, серьгами, цветами. Здесь учитель приходит на помощь. Он
советует ребятам, какие предметы сочетаются вместе, а от каких лучше
отказаться. Например, тема моды не очень хорошо сочетается с мягкой игрушкой,
а спорт – с бижутерией. На этом уроке и учитель может сделать такую коробочку
интересов, например, в мастерской художника, показав как правильно
компоновать предметы различной формы, величины и фактуры. В этой работе
должно присутствовать и настроение. Оно передается при помощи цветовых
решений. У кого-то будут темные и таинственные тона, а у кого-то - светлые и
нежные, мечтательные или яркие, контрастные. Фоном может служить ткань и
тематические вырезки или фотографии определенного, создающего настроение,
тона. Детям очень нравится комбинировать различные материалы, и композиции
получаются самые неожиданные и индивидуальные. Затем можно в игровой форме, в
классе, по сделанным работам угадывать учеников, которые сделали свои
коробочки интересов. И каждый в этой игре лучше и больше узнает друг друга,
узнает об увлечениях своего друга или подруги. Это сближает учеников между
собой и с преподавателем.
Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику,
способствуют формированию пространственного воображение. Кроме того, у детей
совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и
создавать интересные образы и изделия
Занятия этих трех видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство
вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать,
творить и познавать.
Конструктивный метод.
Ребенку предлагается видоизменить предложенный объект, используя данные или
добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно
использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец,
предлагаемый учителем, а можно с учетом творческого подхода, изменить
первоначальный вариант и выполнить по-своему способу изготовления, применив
изобретательность и находчивость. Ребенку также предлагается подумать над
практическим применением работы или предложить варианты использования
поделки.
Сюда также входят задания на активизацию приобретенных знаний и навыков.
Ребенок самостоятельно находит пути и приемы взаимодействия различных
известных ему технологий, например, пройденные приемы выступают в качестве
вспомогательных в новой поделке. Или же даются задания на создание нового
объекта по уже изученной технологии. Это развивает художественное видение и
конструктивное мышление.
Приведу конкретный пример: понятие дизайна, бумагопластика.
Для этого занятия нам потребуется – плотная бумага, клей, степлер,
фломастеры, веревка, ножницы.
О том, что внешний вид окружающих нас предметов разрабатывается художниками,
мы говорили на прошлых уроках. Искусство создания красивых и одновременно
удобных вещей называют дизайном, а художники – дизайнерами.
Предлагаю детям усовершенствовать нашу люстру.
- У всех дома люстры разные по форме и цвету. Мы попробуем придумать свои, а
самая лучшая заменит старую в нашей мастерской. Показываю несколько
вариантов, на основе которых дети склеят свои люстры, выбрав свой вариант.
Если полоску бумаги свернуть цилиндром и склеить, а сверху крест-накрест
прикрепить полоски бумаги, то получится примитивный плафон. А если прикрепить
к середине бумажного креста нитку, его можно будет подвесить к потолку.
Если цилиндр расстричь снизу до половины на полоски и загнуть их с помощью
ножниц вверх, то получится уже новая форма люстры. Бумажные цилиндры могут
быть различной формы – короткими и широкими или длинными и узкими. Это право
выбора юных дизайнеров.
Показываю другой способ. Вырежем из бумаги круг и сделаем один разрез от края
до центра круга. Наложим края разреза друг на друга, скрепим степлером или
клеем. Получится широкий конус, ширину которого можно регулировать. Украшать
его дети будут самостоятельно, используя знания объемной аппликации –
коллажа, изученных на предыдущих уроках
А можно использовать другой способ. Бумажный прямоугольник свернуть в кулек и
скрепить степлером или клеем. Сделав несколько таких кульков, наклеить их на
бумажную полоску, свернутую в кольцо. Все эти модели можно комбинировать друг
с другом, а можно придумать и свой вариант. Чтобы сделать люстру цветной,
бумажные прямоугольники лучше заранее украсить. Их можно разрисовать гуашью и
расписать различными орнаментами, или вырезать из цветной самоклеющей пленки
различные узоры – аппликации, можно использовать ткань, различные
декоративные материалы: блестки, фольгу, кисточки из нитей, тесьму и многое
другое. Здесь я уже даю право выбора технических средств самим ребятам. Они
должны проявить свои художественные и изобретательные способности
самостоятельно, используя приобретенные навыки. Остальные варианты и детали
дети придумывают сами, достаточно показать им несколько приемов.
Дети заражаются идеей создания новой люстры. Главное – не забыть, что она
должна быть не только оригинальной, но и функциональной.
Для конструктивных методов хорошо подходят и другие занятия, например,
придумать карнавальный костюм или сцену для кукольного театра,
конструирование различных предметов из подручных материалов и т. д.
Умение что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно,
избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире, а также развивает
ловкость рук и точность глазомера.
Таким образом, на примерах вышеописанных занятий, я показала, как
использовать различные методы для достижения продуктивной творческой
деятельности, и при этом опираться на главный принцип построения уроков –
принцип от простого к сложному.
.
Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного
искусства.
В рисунках ребенок изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и
эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие
его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Со
временем ребенок выражает в рисунке более развитый взгляд на окружающий мир,
придавая ему все большее правдоподобие, делая рисунок более точным,
реалистичным и выразительным.
На уроках изобразительного искусства я также использую принцип от простого к
сложному. Вначале мы наблюдаем, сравниваем, оцениваем, знакомимся с азами
цветоведения и художественными материалами. И только затем, используя все
эти навыки, переходим к творческим и поисковым композициям.
Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития
творческих способностей. Она предполагает:
- выбор сюжета
- подбор материала
- цветовая гамма
.
1. Урок по воображению и наблюдению.
Самые первые уроки – это всегда настоящий праздник цвета! Обилие живых
цветов, которыми украшен класс, это не только наглядно – активный антураж,
создающий праздничную атмосферу на уроке, но это еще и фон для любования,
всматривания, наблюдения в красоты природы. Красота цветов проникает в души
детей, именно она будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.
На первых уроках дети знакомятся с тремя самыми главными и волшебными
цветами. Дети узнают и о том, какие чудесные превращения происходят с ними,
когда они сливаются друг с другом, они научатся смешивать их наблюдать и
передавать красоты природы. Примером для одного из таких уроков послужит тема
« Сказочные цветы», где ребята услышат маленькую сказку о том, как злой
волшебник решил наказать художника, спрятав от него все краски и оставив
только красную, синюю и желтую. Таким образом, они невольно будут вовлечены в
игру, помогая художнику выйти из затруднительного положения, и вполне
самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.
Прежде чем ребята начнут работать красками, превратим их в эльфов. Так им
будет интереснее и полезнее для работы, т. к. задача урока написать цветы
сверху.
И пролетая над лугом или полем, эльфы не видят стеблей, а только красивый и
пестрый ковер цветов с яркими пятнами, такие же, как у нас в классе.
Информация о работе Особенности обучения на уроках творчества