Н. Рерих – истоки творчества и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Николай Константинович Рерих занимает почётное место среди деятелей русской культуры. Великий русский художник, философ, мистик, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Широко распространена версия о том, что Н.К. Рерих (в ряде источников – Рёрих) был одним из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной культуры и её роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своём творчестве показать это другим. «Культура, - пишет он, - есть почитание света.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИМЛИ.docx

— 61.02 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГО ВПО «Донской Государственный Технический Университет»

Кафедра «Связи с общественностью»

Курсовая работа

По курсу «История мировой литературы и искусства»

на тему:

« Н. Рерих – истоки творчества и особенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

группа ГСО-12

Козлова Татьяна

Проверил:

д. филол. н.,

проф. Кузнецова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011 год.

Введение

Николай Константинович Рерих занимает почётное место среди деятелей русской культуры. Великий русский художник, философ, мистик, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Широко распространена версия о том, что Н.К. Рерих (в ряде источников – Рёрих) был одним из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной культуры и её роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своём творчестве показать это другим. «Культура, - пишет он, - есть почитание света. Культура – есть любовь к человеку. Культура – есть сочетание жизни и красоты. Культура – есть оружие света. Культура – есть спасение. Культура – есть двигатель. Культура – есть сердце. Если соберём все определения, мы найдём синтез действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, взгляды на высокое назначение искусства и культуры. Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизана вся жизнь этого человека. 

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение истоков творчества Н.К. Рериха, а также  многообразнейших устремлений в разные периоды его жизни.

К задачам курсовой работы относится: 1)освещение писательской деятельности Н. Рериха; 2)раскрытие особенностей художественной деятельности Н. Рериха; 3)рассмотрение личности Н. Рериха как общественного деятеля и философа; 4)обзор и анализ памятных мест и музеев, посвященных Н.К. Рериху.

Имеющее непреходящую художественную ценность творческое наследие  
Н. К. Рериха обретает особую актуальность в контексте современного диалога культур, т.к. гармонично интегрирует в себе различные традиции мирового искусства.

 

Жизнь и творчество.

Со времён Петра Первого представители рода Рерихов занимали видные военные и административные посты в России. Его отец – Константин Федорович – был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать – Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие деятели, как Д. Менделеев, Л. Ивановский, Н. Костомаров и другие. Родился Н. Рерих  27 сентября (9 октября) 1874 года, в Санкт-Петербурге. С самого детства Николая Рериха привлекали живопись, археология и богатое культурное наследие Востока. В семье, кроме Николая, было ещё трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – всё удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

В 1893 году  окончив гимназию, Николай Рерих поступает на юридический факультет Петербургского университета, который закончит в 1898 году, и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А.И.  Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Он начинает проводить многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае. Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.

В 1897г. Н. Рерих oкончил Петербургскую Академию художеств. Диплoмной работой была картина «Гонец», которую впоследствии приобрел  знаменитый  собиратель произведений русского искусства П. М. Третьякoв.

После этого Рерих встретился с Толстым. И эта встреча для него стала судьбонoсной. Oбращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалoсь ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!».Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Рoдины много потрудиться».

 Работает Н. К. Рерих в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Идолы» (1901), «Начало Руси. Славяне» (1896) и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Уже в первых картинах проявляется своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

В 1899 году в поместье князя Путятина он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. В 1901 году состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. А в 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а  Святослав – в 1904, будущий общественный деятель и художник.

 Н. К. Рерих вместе с женой в 1903-1904 совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской архитектуры и иконописи.

Как художник Рерих работал в области монументальной (мозаики, фрески), станковой и театрально-декорационной живописи.

В 1906 году Рерих создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом.  Также эскизы мозаик для Троицкого собора Почаевской лавры, 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове, 12 панно для виллы Лившиц в Ницце. В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине(композиция «Царица Небесная» и др.).

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Валькирия», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Снегурочка» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, балет «Весна священная», «Псковитянка» Римского-Корсакова.

Особый интерес русская интеллигенция проявляла к философии и культуре Востока. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, изучал философию Востока, а также труды выдающихся мыслителей Индии- Рамакришны и Вивекананды.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпос ( «Зловещие, «Город строят» и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры Индии и России, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».

Николай Рерих с 1906 по 1918 год является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Венеция, Париж, Рим, Берлин, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, а также Лувр и другие европейские музеи.

Изменяется его подход к исторической теме: фольклор, мифология, история превращаются в источники, из которых художник черпает материал для своего метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. Около 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. В этот период усиливается поиск художника в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых его творчеству.

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции. С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.

Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал - света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи об охране культуры и мира.

В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.

В 1916 году Н. К. Рерих тяжело заболел и по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию, на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду давала возможность заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.

4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький у себя на квартире собрал большую группу писателей, художников и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Петров-Водкин, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя - А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке.

В 1917 году Финляндия  закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины. Получив в 1919 году приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. И в этом же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской «Теософское общество». Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку А. П. Бородина и М. П. Мусоргского.

 Н. К. Рериху в 1920 году приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

В Америке Рерих заработал репутацию гуру, провидца и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства и даже строили для него музеи, один из которых до сих пор стоит в Нью-Йорке. За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи. Также были основаны культурно-просветительские организации. В 1921 году в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.

Спиритические сеансы.

В  Петербурге ( в светской среде) было распространено увлечение спиритизмом. С 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Н. Рерих осваивает метод «автоматического письмв». Он делал записи методом автоматического письма. Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя - Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола и другие. Статья Рериха «О свободе передвижения предметов искусства» дана автоматическим письмом. О спиритических сеансах Рерихов известно также из их семейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали души умерших людей.

Информация о работе Н. Рерих – истоки творчества и особенности