Н. Рерих – истоки творчества и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Николай Константинович Рерих занимает почётное место среди деятелей русской культуры. Великий русский художник, философ, мистик, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Широко распространена версия о том, что Н.К. Рерих (в ряде источников – Рёрих) был одним из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной культуры и её роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своём творчестве показать это другим. «Культура, - пишет он, - есть почитание света.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИМЛИ.docx

— 61.02 Кб (Скачать)

Рериховский буддизм и коммунизм.

 Рерих стоял  в открытой оппозиции к Советской  власти после Октябрьской революции, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников. Осенью 1924 года он отправился из Америки в Европу и посетил там представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и с его помощником Г. А. Астаховым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рериха в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926) содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным. Позже была издана «универсальная» версия книги - без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община».

Центрально-азиатская экспедиция 1924—1928 г.

События, произошедшие в первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи», а также дневниках других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский). Имеется также ряд рассекреченных документов советской, английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в этот период.

Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет.

Некоторые считают, что это -  художественные и этнографические цели. 
Версия об исключительно художественных и этнографических целях центрально-азиатской экспедиции Рериха описана в работах Л. В. Шапошниковой.

Другие считают, что основной задачей было выполнение агентурных заданий ОГПУ. 
Эта версия была изложена Олегом Шишкиным. Согласно ней, Николай Рерих был завербован ОГПУ, а экспедиция была организована на деньги советской разведки, целью которой было свержение Далай-ламы XIII.

Другая версия, что это - политические цели. Строительство «Новой Страны». 
Согласно версии В. А. Росова, Рерих был вовлечён в большую политику, пытаясь осуществить мечту о «Новой Стране». По утверждению Росова Рерих вырабатывал общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией.

И ещё одна версия. Она заключается в том, что Н. Рерих искал Шамбалу. 
По этой версий Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки

2 декабря 1923 года  Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год.

Во время экспедиции были проведены этнографические и археологические исследования в неизученных частях Азии, были найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), сделаны описания местных обычаев, создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока»

Эта экспедиция проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу. По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по словам Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов».

Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в долине Кулу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед с мировым именем.

Маньчжурская экспедиция.

После Н. Рерих отправился в долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта отправил Рериха в экспедицию с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают философские и научные темы. В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. Однако Рерих, игнорируя по большей части порученную ему миссию, погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию была с японским военным министром, и целью встречи было исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке Азии. Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза.

Рерих вел самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, стал заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Также это привлекло внимание белогвардейской контрразведки, которая, установив факт посещения Рерихом Москвы и его теософские увлечения, раздула скандал в прессе. Японские власти были недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в харбинской прессе по дискредитации его культурной миссии. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор». После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей.

В Шанхае 21 сентября 1935 года экспедиция была досрочно прекращена. Лишение поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.

Понятие культуры у Н. К. Рериха.

В обширное  понятие «культуры» Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта искусства, науки и образования. Н. Рерих сформулировал принципиальное отличие «культуры» от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

«Пакт Рериха».

 Н. К. Рерих в 1929 году сотрудничает с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером и подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает и отличительный знак для идентификации охраняемых  объектов - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. По мнению доктора истории Брачева В. С., Пакт Рериха и движение «Знамя Мира» носят масонский характер и являются дополнительным подтверждением принадлежности Н. К. Рериха к масонству.

За международную культурную деятельность и инициативу Пакта Рерих в 1929 году был выдвинут  на Нобелевскую премию мира. В 1929 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, худoжественные и образовательные учреждения всего мира. В результате, в ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетoм по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение. Из речи Н. Рериха: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Герберт Уэллс и др.Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым. 30 августа 1933 года правительство сообщило о ненужности Пакта Рериха, поскольку все пункты этого документа уже включены в Гаагскую конвенцию, принятую Соединёнными Штатами на государственном уровне. Но все-таки подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Документ был ратифицирован 10-ю из 21 стран американского континента.

Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке, и в Европе. Это позволило ему предпринять вторую попытку добиться Нобелевской премии Мира, о чем сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке получили соответствующее задание, отправившись в Европу с пакетом рекомендательных писем. Генри Уоллес на следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение: « профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира».

Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а в Америке 23 июня разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста в газете, и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. В результате скандала Генри Уоллес досрочно прекратил экспедицию Рериха и сделал всё, чтобы аннулировать Пакт. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, обличающих Н. Рериха (всего в 57 стран). Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции. Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма».

Религиозная тематика в художественном творчестве Н. Рериха.

Среди блистательного наследия русского культурного Ренессанса начала XX столетия едва ли не самыми неизвестными остаются страницы художественного творчества, связанные с украшением русских православных храмов. Между тем именно эта область изобразительного искусства сегодня вызывает повышенный интерес со стороны общества в связи с огромным размахом храмостроительства в современной России. 
Николай Константинович Рерих, немало способствовавший художественному открытию древнерусского искусства, был также в числе первых русских живописцев, взявших на себя труд возрождения иконописного наследия. В этом он продолжил дело, начатое еще в конце XIX в. В.М. Васнецовым, М. А. Врубелем и М.В.Нестеровым.

В самом начале XX столетия Н. К. Рерих мечтал о «новых путях религиозной живописи», где бы слились воедино искания современности, наследие «лучших мастеров всех времен» и глубокая национальная основа, в качестве которой, как он считал, «надо брать первоисточники». Отсюда и желание Рериха постичь и передовые художественные течения, и «подлинную красоту икон, равноценную в народном значении итальянским примитивам». 
В первой мозаике для церкви «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга (1906) Н. К. Рерих вместо условного золотого фона выводит замысловатую плетенку, столь характерную для искусства викингов и ранней русской миниатюры. Художник, увлеченный в ту пору «варяжским вопросом», счел уместным в церкви, находящейся в самом начале великого водного пути «из варяг в греки», напомнить о влиянии норманнов на русскую историю и культуру. 
В мозаике для церкви села Пархомовка, в композиции Покрова Пресвятой Богородицы (1906), Н.К.Рерих изображает хоровод ангелов. Не найдя подобной византийско-русской иконографии, Н. К. Рерих обратился к итальянским примитивам и написал своих ангелов так, как это делали Мазо ди Банко и Якопе ди Чьоне.

Еще более заметны западные влияния в Пермском иконостасе, созданном Рерихом в 1907 г. В то время он только что совершил паломничество по музеям и святыням Италии и, несомненно, обилие ярких художественных впечатлений не могло не отразиться на его творчестве. В надвратной иконе «Тайная вечеря» художник в изображении апостолов следует образам молящихся из известной мозаики середины XIII в. собора Святого Марка в Венеции. Предпочтение, отданное мастерам интернациональной готики было не случайным, поскольку в ней жил дух романтической куртуазности, почитания Прекрасной дамы. Преклонение перед вечной божественной женственностью в сцене Благовещения на Царских вратах, открывающих, согласно христианским догматам, путь к спасению, как бы говорило и о спасительной миссии красоты, олицетворенной в женском начале. Именно так видели философы Всеединства софийную душу мира, открывающуюся как красота. Все это было необычайно созвучно замыслу Н. К. Рериха, посвятившего свой иконостас женскому монастырю, стремившегося отдать дань уважения святым женам, мученицам и подвижницам.

Информация о работе Н. Рерих – истоки творчества и особенности