Н. Рерих – истоки творчества и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Николай Константинович Рерих занимает почётное место среди деятелей русской культуры. Великий русский художник, философ, мистик, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Широко распространена версия о том, что Н.К. Рерих (в ряде источников – Рёрих) был одним из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной культуры и её роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своём творчестве показать это другим. «Культура, - пишет он, - есть почитание света.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИМЛИ.docx

— 61.02 Кб (Скачать)

 В основу талашкинской росписи (1910-1914), как отмечал сам Н. К. Рерих, легли «мысли о синтезе всех иконографических представлений». Действительно, в лике Царицы Небесной, в ее украшениях можно найти немало общего с известными византийскими мозаиками VI-ХИ вв.

В целом в этом несколько прямолинейном соединении православной и католической иконографии Н.К.Рерихом декларировалась мысль не только о близости чисто художественных средств выразительности, но и о единстве религиозных истоков обеих ветвей христианства. Подобные идеи волновали также русских философов Всеединства, и в первую очередь В.С.Соловьева. 
Соединяя в своем творчестве просветленное мироощущение икон с повышенным эмоциональным настроем византийских мозаик и живописи раннего Возрождения, Н. К. Рерих смог явственно выразить переживания своей эпохи. Фактически художественное мышление современного мастера здесь на новой живописной основе развивает возможности, заложенные в средневековом искусстве России и Западной Европы. Все это органично переплавилось у Н.К.Рериха в единую художественную концепцию, для которой характерно не только воскрешение лучших заветов старины, но и впитывание современных веяний модерна. 
Восприятие и претворение чужого на своей родной почве — характерная способность религиозного искусства Древней Руси.

Годы Второй Мировой войны.

Будучи в Индии, Николай Константинович с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Он пишет статьи в газетах и выступает по радио в поддержку советского народа.

В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

В «Листах дневника» Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых военному и трудовому подвигу советского народа.

Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав - России и США. В Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас, В. Терещенко.

В 1942 году, ещё до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. Рерих писал в дневниках: «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…». Позже Индира Ганди вспоминала: «Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал».

В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями.

Там же художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало огромное количество людей.

Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в СССР, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.

В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир».

Завет Николая Константиновича Рериха был таков: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. …Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский».

Музеи, посвящённые жизни и творчеству Н. К. Рериха.

Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение. Сегодня рериховские общественные организации работают во многих странах Западного полушария, Европы и некоторых странах Азии, а также в Австралии. В нашей стране действуют сотни рериховских обществ и неформальных групп. Рериховское движение почитателей «Живой этики» особенным образом повлияло на развитие нью-эйдж в России.

Первый музей, посвящённый Рериху был открыт в 1921 году в Нью-Йорке с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Л. Хорша. Однако скандал вокруг Музея Рериха, спровоцированный Хоршем в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и в том числе музея.

Благодаря усилиям близких друзей в 1949 году в Нью-Йорке был открыт другой Музей Н. К. Рериха. Он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нём, о его жизни и творчестве.

В Государственном музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К. Кемпбелл и С. Н. Рериха, созданы Мемориальный кабинет Н. К. Рериха, постоянная экспозиция его творчества и научный отдел наследия Рерихов. В 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции. Было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом. Однако Государственный музей Рериха существует пока только на бумаге. В Музее Востока действует научный отдел наследия Рерихов, занимающийся всесторонним исследованием и популяризацией из жизни и творчества.

В имении Извара под Санкт-Петербургом открыт Музей-усадьба Н. К. Рериха, представляющий собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей Рериха. Открыт он был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII — начала XX века, старинный парк и родниковые озера.

В итоге сложных и драматических событий был создан Музей имени Н. К. Рериха при общественной организации «Международный центр Рерихов», директором которого является Л. В. Шапошникова.

Часть наследия семьи Рерихов (картины, архив, библиотека и семейные реликвии) составляет основу общественного Музея имени Н. К. Рериха. Первая музейная экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходят ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей, организуются выставки и концерты, читаются лекции, посвящённые наследию Н. Рериха.

Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» был создан 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.

В честь Н. Рериха и его семьи были названы пик и перевал на Алтае, ледник и перевалы на Тянь-Шане, создано огромное количество почтовых марок с его изображением.

15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Н.С. и Л. И. Черных была открыта малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов.

В октябре 1999 года в своём выступлении в Музее имени Н. К. Рериха об этом событии астроном Н. С. Черных, открывший более 500 астероидов, сказал: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11 представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты «Рерих» - это международное признание творчества и выдающихся достижений Рерихов».

 

Заключение.

 

В своей курсовой работе по истории мировой литературы и искусства я ставила перед собой определённую цель и несколько задач. На мой взгляд, мне удалось полностью с ними справиться. Я рассмотрела жизнь и творчество интереснейшего человека, который проявил себя в разнообразнейших сферах деятельности. Н. К. Рерих прошёл долгий и трудный путь, достойный почтения и уважения. Творил этот человек в эпоху, наполненную различными трудностями и бедами, но, не смотря, ни на что Н. К. Рерих работал, не изменял своим  приоритетам, оставался самим собой, верным своим ценностям.

Творчество Н. К. Рериха – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Оно притягательно своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. « Это был человек с ясным и задумчивым лицом. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера» - вспоминал сын Н. К. Рериха Святослав. Николай Константинович был незаурядным человеком, серьезным и приветливым, вдумчивым, с замечательным чувством юмора. При любых обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях. Он никогда не менял своих предложений и слов, своих мыслей.

Н. К. Рерих был неутомим общественным деятелем, пропагандистом русской культуры за рубежом, страстным борцом за мир.

«Его жизнь могла бы стать темой не одного, а нескольких увлекательных романов. Прежде всего, это была бы книга о выдающемся художнике, наделённом богатым творческим воображением…» - писал Григорий Островский о Рерихе.

Я полностью согласна с этими словами. Таких талантливых людей рождается совсем не много. Мы должны гордиться тем, что живём в стране, где они жили и творили. Мы должны быть счастливы, что имеем такое уникальное наследие, которое создавалось годами и которое мы обязаны хранить и пополнять.

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники:

 

  1. Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008.

  1. Росов В. А. Николай Рерих - вестник Звенигорода, т. 1 (Великий план), СПб: Алетейя, 2002; т. 2 (Новая страна), М: Арьяварта, 2004

  1. Дубаев М. Л. Харбинская тайна Рериха. - М.: Сфера, 2001.

  1. И. Минутко. Искушение учителя (Жизнь и смерть Николая Рериха). АСТ-Пресс, 2008, серия: Историческое расследование.

  1. П. Ф. Беликов, В. П. Князева. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия. - 1973. 2-е изд.

  1. Л. В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. - М.: Международный Центр Рерихов. – 1998.

  1. Л. В. Шапошникова. Ученый, мыслитель, художник. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.

  1. Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1997

  1. Рерих Н. К. Об искусстве: Сб. ст. / Предисл. А. Д. Алехина, сост. С. А. Пономаренко. - 2-е изд.

  1. Н. К. Рерих. Листы дневника. Том второй.  1995. 

  1. Н. К. Рерих. Листы дневника. Том третий. Международный Центр Рерихов. 1996.

  1. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. 1994.

  1. Зажигайте сердца! Сборник. Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1978.

  1. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева - 2-е изд. 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

  1. Ларичев В. Е., Маточкин Е. П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993 г.

  1. Валентин Сидоров. На вершинах (Творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками) Советская Россия, 1977.

  1. Библиотеки на сайтах Международного Центра Рерихов и Ярославского Рериховского общества.

  1.  Международный выставочный проект «Рериховский век» (Санкт-Петербург) // Сайт Музея-института семьи Рерихов.

  1. Сайт ФГУ РГРК «Голос России».

 

 


Информация о работе Н. Рерих – истоки творчества и особенности