Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:45, курсовая работа
Николай Константинович Рерих занимает почётное место среди деятелей русской культуры. Великий русский художник, философ, мистик, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Широко распространена версия о том, что Н.К. Рерих (в ряде источников – Рёрих) был одним из немногих в 20 веке, кто понимал смысл истинной культуры и её роль в человеческой эволюции. Он постиг её философское значение и стремился в своём творчестве показать это другим. «Культура, - пишет он, - есть почитание света.
Годы Второй Мировой войны.
Будучи в Индии, Николай Константинович с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Он пишет статьи в газетах и выступает по радио в поддержку советского народа.
В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.
В «Листах дневника» Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых военному и трудовому подвигу советского народа.
Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав - России и США. В Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас, В. Терещенко.
В 1942 году, ещё до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. Рерих писал в дневниках: «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…». Позже Индира Ганди вспоминала: «Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал».
В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями.
Там же художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало огромное количество людей.
Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в СССР, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
Первый музей, посвящённый Рериху был открыт в 1921 году в Нью-Йорке с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Л. Хорша. Однако скандал вокруг Музея Рериха, спровоцированный Хоршем в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и в том числе музея.
В итоге сложных и драматических событий был создан Музей имени Н. К. Рериха при общественной организации «Международный центр Рерихов», директором которого является Л. В. Шапошникова.
Часть наследия семьи Рерихов (картины, архив, библиотека и семейные реликвии) составляет основу общественного Музея имени Н. К. Рериха. Первая музейная экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходят ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей, организуются выставки и концерты, читаются лекции, посвящённые наследию Н. Рериха.
Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» был создан 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.
В честь Н. Рериха и его семьи были названы пик и перевал на Алтае, ледник и перевалы на Тянь-Шане, создано огромное количество почтовых марок с его изображением.
15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Н.С. и Л. И. Черных была открыта малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов.
В октябре 1999 года в своём выступлении в Музее имени Н. К. Рериха об этом событии астроном Н. С. Черных, открывший более 500 астероидов, сказал: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11 представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты «Рерих» - это международное признание творчества и выдающихся достижений Рерихов».
Заключение.
В своей курсовой работе по истории мировой литературы и искусства я ставила перед собой определённую цель и несколько задач. На мой взгляд, мне удалось полностью с ними справиться. Я рассмотрела жизнь и творчество интереснейшего человека, который проявил себя в разнообразнейших сферах деятельности. Н. К. Рерих прошёл долгий и трудный путь, достойный почтения и уважения. Творил этот человек в эпоху, наполненную различными трудностями и бедами, но, не смотря, ни на что Н. К. Рерих работал, не изменял своим приоритетам, оставался самим собой, верным своим ценностям.
Творчество Н. К. Рериха – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Оно притягательно своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. « Это был человек с ясным и задумчивым лицом. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера» - вспоминал сын Н. К. Рериха Святослав. Николай Константинович был незаурядным человеком, серьезным и приветливым, вдумчивым, с замечательным чувством юмора. При любых обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях. Он никогда не менял своих предложений и слов, своих мыслей.
Н. К. Рерих был неутомим общественным деятелем, пропагандистом русской культуры за рубежом, страстным борцом за мир.
«Его жизнь могла бы стать темой не одного, а нескольких увлекательных романов. Прежде всего, это была бы книга о выдающемся художнике, наделённом богатым творческим воображением…» - писал Григорий Островский о Рерихе.
Я полностью согласна с этими словами. Таких талантливых людей рождается совсем не много. Мы должны гордиться тем, что живём в стране, где они жили и творили. Мы должны быть счастливы, что имеем такое уникальное наследие, которое создавалось годами и которое мы обязаны хранить и пополнять.
Информация о работе Н. Рерих – истоки творчества и особенности