Урок музыки и его специфические особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 15:23, реферат

Краткое описание

Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.
Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Оглавление

Урок музыки………………………………………………………. 3
Эмоции учеников на уроке……………………………………….. 3
Организация урока……………………………………………… ... 3
Современный урок………………………………………………… 5
Специфические особенности урока музыки…………………….. 6
Интегративный урок музыки……………………………………...8
Специфические задачи интегративных уроков музыки………..11
Заключение……………………………………………………......13
Список использованной литературы…………………………… 14

Файлы: 1 файл

Реферат по музыки.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

Департамент образования Ивановской области

областное государственное образовательное учреждение

«Ивановский педагогический колледж имени Д.А.Фурманова»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Предмет: методика музыкального воспитания

На тему:

Урок музыки и его специфические особенности

 

 

 

                                                                                                    

 

                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                       Студентка группы 3 «К»

                                                                                                       Герасимова Светлана

                       Проверила:

                                                                                                        Бурсикова Т. В.            

 

                                                         Иваново 2015

 

                                                 Содержание

  1. Урок музыки………………………………………………………. 3
  2. Эмоции учеников на уроке……………………………………….. 3
  3. Организация урока……………………………………………… ... 3
  4. Современный урок………………………………………………… 5
  5. Специфические особенности урока музыки…………………….. 6
  6. Интегративный урок музыки……………………………………...8
  7. Специфические задачи интегративных уроков музыки………..11
  8. Заключение……………………………………………………......13
  9. Список использованной литературы…………………………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.

                                                Урок музыки

Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.  Для разучивания песни, танца или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных раннее, повторение пройденных.

                                 Эмоции учеников на уроке

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные  впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах.  Концентрируя внимания учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

                                    Организация урока

Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в его замысле. В нем все должно быть продумано – цель и задачи, содержание и структура, средства и методы, иначе невозможно достичь никаких положительных результатов. Подготовка к уроку зависит от педагогических умений, мастерства учителя, обеспечивающих выявление воспитательных, образовательных и развивающих возможностей музыкального материала, а также путей их реализации.

В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся. При построении урока важно учитывать также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса.

Чтобы структура будущего урока была гибкой, рассчитанной на реальные условия, нужен творческий подход учителя, это и делает каждый урок неповторимым.

В принципе урок должен проходить по заранее продуманному плану, но совместная деятельность учителя и учащихся -  это всегда живой процесс, который невозможно предусмотреть во всех деталях. Невозможно предвидеть некоторые неожиданные ситуации, да и нельзя дать совет по каждому конкретному случаю. Иногда из-за непредвиденных обстоятельств требуется перестроить урок на ходу. Профессиональный опыт позволяет учителю не теряться и в каждом случае принять необходимое решение. В результате цель урока достигается благодаря вариативности намеченной структуры.

Всем известно, что качество современного урока в значительной мере определяется активностью учащихся. Проблема активности решается не только благодаря интересному построению урока и применению методов, вызывающих у ребят живой интерес. Многое зависит от индивидуального подхода учителя к каждому ученику.  На уроке необходимо стремиться к непосредственному общению, используя такие приемы , как наводящие вопросы, подсказки в полголоса, вопросительный или недоумевающий взгляд, одобряющий кивок. Чрезвычайно действенными средствами являются также жесты и мимика учителя.

Возможности для индивидуального подхода к учащимся имеются в разных видах музыкальной деятельности, но особенно благоприятны они при разучивании двух-, трех - голосных произведений, сопровождения на детских музыкальных инструментах, когда учитель дает самостоятельные партии в соответствии с возможностями ребят.

Индивидуальный подход к учащимся способствует в то же время и воспитанию чувства коллективизма. Ощущая ответственность за качество выполнения задания и свою причастность к совместному исполнению произведения, каждый ученик заинтересован в результатах общего дела. При непосредственной заинтересованности удачное исполнение вызывает у всех ребят чувство радости и удовлетворения.

                                        Современный урок

Современный урок музыки трудно себе представить без специального оборудования. Эстетическое оформление кабинета может быть самым разнообразным, но оно не должно способствовать созданию атмосферы, необходимой для урока искусства. На уроке нужны детские музыкальные инструменты, технические, наглядные средства. От их качества, современной подготовки и умелого применения во многом зависит успешное проведения урока.

Сегодня учителю трудно обойтись без грамзаписи, которая  позволяет познакомить ребят с музыкальными произведениями в различном исполнении ( оркестр, хор, ансамбль), расширить их представление о звучании отдельных музыкальных инструментов и выразительности человеческого голоса.  Фонохрестоматия помогает учителю сделать более интересным разучивание песен, так как в грамзаписи даны их аккомпанементы, а также исполнение детскими хоровыми коллективами.  При наличии магнитофона педагог может на уроке фиксировать исполнение песен, детских импровизаций и сразу давать их учащимся прослушивать и оценивать.  К числу технических средств, применяемых на уроках музыки, относится также кино – и диапроекторы -  показ диапозитивов, кинофрагментов помогает усилить эмоциональное воздействие музыки.

В последнее время заметно больше стало использоваться на уроках музыки разнообразных наглядных средств.  Это иллюстрации, репродукции картин, созвучной теме, образному содержанию музыкальных произведений.  Они способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.  Однако, обращаясь на уроке к другим видам искусства, учитель должен помнить, что перед ним произведения, имеющие свой язык и свои возможности, поэтому их использование требует особого мастерства и достаточно высокой искусствоведческой культуры.  Чрезмерно обильное, неумелое применение наглядных средств не только не приносит пользы, но может даже оказаться вредным.  Оно уводит учащихся от восприятия музыки, побуждает к е сюжетному толкованию, нарушает связь между учеником и музыкальным произведением, которое как бы уходит на второй план.

Очень важно использование на уроках наглядных пособий способствующих развитию музыкального слуха детей.  С помощью нотных таблиц происходит овладение навыками пения по нотам, более быстрое разучивание песен, попевок, мелодий.   Нотная запись помогает добиться их чистого интонирования и запоминания.  В первом классе наглядные пособия применяются в музыкально – дидактических играх и специальных заданиях.

Применение на уроке технических и наглядных средств обучения должно быть глубоко продуманным и не превращаться в самоцель.  Их разумное использование, соответствующая дозировка и качество обеспечивают успешное решение задач музыкального воспитания и развития школьников.

                  Специфические особенности урока музыки

Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников  актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством  настолько значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной  деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье.

Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь! Творчески подходя к программе,  учитель не должен разрушать ее тематическое построение, все должно быть последовательно и органично, однако план урока должен быть у учителя в голове, о чем ребята догадываться не должны.

Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека.  Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная:

•    Слушание музыки

•    Исполнительская деятельность

•    Пение

•    Музыкально – познавательная деятельность

     Рассмотрим подробнее эти формы музыкальной деятельности.

Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны и долго сидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к мысли о том, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.

В наше время, когда поток музыкальной  информации доступен   всем,  задача учителя музыки  научить ребят отличать плохую музыку от хорошей, формировать музыкальный вкус ребенка, но без навязывания. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят на «нужную волну», вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки и т.д) такой вид музыкальной деятельности позволяет  отдохнуть и снять напряжение.

Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу. Знания и опыт подскажут педагогу, какие произведения он может включить в урок в замен указанных в программе.

Другая форма музыкального приобщения  - это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные  (игра на музыкальных инструментах,  участие в оркестре, ритмические ансамбли и др.) исполнительская деятельность реализует такие музыкально – педагогические задачи как:  развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа», творческое развитие ребенка.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально – познавательной деятельностью.

В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять  музыку.

Что касается музыкальной грамоты, то  в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. Однако музыкальная грамотность и музыкальная грамота понятия не тождественные. Музыкальная грамотность   - это способность и желание ребенка воспринимать музыку эмоционально, понимать ее, чувствовать стиль автора, исполняемого произведения даже не зная сочинения. А музыкальную грамоту или элементы теории музыки нужно включать очень осторожно, после накопления некоторого слухового опыта у ребенка. В начальной школе при обучении музыки не должно быть никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.

На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки нетерпима трижды!

                              Интегративный урок музыки

Организация интегративных уроков музыки в школе определяется нами как путь к творческому отражению жизненных реалий в доступной для учащихся художественной форме — игры-драматизации, которая помогает становлению и развитию личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей.

В музыкальном образовании она выступает в качестве:

Информация о работе Урок музыки и его специфические особенности