Специфические особенности процесса обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение методики формирования навыков чтению на основе анализа теоретических источников по данной теме.
Предметом исследования является процесс развития навыков чтения, осуществляемый в условиях социокультурного обучения.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.07 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Данная  работа посвящена одному из главных  качеств в исследовании иностранного языка в средней школе - чтению.

В последнее  время иностранный язык прочно вошел  в нашу жизнь. Хорошее, прочное знание иностранного языка – одна из составляющих социокультурной, готовой к межнациональному общению личности. В связи с этим для каждого учителя – практика важным является вопрос о повышении эффективности обучения, требующий постоянного поиска решений. Эффективность процесса обучения, достижения высоких результатов в усвоении программного материала в общеобразовательной школе во многом зависит от заинтересованности детей. Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, обеспечить условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов и потребностей

В процессе обучения чтению школьники испытывают трудности, связанные с незнанием  реалий культуры стран изучаемого языка, темы, ситуации общения, представленных в предметном содержании текста. Большинство  методик изначально допускают трудности, списывая их на неосведомленность о  стране. Но на современном этапе, когда  интерес к отдельным культурам  и нациям постоянно повышается, возникает  необходимость использования в  процессе обучения чтению лингвосоциокультурного метода, повышающего содержательность речи. Это обусловило выбор темы данного исследования: «

Целью работы является определение методики формирования навыков чтению на основе анализа теоретических источников по данной теме.

Предметом исследования является процесс развития навыков чтения, осуществляемый в условиях социокультурного обучения.

Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Задачи обучения:

1. Изучить  и проанализировать теоретический  материал по данной теме.

2.  Дать  характеристику особенностей процесса  обучения чтению.

3. Выявить  преимущества использования лингвострановедческого  аспекта в процессе обучения  чтению.

5. Разработать  учебно-методический комплекс с  использованием лингвострановедческих  материалов для обучения чтению  в 6-х классах.

6. Экспериментально  проверить эффективность разработанного  комплекса, проанализировать результаты  эксперимента. 

В ходе работы были рассмотрены многие работы больших ученых, психологов и педагогов 20 века, изучающих данную тему (Аракин, Корндорф, Миролюбов, Фоломкина,).

Чтение  представляет собой одно из важнейших  средств получения информации и  в жизни современного образованного  человека занимает существенное место. Существует несколько классификаций  типов чтения, в зависимости от цели обучения. В работе были рассмотрены  частично изучающее, поисковое чтение, и в большей степени исследовано  просмотровое чтение. Даны также главные  виды упражнений для эффективного исследования просмотровому чтению, описаны главные  этапы обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Специфические  особенности обучения чтению

                      Чтение как вид речевой деятельности

Чтение рассматривается как рецептивная речевая деятельность, которая

складывается  из восприятия и осмысления письменной речи [28;86). Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Соблюдение этого положения очень важно, так как оно не только создает правильную ориентацию учащихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых умений на иностранном языке. Возможности чтения как средства обучения часто приводят к тому, что на практике оно используется преимущественно в этой функции: тексты предназначены для ознакомления с новым языковым материалом, для пересказов близко к тексту.

Эти виды работы, полезные в других отношениях, задерживают становление зрелого  чтения, и у учащихся складывается отношение к чтению текста как  упражнению с языковым материалом. В результате чтение как речевое  умение у многих выпускников школы  не достигает уровня, позволяющего пользоваться им практически. Чтобы  это не происходило, тексты необходимо в первую очередь рассматривать  как материал для практики в деятельности. Поэтому чтение текста всегда должно выступать как конкретный акт  коммуникации, то есть быть направлено на его понимание, причем не на понимание  вообще, а той степени полноты  и точности, которая соответствует  развиваемому в данный момент виду чтения. Управление характером понимания  осуществляется в учебном процессе с помощью задания учащемуся  для чтения текста и последующей  проверки понимания содержания прочитанного. Поэтому и задание, и способ проверки понимания должны соответствовать  как развиваемому виду чтения, так  и друг другу. Учащиеся должны при  этом знать, что успешность выполнения задания оценивается по тому, насколько  полнота и точность понимания  соответствует требуемым. [ 1;38].

Обучение  чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой  деятельности является то, что оно  используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически предопределяет, будут ли учащиеся относиться к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми. Наряду с этим обучение следует строить так, чтобы чтение вызвало умственную активность учащихся, сопровождалось решением определенных мыслительных задач, требующего осмысления содержащихся в тексте фактов, их сопоставления, группировки и так далее. При обучении пониманию читаемого следует опираться на овладение учащимися структурой языка, его структурными и строевыми элементами. Их функцией является оформление и передача смысловых отношений между самостоятельными предметами мысли. Владение ими не только облегчает и ускоряет процесс чтения, так как позволяет читающему быстро и правильно членить предложения текста на синтагмы и устанавливать отношения между элементами текста разных уровней, но и обеспечивает возможность точного понимания текста. [ 6;96].

Обучение  чтению должно включать не только рецептивную, но и репродуктивную деятельность учащихся. Хотя чтение относится к рецептивным  видам речевой деятельности, его  протекание требует ряда операций репродуктивного  характера, которые ярче всего прослеживаются во внутреннем проговаривании и в  действии механизмов прогнозирования. Нормальное функционирование чтения предполагает очень быстрое протекание этих процессов, что возможно лишь при автоматизации  соответствующих навыков и у читающего. Все это делает упражнения в воспроизведении языкового материала необходимым компонентом обучения чтению, так как воспроизводящая память – а репродукция строится на ней – активизируется в момент активной речи. Функционирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления.

1.2 Обучение технике  чтения

Под "техникой чтения" понимается правильное озвучивание  при чтении про себя и вслух, как  правило, словосочетания, предложения. Правильный темп речи приближается к  темпу речи среднеобразованного носителя языка. Интонационное оформление также должно соответствовать нормам изучаемого языка.

Технический навык приобретается сразу после  того, как вводятся буквы и слова, т.е. после устного курса. Обучающему сообщают звуки, сочетания, затем следуют  упражнения. [ 8;47].

Упражнения: произносить за диктором, вместе с  диктором, заучивание наизусть, чтение хором, чтение на оценку.

Первой  задачей обучения является создание у учащихся прочных зрительных, слуховых и речедвигательных связей, наличие которых позволяет воссоздавать правильную звуковую форму письменного текста.

Однако  чтение всегда направлено на понимание  текста, поэтому не менее важно  развить у учащихся умение объединять графические знаки в значимые единицы — слова, синтагмы, предложения. Наименьшей воспринимаемой единицей при чтении является слово, которое должно узнаваться сразу, а это возможно только при наличии его зрительного образа в долговременной памяти учащегося Накопление зрительных образов изучаемой лексики и развитие умения объединять их в смысловые единицы более крупного порядка является второй задачей обучения технике чтения вслух.

Если  первая задача решается преимущественно  на начальной ступени, то вторая сохраняет  свою актуальность до конца обучения. Зрительные ощущения — на данный момент всякого чтения — могут превратиться в зрительные образы только при наличии  слуховых и речедвигательных (моторных) ощущений, а их правильность можно проверить только в громкой речи; поэтому чтение вслух остается важным средством обучения чтению в течение всего времени, пока учащиеся знакомятся с новым языковым материалом.

Роль  слухо-моторных образов в формировании зрительных объясняет тесную связь обучения технике громкого чтения и произношению. В то же время зрительный образ является материальной опорой слухо-моторного и способствует лучшему его запоминанию.

Работа  над техникой чтения начинается с  формирования у учащихся графемно-фонемных связей (графема представляет собой материализованную в письменной форме Языка фонему). Возникающие при этом трудности обусловлены расхождением между системами этих связей в родном и иностранном языках, с одной стороны, и между звуковой и графической системами самого иностранного языка, с другой стороны.

Навыки  техники чтения характеризуются  определенными качествами:

  • автоматизированность
  • устойчивость (способность навыка сохранять свои свойства под влиянием других навыков при его включении в речевую деятельность)
  • гибкость ( способность включаться в самые разные ситуации)

Условием  функционирования навыка является знание читающим цели или результата чтения , которые определяют скорость чтения, поле охвата, точность и полноту понимания . Поэтому именно эти условия должны моделироваться в упражнениях для обучения техники чтения.

Данные  анализа предлагаемых в методической литературе упражнений показали, что  они носят чисто учебный характер, не ставя своей целью извлечение информации из прочитанного. [ 12;32].

Все упражнения разделены  на 3 группы:

  • упражнения на обучение точности или безошибочности чтения ( направлены на обучение учащихся правильному узнаванию речевых единиц в разных ситуациях чтения , а также на преодоление интерференции родного языка учащихся).
  • упражнения на обучение скорости чтения ( предназначены, чтобы научить учащихся читать с нормальной скоростью и подвести их к скоростному чтению, при котором отсутствует операция внутреннего проговаривания читаемого).
  • упражнения на расширение поля чтения ( направлены на развитие механизма антиципации и логического понимания ).

Пользуясь идеей адекватности упражнений навыкам  техники чтения, можно заключить, что для эффективности обучения необходим комплекс упражнений, содержащих коммуникативную задачу и ситуацию чтения , который позволит сформировать у учащихся навыки техники чтения, способные действовать в этом виде речевой деятельности.

Под комплексом упражнений мы понимаем совокупность упражнений определенного качества, количественное соотнесение и последовательность которых обеспечивает приобретение навыков всех характеристик , необходимых для его функционирования в говорении. Назначением комплекса упражнений для формирования навыков техники чтения является обеспечение оптимальным путем прочного усвоения до уровня навыка какой-то дозы речевого материала. Качественная сторона упражнений, которые должны быть включены в комплекс для формирования навыков техники чтения , определяется нами с учетом критерия их адекватности навыкам техники чтения (подразумеваются упражнения , предназначенные для обучения точности или безошибочности чтения , скорости чтения и расширению поля чтения).

Такими  упражнениями являются те упражнения, которые содержат в себе ситуацию чтения и коммуникативную задачу. Что касается последовательности упражнений, то их целесообразно расположить  по степени нарастания трудностей, а именно, вначале включить упражнения для обучения безошибочности чтения, затем для расширения поля чтения и, наконец, увеличение его скорости. При разработке комплекса упражнений для обучения технике чтения следует  исходить из необходимости создания условий для формирования навыков чтения. В качестве таких условий выделяется однотипность примеров на правило чтения, регулярность их поступления в разнообразном окружении и направленность заданий на извлечение информации. При этом расположение этих упражнений носит ступенчатый характер, что позволяет их использовать на ряде уроков. Форма проведения этих упражнений и их количество устанавливаются с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников. У большинства школьников этого возраста преобладающим видом внимания все еще остается непроизвольное внимание, которому присущи такие отличительные черты, как неустойчивость и легкая отвлекаемость. Немаловажным является и тот факт, что школьники данного возраста все еще с большим интересом откликаются на такой вид деятельности, как игру, поэтому логично предположить, что и упражнения для обучения чтению должны содержать в себе игровые элементы. Однако, в тоже самое время эти упражнения должны позволить учащимся проявить свою самостоятельность, тем самым давая им возможность почувствовать себя взрослыми. На основании вышеприведенного описания структуры комплекса упражнений для формирования навыков техники чтения можно сделать вывод, что при его составлении необходимо строго учитывать качество упражнений, входящих в комплекс, их последовательность, количество, форму и способ их проведения, что позволит быстрее и эффективнее сформировать необходимые навыки. [ 12;67]. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Специфические особенности процесса обучения чтению