Специфические особенности процесса обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение методики формирования навыков чтению на основе анализа теоретических источников по данной теме.
Предметом исследования является процесс развития навыков чтения, осуществляемый в условиях социокультурного обучения.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

Упомянутые  учебные функции чтения соединены с овладением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе используются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех либо других комплексов операций, нужных для протекания чтения как речевой деятельности Л.С. Головкина. Синтетическое чтение на уроках британского языка в средней школе. Сб. Учителя о собственной работе. М., 1962..

Так, в  зависимости от того, какой комплекс мыслительных операций, связанных со смысловой обработкой читаемого, является объектом тренировки, различают синтетическое и аналитическое (с элементами анализа) чтение, беспереводное (с непосредственным пониманием) и переводное чтение. По характеру и степени помощи учащемуся выделяют чтение без словаря и со словарем, чтение с предварительно снятыми трудностями и с неснятыми трудностями, подготовленное и неподготовленное.

По форме  организации различают потрясающее и домашнее чтение, учебное (по заданию учителя) и реальное, либо самостоятельное (по инициативе самого учащегося), фронтальное (все читают одну и ту же книгу) и личное; чтение вслух может быть хоровым и личным.

Все перечисленные  формы работы употребляются при  обучении как ознакомительному, так  и изучающему чтению. Так, для формирования первого необходимы и синтетическое и аналитическое чтение, так как оно просит не лишь синтетического восприятия материала, но и аналитических операций даже при отсутствии затруднений в понимании (выделение основного, группировка фактов.); Эти формы работы могут быть и домашними и потрясающими, фронтальными и индивидуальными, сопровождаться либо не сопровождаться предварительной подготовкой . То же самое можно сказать и об изучающем чтении. 

 

2.3 Практическая часть. Изучающее чтение 

Изучающее чтение  предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Темп  изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность  для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. 

Lest den Text “Die Bundesrepublik Deutschland”aufmerksam durch, beachtet beim Lesen die oben erwähnten Wörter ( Punkt 2.1. und 2.3.). Versucht den Inhalt des Textes zu verstehen und bereitet euch auf die Kontrolle des Leseverstehens vor. 

Die Bundesrepublik Deutschland (die BRD)

      Die Bundesrepublik Deutschland liegt im Zentrum Europas. Sie grenzt im Westen an die Niederlande, Belgien, Luxemburg, Frankreich, im Süden an die Schweiz, Österreich, im Osten an Polen, Tschechien, im Norden an Dänemark. Die Ostsee und die Nordsee bilden im Norden eine natürliche Grenze.

      Die Fläche der BRD beträgt 357 000 qkm. In der BRD leben 83 Millionen Menschen.

Die Hauptstadt der BRD ist Berlin. Es liegt an der Spree. Berlin ist die größte Stadt der BRD. Die anderen großen Städte sind Hamburg, München, Köln, Düsseldorf, Lepzig, Dresden, Frankfurt am Main, Stuttgart.

      Die BRD besteht aus 16 Bundesländern: Bayern, Baden-Würtemberg, Niedersachsen, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Hessen, Nordrheinwestfalen, Rheinland-Pfalz, Saarland, Schleswig-Holstein, Thüringen, Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Berlin, Hamburg und Bremen.

      Die Landschaft ist sehr vielfältig: das Tiefland im Norden und das Mittelgebirge im Süden des Landes. Der Rhein, der Main, die Donau, die Elbe sind die Hauptflüsse der BRD. Das Klima des Landes ist mild.

      Die Bundesrepublik Deutschland ist ein hochentwickelter Industriestaat. Die wichtigsten Industriezweige sind Auto-, Chemieindustrie, Optik, Elektronik und Maschinenbau.

      Deutschland ist reich an seine berühmten Persönlichkeiten. Es schenkte der Welt Dichter und Schriftsteller Goethe, Schiller und Heine, Komponisten Bach, Beethoven, Straus und Wagner, Wissenschaftler Rönthgen, Einstein, Koch und viele andere.

      Die Staatsflagge der BRD ist schwarz-rot-gold. Das Wappen stellt den Adler dar.

      Der 3. Oktober ist ein nationaler Feiertag. Das ist der Tag der Wiedervereinigung Deutschlands. Deutschland vereinigte sich am 3. Oktober 1990 wieder. 

    1. Antwortet auf die Fragen.
 
    1. Wo liegt die BRD?
    2. An welche Länder grenzt sie?
    3. Wie groß ist das Land?
    4. Wieviel Menschen leben in Deutschland?
    5. Wie heißt die Hauptstadt der BRD?
    6. Aus wieviel Bundesländern besteht Deutschland?
    7. Wie ist das Klima?
    8. Welche Industriezweige sind in Deutschland besonders entwickelt?
    9. Wie heißen die größten Söhne Deutschlands?
    10. Welche Farben hat die deutsche Flagge?
    11. Was für ein Tag ist der 3. Oktober für Deutschland?
 

    2. Wählt die richtige Variante. 

    1. Die BRD liegt im … Europas.

      a) Süden  b) Westen  c) in der Mitte  d) Norden

    1. An Welches Land grenzt die BRD im Norden?

      a) Schweden b) die Schweiz c) Schleswig-Holstein d) Dänemark

    1. In der BRD leben … Millionen Menschen.

      a) über achtzig b) achtzehen  c) acht   d) achtundachtzig

    1. An welchem Fluß liegt die Hauptstadt der BRD?

      a) an der Elbe b) am Rhein  c) an der Spree d) am Main

    1. Aus wieviel Bundesländern besteht Deutschland?

      a) sechzig  b) sechzehn  c) sechs  d) sechsundsechzig

    1. Deutshland ist … an seine Persönlichkeiten.

      a) arm  b) reich  c) viel   d) wenig

    1. Wievielfarbig ist die Staatsflagge?

      a) vier  b) zwei  c) drei   d) fünf

    1. Wann vereinigte sich Deutschland wieder?

      a) am dritten Oktober b) am dreizehnten Oktober c) am dreißigsten Oktober   d) am dreiundzwanzigsten Oktober 

      3.Beantwortet die Fragen.  

    • Was habt ihr aus dem Text über Deutschland erfahren?
    • Was wisst ihr jetzt über Deutschland?

    Muster: Ich habe erfahren, dass…

            Ich weiß jetzt, dass …  

    Erzählt anhand der Punkte 1,2, 3. über die Bundesrepublik Deutschland. 

Предтекстовый этап

  • Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
  • Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
  • Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
  • Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
  • Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
  • Назовите исходную форму данных слов.

Текстовый этап

  • прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
  • прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
  • прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
  • выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
  • прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

Послетекстовый этап

  • используя материал текста, ответьте на вопросы;
  • расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
  • используя факты из текста, расскажите о …;
  • перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
  • охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
  • выразите свое отношение к прочитанному;
  • прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
  • составьте аннотацию к тексту.

    Сравнение выделенных слов, нахождение необходимых  признаков, соотнесение с соответствующим  значением родного языка –  такая аналитическая работа учит вдумчивому чтению, наблюдательности, познавательной активности и развивается  мышление учащихся. Поскольку от учеников требуется умение непосредственно  понимать текст, то упражнения для проверки понимания следует подбирать  с учетом данной специфики. Так, широко применяется в школе такой  вид работы, как вопросы к тексту. Однако следует помнить, что не всякий вопрос соответствует поставленной цели. Вопросы, которые затрагивают  второстепенные факты и детали, могут  остаться иногда без ответа не потому, что ученики не поняли текста при  чтении, а потому, что они забыли про эту деталь, не обратили внимание на незначительный для повествования факт. Вопросы, выявляющие понимание прочитанного, должны касаться основных, существенных для логики повествования фактов и исключать по возможности элемент случайности в ответах.

  • Другими упражнениями, проверяющими понимание прочитанного, могут быть правильные и неправильные предложения по содержанию текста. Не соответствующих или не полностью соответствующих содержанию прочитанных предложений должно быть гораздо больше, чем правильных. Такое соотношение сводить момент случайности до минимума. Учащиеся должны, выполняя упражнение, указать, правильно ли произнесенное учителем предложение (то есть, соответствует ли оно содержанию текста) или неправильно (не соответствует содержанию текста). Если предложение неправильно, ученик должен исправить его так, чтобы оно соответствовало содержанию прочитанного.
  • Следующее упражнение, которое можно предложить для проверки понимания прочитанного, более громоздко, но дает довольно полное представление о степени понимания, достигнутого учениками при чтении. Оно представляет собой группы предложений (в каждой группе должно быть не менее трех предложений), в которых только одно соответствует содержанию текста. Групп должно быть несколько, чтобы они отражали основное содержание рассказа. Учитель записывает группы предложений на доске, ученики называют то предложение в группе, которое соответствует содержанию рассказа. Начинать опрос следует, естественно, с самых слабых учащихся. Чтение небольшого отрывка вслух (не более четырех-пяти строчек) также может свидетельствовать о понимании или непонимании прочитанного. Если ученик читает правильно, с правильным делением на смысловые группы, с правильным словесным ударением, очевидно, что он понимает то, что читает. Быстрое отыскивание в тексте предложений, подтверждающих или опровергающих факт, высказанный учителем, помогает выявить понимание прочитанного.
  • Составление плана к прочитанному – также один из способов проверки понимания текста. В этом случае наиболее рационально предложить классу составить план на уроке, чтобы каждый работал самостоятельно. Можно предложить классу в готовом плане расставить пункты так, чтобы они отражали развитие действия рассказа.

    Вывод:

    1.Учитель  обладает большим набором методов  и приемов работы по обучению  чтению, при выборе которых следует  руководствоваться целью занятия,  типом выбранного для чтения  текста, а также этапом работы  над ними.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Специфические  особенности обучения чтению.

1.1. Специфические  особенности процесса обучения  чтению. Чтение как вид речевой деятельности…………………………………………………………....5

1.2. Обучение  технике чтения на иностранном языке………………………..7

 Вывод…………………………………………………………………………....11

ГЛАВА 2. Приёмы обучения различным видам чтения

2.1. Главные виды чтения………………………………………………………12

2.2. Чтение как средство обучения…………………………………………….17

2.3.Практическая  часть урока. Обучение  изучающему чтению  учеников 6-х классов средней школы…………………………………………………………………………….21

Вывод…………………………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Чтение  представляет собой одно из важнейших  средств получения информации и  в жизни современного человека занимает значительное место. В реальной жизни  чтение выступает как самостоятельный  вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребностей в информации, заключенной  в тексте. Таким образом, чтение широко используется в познавательных, эстетических целях, применяется бытовой и  производственной сферой. Обучение чтению, основанное на лингвосоциокультурном методе, предполагает аппеляцию к социальной и культурной среде стран изучаемого языка, то есть развитие социокультурной компетенции школьника. Это – способ понять другую культуру, получить страноведческие знания о географии, истории, государственном устройстве, о научных достижениях этих стран, что в силу психологических особенностей школьников данной возрастной группы, является стимулом к повышению мотивации к изучению иностранного языка. Существуют различные виды чтения, такие как, поисковое чтение, ознакомительное, чтение с полным пониманием содержания. Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни. Задания к текстам должны быть адекватны развиваемым умениям, разнообразны, интересны. При обучении чтению лингвострановедческие знания особенно необходимы при подготовке учащихся на предтекстовом этапе. Это способствует снятию трудностей, предваряет недопонимание, и, на конечном этапе способствует формированию лингвосоциокультурной компетенции школьника.  
 

Информация о работе Специфические особенности процесса обучения чтению