Специфические особенности процесса обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение методики формирования навыков чтению на основе анализа теоретических источников по данной теме.
Предметом исследования является процесс развития навыков чтения, осуществляемый в условиях социокультурного обучения.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

     Выводы  по первой главе:

     1. Чтение является рецептивным,  реактивным и по форме протекания  внутренним видом речевой деятельности, опирающимся на зрительное восприятие  речи.

     2. По степени проникновения в  содержание текста и в зависимости  от коммуникативных потребностей  выделяют просмотровое, поисковое,  ознакомительное, изучающее чтение.

     3. Содержание обучения чтения включает  лингвистический компонент, который  является средством повышения  мотивации к обучению иностранному  языку учащихся на среднем  этапе обучения. 

 

 

Глава 2. Приёмы обучения различным видам чтения

            2.1.Виды чтения

К определению  видов чтения можно подойти по-разному:

I.. По целевой направленности  деятельности

  1. ознакомительное
  2. просмотровое
  3. изучающее
  4. поисковое

II. По форме

  1. про себя
  2. индивидуальное
  3. хоровое
  4. громкое

III. По способу раскрытия  содержания

  1. аналитическое
  2. синтетическое
  3. переводное
  4. беспереводное

IV. По месту чтения

  1. домашнее
  2. классное

V. По характеру организации  деятельности

  1. подготовленное
  2. неподготовленное
  3. тренировочное
  4. контрольное
 

В зависимости  от целевой установки различают  просмотровое, ознакомительное, изучающее  и поисковое чтение. Остановимся  подробнее на каждом из этих видов.

Ознакомительное чтение: Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной подготовки на последующее внедрение либо воспроизведение полученной информации.

   При ознакомительном чтении основная коммуникативная  задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в  результате быстрого прочтения всего  текста извлечь содержащуюся в нем  основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом  решаются в тексте, что именно говорится  в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать  главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного.

     Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже -160-180, для немецкого —130-150, для русского — 110-120 слов в минуту.

   Изучающее чтение: предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

   Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную  значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

  Степень полноты понимания -- 100% причем ожидается чёткое (адекватное) понимание всей информации. Скорость рассматривается как факультативный показатель, но, она не обязана быть ниже 50 - 60 сл./ Мин.

 

   Поисковое чтение(в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье.

   В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя.  Поэтому  оно обычно является сопутствующим  компонентом при развитии других видов чтения.

   Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Наряду  с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и верный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению собственных мыслей.

   Просмотровое  чтение: Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

   При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого  абзаца и ключевого предложения  и просмотреть текст.

     Количество смысловых кусков  при этом гораздо меньше, чем  при изучающем и ознакомительном  видах чтения; они крупнее, так  как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

   Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст  интерес для читающего, какие  части текста могут оказаться  в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом  переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

   Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных  текстовых материалов и создавать  ситуации просмотра. Скорость просмотрового  чтения не должна быть ниже 500 слов  в минуту, а учебные задания  должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться  в логико-смысловой структуре  текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

 Этот  вид чтения проводится только  в классе под контролем учителя.  Это связано с тем, что при  его проведении практикуется, как  правило, одноразовое чтение про  себя, при котором учащиеся должны, несмотря на наличие в тексте  незнакомых слов и некоторых  грамматических явлений, понять  основную идею текста.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
  • ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;
  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

 

            2.2. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.

                                         Чтение как средство обучения. 

Чтение  является и целью, и средством  обучения иностранному языку. В учебном  процессе следует верно  различать эти его две функции, так как она определяют методическую компанию всей работы. Все ситуации чтения делятся на две группы: ситуации, в которых читающему нужно лишь получить содержащуюся в тексте информацию, и ситуации, в которых од-новременно с её получением требуется передать её в том же виде иным лицам. В первом случае употребляется чтение про себя, во втором - чтение вслух. Задачей школы является научить учащихся читать про себя, так как в жизни чтение вслух ни иностранном языке требуется совсем небольшому кругу лиц (учителям, актерам, дикторам и др.).

Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов. Так, первый из них ориентирован на то, чтобы составить представление о теме статьи/книги. Для получения данной информации бывает довольно просмотреть заглавия и подзаголовки, бегло прочесть отдельные абзацы либо даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги. При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание в большей степени на основной информации, по-чему этот вид время от времени называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в стремительном тем-пе. Наконец, при изучающем чтении читающий стремится очень полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически её осмыслить. Традиционно предполагается дальнейшее внедрение данной информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на её длительное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает достаточно медленным, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест.

Особенности чтения как речевой деятельности делают его очень эффективным средством обучения. Его положительная роль в особенности ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, провождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новейших для учащихся. Поэтому на продвинутых ступенях обучения чтение текстов выступает и как один из способов расширения словаря.

Запоминание при чтении может быть как непроизвольным, так и произвольным. Первое имеет место преимущественно при стремительном (ознакомительном) чтении, когда внимание читающего целиком ориентировано на содержание текста (совместно с содержанием, он запоминает и его языковую фор-му). Результативность запоминания этого вида в особенности ощутима при обильном чтении, поэтому на всех ступенях обучения рекомендуется читать много легких (для соответствующего уровня) текстов. Случайное запоминание достигается тем, что внимание учащегося сознательно (при помощи особых заданий учителя либо по своей инициативе) направляется не лишь на содержание, но и на языковые средства его выражения.

В практике работы нужно опираться на оба  вида запоминания, и, подчеркивая назначение учебного текста с данной точки зрения, в методической литературе частенько различают тексты для экстенсивного и интенсивного чтения. В первом случае объектом работы, которая основывается на ознакомительном чтении, является лишь содержание текста, а во втором, строящемся на изучающем чтении и его языковой материал.

Запоминание языкового материала, происходящее во время чтения, обеспечивает скопление положительного языкового опыта, наличие которого - нужное условие правильности устной речи (говорения): в текстах изучаемые языковые единицы многократно повторяются в разнообразных контекстах, благодаря чему в сознании учащегося уточняются их семантические границы и нормы употребления (сочетаемость лексических единиц, заполнение грамматических структур, соотнесение и тех и остальных с разными ситуациями общения).

Положительное влияние чтения на развитие устной речи оказывается вероятным благодаря тому, что в процессы чтения (и тихого и громкого) вовлечены все анализаторы, участвующие в говорении.

кроме этого, содержание прочитанных текстов служит основой для многих упражнений, конкретно на-правленных на развитие устной речи - вопросо-ответные упражнения, пересказы, беседы и дискуссии по прочитанномму и др.,особенное место занимает чтение вслух. Оно обширно используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Общность коммуникативных задач (передача информации) и наличие громкой наружной речи делает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи, равномерно увеличивать её темп, сохраняя при этом правильность.

Информация о работе Специфические особенности процесса обучения чтению